Как ни странно, с лидерами в этом году все было не так уж и очевидно. Вокруг «Выжившего», конечно, было очень много разговоров, а оператору Эммануэлю Любецки яркой звездой светит третий «Оскар» подряд, и отобрать его имеет шансы разве что работавший над «Безумным Максом» Джон Сил. Эти картины и возглавили гонку за статуэтками: у картины Алехандро Гонсалеса Иньярриту 12 номинаций, у ленты Джорджа Миллера — 10, причем последняя представлена во всех без исключения номинациях технического характера. Это, между прочим, четвертый случай за всю историю премии. Возвращаясь к операторской категории, можно отметить как успех попадание туда заслуженного работника Голливуда Роберта Ричардсона. Четвертая в карьере награда светит ему за работу с Квентином Тарантино над «Омерзительной восьмеркой».
Самого великого и ужасного Квентина оставили в этом году без номинаций за режиссуру и сценарий, что вызывает определенные вопросы к жюри. «Восьмерка» представлена только в трех категориях: помимо Ричардсона, на награду претендует Дженнифер Джейсон Ли как лучшая актриса второго плана и легендарный Эннио Морриконе, которому накануне за эти же заслуги вручили «Золотой глобус».
«Выживший» и «Безумный Макс» — лидеры в списке номинантов
Эксперты отмечают, что при большом количестве номинаций «Выжившему» вряд ли удастся триумфально выступить хотя бы в большинстве из них. Мексиканский режиссер Иньярриту всего год назад праздновал триумф «Бёрдмэна» и ему есть кому уступить дорогу. К тому же повышенный уровень жестокости и натурализма в его последней ленте тоже снижают шансы. «Безумный Макс», напротив, рассматривается как полноценный фаворит «второстепенных» номинаций.
Борьбу за главные статуэтки предвещают лентам «Игра на понижение» и «В центре внимания». Обе до сих пор не появились в российском прокате, как это часто случается с претендентами на «Оскар», в которых интеллектуальная составляющая преобладает над визуальной. Примечательно, что сыгравшие в этих лентах Кристиан Бэйл и Марк Руффало попали в список номинантов как лучшие актеры второго плана, однако эту награду в феврале просто обязан выиграть Том Харди. А старику Сталлоне достаточно и не вполне заслуженного «Глобуса», полученного за роль Рокки на пенсии в «Криде».
Брайан Крэнстон – кадр из к/ф «Трамбо»
Лучшим актером, по мнению специалистов, снова станет не Леонардо ДиКаприо, пусть эта интрига и надоела всем до предела. Позиции у Лео, конечно, твердые, и роль в «Выжившем» выдающаяся, но и конкуренты подобрались не слабые: Майкл Фассбендер («Стив Джобс»), Мэтт Деймон («Марсианин») и прошлогодний триумфатор Эдди Редмэйн, отличившийся в «Девушке из Дании». Впрочем, знающие люди делают ставку на Брайана Крэнстона, более всего известного по роли Уолтера Уайта в сериале «Во все тяжкие». Поговаривают, что «Оскар» за роль в фильме «Трамбо» для него — дело решенное, а ДиКаприо все же придется сыграть человека с раздевятнадцатирением личности, прежде чем справедливость наконец восторжествует.
Бри Ларсон – кадр из к/ф «Комната»
Уверенно к первой своей награде идет и 26-летняя актриса Бри Ларсон, сыгравшая в драме «Комната» — гораздо большей неожиданностью было попадание ленты в номинации «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Вместе с ней в шорт-лист попали Дженнифер Лоуренс («Джой»), Сирша Ронан («Бруклин»), Шарлотта Рэмплинг («45 лет») и даже без традиционной номинации для Кейт Бланшетт не обошлось, хотя в общем и целом фильм «Кэрол», в котором ей досталась главная роль, несколько отодвинули. Впрочем, на награду как лучшая актриса второго плана вполне может рассчитывать Руни Мара, легко переигравшая более опытную партнершу по этой ленте. Во второй актерской номинации ей придется конкурировать (помимо вышеупомянутой Джейсон Ли) с Рэйчел МакАдамс, Алисией Викандер, а главное — с Кейт Уинслет, которая великолепно проявила себя в «Стиве Джобсе».
«Шпионский мост»
Общественность была несколько удивлена отсутствием в списке кандидатов в лучшие режиссеры Стивена Спилберга. При этом его «Шпионский мост» отметился в других, не менее престижных номинациях. Конечно, больше всех статуэтки заслуживает профессиональный долгожитель Миллер, триумфально вернувший на экраны Безумного Макса, однако академики вполне могут сделать выбор и в пользу Адама МакКея или Тома МакКарти — носители шотландских фамилий сняли «Игру на понижение» и «В центре внимания». Ну и Иньярриту, если чудо случится, совсем не прочь еще разок подняться на сцену.
«Из машины»
Оставив Тарантино без законной номинации, туда неожиданно внесли авторов сюжета для ленты «Голос улиц», по соседству с которым расположился синопсис «Головоломки». То есть, надо понимать, что для мультфильма место нашлось. Он, кстати, и является фаворитом в категории для анимационных лент. Киберпанк «Из машины» тоже угодил в список — ему пророчили полное и безоговорочное предоскаровское фиаско, однако скептики оказались хотя бы немного посрамлены. Эта же картина претендует на награду в номинации «Лучшие визуальные эффекты» в компании седьмого эпизода «Звездных войн», а также нескольких вышеперечисленных фаворитов.
Таким образом, претендентам в этом году предстоит настоящая драка за призы, итоги которой далеко не самые предсказуемые. Общепризнанные фавориты вполне могут оказаться на лопатках, но и шансы на победу у них высокие. Главное для зрителя — не забывать, что суть «Оскара» все же не сводится к тому, получит ли награду один-единственный актер, который ежегодно пытается это сделать. Выбор киноакадемии отлично помогает ориентироваться в современном кинематографе, в том числе и в тех его представителях, на которых с пренебрежением посматривают отечественные прокатчики. Через полтора месяца мы узнаем, кто победил, и вряд ли со всем согласимся. За оставшееся время можно неплохо подготовиться к церемонии, чтобы разносить академиков на кухнях на уровне высокой легитимности, а не просто так.
Да дайте уже Лео Оскара! стока лет бедняга к нему идет — и все никак...
А «Выживший» действительно достойный фильм. И если раньше Лео я не переносила ни в каком виде, то здесь он неожиданно понравился. Вот за это хотя бы статуэтку выдать надо. За покоренное-таки годы спустя женское сердце!)
— Оскар для Ди (гость)