Фото: Дмитрий ТупиковФото: Дмитрий Тупиков

Борьба стихий

За 10 лет работа на морозе, да еще и с холодными материалами стала для Алексея Сидорова вполне привычной. Тем более интересно узнать, что вообще-то его официальная должность — мастер-пожарный, а это значит, что обычно Алексею приходится иметь дело с абсолютно противоположной стихией. Впрочем, сам скульптор не находит в этом парадоксе ничего особенного.

— Еще в 1997 году я окончил художественно-графическое отделение педучилища № 2, потом была служба в армии. В 2000 году началась моя карьера пожарного, а уже во время работы я окончил отделение изобразительного искусства Хабаровского педагогического университета, — уточняет Алексей Сидоров. — Среди моих коллег я знаю многих, кто также занимается творчеством: художники есть и среди военных, и среди сотрудников органов внутренних дел. К примеру, при УВД Амурской области существует изостудия имени Верещагина, председателем которой я сейчас являюсь.

Как признается мастер, в детстве особой тяги к искусству он не испытывал, а был обычным дворовым мальчишкой. Однако когда Алексей начинает рассказывать про свою семью, становится понятно, что резьбой по дереву и снегу он занялся неслучайно. Видимо, сказались гены: его дед и дядя были достаточно известными в городе художниками. Дед Николай Егорович создавал также композиции из дерева, работал в собственной мастерской, куда любопытный внук время от времени заглядывал. Правда, тогда еще Сидоров-младший был далек от мысли продолжить творческую династию.

— После девятого класса надо было куда-то поступать, и я пошел учиться в педколледж. У нас преподавали хорошие педагоги, от которых я узнал много нового о художественных направлениях. Именно в училище я начал резать по дереву, моим учителем был Виктор Викторович Кузнецов. Кстати, он же в 1996 году предложил мне попробовать себя в ледовой скульптуре, — вспоминает Сидоров.

Творчество на белом фоне

С 2005 года художник и пожарный в одном лице занимается созданием праздничного настроения на главной площади Благовещенска. В этом году вместе с хабаровскими коллегами он трудится над созданием образов Колобков, Чебурашки и его друзей, Маши и Медведя, забавных обезьянок всех мастей и других мультяшных персонажей.

— Сначала эскизы всех фигур я делаю на бумаге, некоторые вылепливаю из пластилина, чтобы представить их в объеме. Конечно, в процессе работы случается импровизация, а какие-то детали на модели я намеренно оставляю незавершенными, чтобы сделать их уже на большой фигуре, — уточняет Алексей Сидоров. — Между обработкой снега и льда есть определенные различия: для работы со льдом нужен более механизированный инструмент — пилы, бормашина. Снег же можно обрабатывать вручную, с помощью остро заточенных стамесок. При этом снежные фигуры более объемные, иногда их приходится делать с помощью лестниц и вышек. Зато ледяные скульптуры очень тяжелые: одна может весить порядка двух тонн.

По словам мастера, с искусственным снегом, который уже несколько лет применяют для возведения сказочного городка, у скульпторов стало намного меньше хлопот. Во-первых, по текстуре он похож на лед, а значит, не такой рыхлый, как обычные осадки. А во-вторых, сделанные из него фигуры не нужно поливать водой, да и солнечных лучей они боятся гораздо меньше. И все же, несмотря на усовершенствованные технологии, работать над снежным городком по-прежнему приходится в ускоренном режиме, иначе сделать 36 фигур за месяц не получится.

— На каждую скульптуру уходит по два-три дня, поэтому приходится спешить. Из-за этого не все получается сделать так, как хотелось бы, — признается Сидоров. — Плюс ко всему мы вынуждены делать антивандальные фигуры, в которых мало тонких деталей, поскольку люди часто их отламывают. Из-за этого нам приходится что-то упрощать, использовать крупные формы, хотя очень хочется делать более изящные вещи.

Пока благовещенские снежные скульптуры продолжают терять носы и уши, на противоположном берегу Амура такое варварство не снится даже в страшных снах. Напротив, к холодным фигурам в Китае относятся очень бережно, как к настоящим произведениям искусства, а лучшие работы даже воспроизводят в бетоне и устанавливают в городских парках. Об этом Алексей Сидоров знает не понаслышке: с 2012 года он регулярно участвует в Международном фестивале ледяных и снежных скульптур в Харбине. Два года назад амурская команда привезла из КНР золотую медаль. «Вместе с Евгением Савченко мы сделали ледяного гонщика под девизом «Спидвей против наркотиков». Получилась некая абстракция, за которую нам дали первое место», — поясняет Алексей. По словам мастера, участие в подобных конкурсах дает художнику возможность проявить фантазию и позволить себе эксперимент — то есть заняться настоящим творчеством.

Фактурная энергетика

Кроме недолговечного льда и снега Алексей Сидоров любит работать с деревом. Он создает свои работы в технике корнепластики, превращая в скульптуры обычные корни и ветви растений, а также вырезает из дерева эпические рельефы с множеством мелких деталей. На лицах высеченных им воинов видны морщины, их волосы будто развеваются на ветру, а в глазах таится мудрость и печаль. Не так давно около ста своих работ из дерева художник представил на персональной выставке «Тепло и холод» в амурском краеведческом музее. Экспозицию, героями которой стали былинные богатыри и солдаты гражданской войны, автор посвятил 25-летию МЧС России.

— Мне близки исторические, православные, советские сюжеты — в основном работаю в этой тематике. Своими учителями считаю Кузнецова и Тихомирова, но я чувствую, что сейчас для меня настало время думать не столько о технике, сколько о смысловой нагрузке, чтобы человек, посмотрев на скульптуру, задумался над ней, стал рассматривать детали, — делится Алексей Сидоров. — Использую разные породы деревьев, в зависимости от того, над чем работаю. Так, у лиственницы очень красивая текстура, но она тяжела в обработке. Из липы можно лепить, как из пластилина, но ее тяжело найти — приходится ездить в Архаринский район. Тополь прост в обработке и красив, но он трескается. Груша и другие плодовые деревья хороши для мелочей, например, украшений.

Постепенно мастер начинает приручать и другие материалы, например, металл: из него сделаны некоторые детали на его деревянных рельефах — копья и стрелы. Впрочем, несколько лет назад у Алексея Сидорова был и более масштабный опыт работы с этой фактурой: в 2008 году он участвовал в создании купола для часовни «Неопалимая купина» на территории 12-й пожарной части города. Сегодня мастер подумывает о том, чтобы освоить еще один материал — песок.

— Из песка тоже можно делать скульптуры, технологию создания таких работ уже давно применяют по всему миру. Для их создания используется обычный мелкий песок и специальный клей. Под открытым небом такие скульптуры могут простоять около года, а если есть навес — то и три-четыре года, — поясняет художник. — А вообще выбор фактуры во многом зависит от настроения. У каждого материала своя энергетика, поэтому и работа с каждым из них приносит разные ощущения.

Справка

Алексей Сидоров — мастер-пожарный специализированной пожарно-спасательной части Благовещенска, член Академии художеств мира NEW ERA и Творческого союза художников России, руководитель изостудии им. Верещагина при УВД Амурской области. Выпускник Благовещенского педучилища № 2 и Хабаровского педагогического университета (отделение изобразительного искусства). Работает в технике корнепластики, деревянных рельефов и скульптур, создает объемные фигуры из снега и льда. В 2013 году вместе с коллегами стал победителем Международного фестиваля ледяных и снежных скульптур в Харбине.