Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

Торговый центр «Европейский» шесть-семь лет назад был весьма перспективным проектом. Во-первых, из-за выгодного местоположения: застройщик «Дальсвет проект» начал возводить  комплекс на территории центрального рынка, на пересечении улиц Красноармейской и Шевченко. Центр города, близость автовокзала, расположенные рядом «Три кита» и «XL» — все это дает большой поток людей в районе потенциального нового комплекса. Второй, не менее важный плюс — многопрофильный формат торгового центра. Помимо отделов с одеждой, обувью, бижутерией, на первом этаже, согласно проекту, должен быть крупный супермаркет, а также полноценная зона фудкорта и развлечений. «Европейский» мог бы претендовать на роль первого среди торгово-развлекательных комплексов, ведь в отличие от «Островов» и «Перекрестка», он находится в центре города, и добраться сюда намного проще.

1399

кв. м торговой площади  приходится в областном центре Приамурья на тысячу жителей. Это  в 2,1 раза больше, чем рассчитанный норматив

 — До 2012 года люди в очередь выстраивались, чтобы купить у нас торговую площадь, — рассказывает коммерческий директор «Дальсвет проекта» Матвей Филин. — И не только благовещенские, китайские предприниматели тоже были готовы вложить средства в проект.

Но застройщик не хотел отдавать на откуп бизнесменам из Поднебесной большинство площадей, чтобы не делать второй «XL» — в проекте значительную часть занимали федеральные сети. Около пяти процентов площадей было раскуплено 40 амурскими дольщиками. Их не останавливал недешевый ценник: 180—200 тысяч за квадратный метр.

— Наша компания вложила 200 миллионов в строительство и столько же получила от дольщиков, — объясняет Матвей Филин. — Еще 100 миллионов дольщики должны были выплатить до окончания строительства: этого бы хватило, чтобы выполнить строительство первой очереди  на 90 процентов. В этом случае запустить центр сегодня было бы уже намного легче.

В этом году впервые количество объектов розничной торговли  в Благовещенске начало уменьшаться.
 

Но с 2013 года компания начала работать не на стройплощадке, а в судах — отстаивать право продолжить возводить здание. «Нам пришлось заморозить стройку и через суд доказывать законность права на аренду земли под торговым центром, — продолжает коммерческий директор. — Суд мы выиграли, но тут в стране начался кризис, и большинство потенциальных дольщиков отказались от планов по расширению и вложению средств в бизнес. Тем не менее мы уверены, что центр будет достроен».

Банкротить нельзя достроить

«Европейский» должны были сдать в декабре сначала 2013 года, потом — 2015- го. Но пока до завершения строительства еще далеко. Застройщик не скрывает: средств на это у него пока нет. И теперь судьба торгового центра в руках, прежде всего, тех самых вложившихся дольщиков. Вместо банкротства «Дальсвет проект» предлагает дольщикам помочь достроить торговый центр.

— Конечно, они могут подать на банкротство. Но у «Дальсвет проекта» нет никакой собственности, кроме этого недостроя, — объясняет коммерческий директор компании. — За сколько его продадут конкурсные управляющие и хватит ли этих денег всем дольщикам — большой вопрос. Мы же ищем партнера, который готов достроить «Европейский». Несколько инвесторов уже заинтересовались нашим предложением.

Важный нюанс: комплекс состоит из двух очередей. Компания предложила инвесторам достроить первую очередь и за это отдать им на откуп вторую. При этом часть дольщиков выкупила места именно во второй очереди. Поэтому «Дальсвет проект» предлагает дольщикам из второй очереди переселиться в первую (это четырехэтажное здание с семиэтажной башней) и либо доплатить оставшиеся по договору деньги, либо сократить свои квадратные метры.

Впрочем, даже если все предприниматели согласятся принять условия застройщика, а инвесторы подпишут договор и выполнят его условия, раньше 2017 года комплекс не запустят. Поэтому пока появление в Благовещенске «Европейского» под вопросом.

 Многовато будет?

Вопрос об избыточности торговых центров в Благовещенске обсуждается жителями уже не первый год. Последние несколько лет Приамурье занимает второе место в России по количеству торговых площадей на тысячу человек. Тем не менее новые торговые центры продолжают открываться. Более того —  несмотря на то что неликвидность пророчат в первую очередь старым ТЦ, работающим в формате мелких секций и отделов, и Хуафу, и Бурхан, и ЦУМ продолжают функционировать.

— Да, места самой низкой проходимостью — верхние этажи, дальние секции — стали невостребованными. Но хорошие площади во всех «Хуафу» заняты плотно, и никто съезжать с первого, например, этажа не собирается, — объясняет хозяйка одного из отделов «Небесного Хуафу».

2,1

раза — во столько превышает количество торговых площадей на тысячу амурчан от рассчитанного федеральными специалистами норматива

По ее словам, сильное место этих центров — близость к автовокзалу. И значительную часть покупателей составляют не благовещенцы, а люди из других городов Приамурья. «Пока автовокзал стоит здесь, Хуафу и остальные центры, до которых можно дойти пешком, будут работать», — подводит итог предпринимательница. Правда, при этом, по неподтвержденной информации, «Большой Хуафу» некоторое время назад снизил стоимость аренды   площадей.

Отдаленные от центра торговые комплексы, такие как «Острова» и «Перекресток»,  привлекают покупателей комплексом услуг. Отправляясь в торговый центр, можно не только купить нужную вещь, но и сделать прическу, маникюр, посмотреть кино. Причем «Острова» на этом решили не останавливаться — сейчас идет строительство третьей очереди, по неофициальной информации, часть новой площади займет гостиница. А это значит, что в перспективе комплекс получит дополнительную порцию потенциальных клиентов.

Кстати, по словам специалистов, все больше торговых центров начинают ориентироваться на китайских туристов. Однако значительную выручку гости из Поднебесной обеспечивают только двум типам магазинов: с качественной обувью и ювелирными украшениями. По неподтвержденной информации, эта продукция составляет 90 % покупок наших соседей в Благовещенске.

Несмотря на разговоры об избыточности торговых квадратов, возле ИПК «Приамурье» возводится новый ТЦ.

«Количество объектов розничной торговли  впервые снизилось»

Пока в Благовещенске нет ни одного торгового центра, который бы закрылся. Но явный избыток торговых площадей уже налицо: теперь в любом центре есть свободные квадратные метры, и все чаще на месте отделов с одеждой, обувью, аксессуарами появляются офисы. «В этом году впервые количество объектов розничной торговли  в Благовещенске начало уменьшаться.  До 2012 года мы наблюдали постоянный рост в этой отрасли, а последние два года количество закрывшихся и открывшихся объектов было примерно равным, — комментирует исполняющая обязанности начальника управления по развитию потребительского рынка и услуг администрации Благовещенска Татьяна Войтенко. — Данные еще собираются, но тенденция налицо».

В этом нет ничего удивительного — еще в начале года количество торговых площадей на тысячу человек в Благовещенске  превышало норматив более чем в два раза — 1 399 квадратных метров на тысячу благовещенцев.

Федеральные и дальневосточные магазины раскидывают сеть 

Не менее жесткая конкуренция и в сегменте продуктовой торговли. Однако это не отпугивает предпринимателей данной сферы, а заставляет их искать для своих магазинов свободные ниши.

Удачным примером может стать первый в Благовещенске склад-магазин розничной торговли федеральной сети «Светофор», который в ближайшее время должен открыться на улице Мухина. В отличие от других супермаркетов, он имеет конкретную целевую аудиторию: семьи со средним и ниже среднего достатком. Руководство сети утверждает, что их цены на товар ниже на 10—20 процентов, чем у конкурентов. Невысокая стоимость товара достигается несколькими способами. Во-первых, «Светофор» — магазин самообслуживания. Товар здесь не раскладывают красиво по полочкам, покупатель сам достает из коробок консервы, крупы и тому подобное. Таким образом руководство экономит на зарплатах мерчендайзеров. Во-вторых, экономия достигается за счет работы с поставщиками. «Светофор» заключает договоры с ними на условиях, что итоговая стоимость привезенного товара будет на 20—30 процентов ниже, чем на полках конкурентов, а для популярных брендов разница должна быть не меньше 50 процентов.

Сдать  торговый центр возле Центрального рынка обещали сначала в декабре 2013 года, затем  2015-го.

Поставщики идут на такие уступки, потому что взамен «Светофор» обещает возвращать деньги за реализованный товар значительно быстрее, чем конкуренты. Кроме того, компания  не берет деньги за расположение товара в магазине: как правило, супермаркеты негласно продают производителям возможность расположиться на самых видных полках, а иногда берут деньги просто за нахождение товара в магазине.

Кроме того, руководство склада-магазина не скрывает, что приоритет получает, прежде всего, продукция экономкласса. Кстати, в Приамурье уже работает один «Светофор» — первый в области магазин этой сети открылся в Белогорске 29 августа. Помимо Благовещенска, еще один «Светофор» откроется в этом году в Свободном.

Сами выберем

В следующем году в Благовещенке появится еще один торговый центр — на пересечении улиц Калинина и Тенистой. Строительство началось весной этого года на участке размером более 50 тысяч квадратных метров. Площадь ТЦ около 10 тысяч квадратных метров, и треть из них займет   магазин  дальневосточной сети гипермаркетов «Самбери». Проектировщики предусмотрели заезды  с нескольких улиц и парковку на несколько сотен машин. Благовещенский «Самбери» станет 17-м магазином сети. За последние десять лет гипермаркеты открылись в Хабаровске,  Биробиджане, Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре и Уссурийске.

Интересно, что владелец «Самбери» — группа компаний «Невада» — полгода назад выкупил у прежних хозяев амурскую сеть супермаркетов «Наш универсам». Какие теперь изменения ждут «универсамы» (в Приамурье их 21), пока неизвестно.