УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА
Светлана Засядько,
и. о. заместителя руководителя УФССП России по Амурской области
Елена Пациора,
помощник руководителя УФССП России по Амурской области
Татьяна Машкина,
заместитель управляющего ОПФР по Амурской области
Наталья Шлямова,
руководитель пресс-службы ОПФР по Амурской области
— За последние полгода число должников, у которых из пенсий производят удержания, выросло почти вдвое. В редакцию АП поступают звонки от амурчан с жалобами на то, что у них забирают всю пенсию. Расскажите, пожалуйста, с какой основной проблемой сегодня столкнулись Пенсионный фонд и служба судебных приставов.
Татьяна Машкина: — Каждый месяц, как только начинается выплата пенсий, а это с 3-го числа, на наши горячие линии начинают поступать обращения от пенсионеров, которые получили пенсию не в полном объеме. Кто‑то обращается лично в управление Пенсионного фонда, а жители отдаленных сел выезжают в районные территориальные органы для выяснения причин уменьшения выплаты. В результате мы получаем очереди, а люди — неоправданные временные и финансовые затраты. Пенсионеры говорят, что не знают, почему у них производится удержание, и что они не получали никаких предупреждающих документов. И все претензии по этому поводу предъявляют нам.
В подавляющем большинстве случаев пенсия уменьшается по причине удержания каких‑либо долгов. При этом я критично отношусь к заявлениям, что люди, имеющие просроченный кредит или не платящие своевременно за услуги ЖКХ, не знают об этом.
По закону пенсия является тем доходом, с которого разрешено взыскание. Механизм действия таков: организация обращается в суд, он принимает решение о взыскании, которое направляется в службу судебных приставов, возбуждается исполнительное производство. Далее исполнительный лист поступает в Пенсионный фонд. С этим документом мы работаем. И все, что мы можем пояснить обратившемуся пенсионеру, — это сообщить контакты ОСП, которое направило нам документ о взыскании. Почему пенсионер не получил письма от службы судебных приставов, мы не знаем.
— Но люди ведь жалуются, что о своем долге они узнали только тогда, когда получили крошечную пенсию либо вообще ее не получили. Обязаны ли судебные приставы информировать должников, что будет производиться удержание из пенсии?
Светлана Засядько: — Начнем с того, что служба судебных приставов является единственным органом, который осуществляет принудительное взыскание по исполнительным документам как судебных, так и несудебных актов. При поступлении исполнительных документов в ССП судебный пристав в течение трех дней обязан либо возбудить исполнительное производство, либо отказать в его возбуждении — если есть таковые основания. При возбуждении исполнительного производства, не позднее следующего дня, в адрес должника, который указан в исполнительном документе, заказным письмом с уведомлением отправляется постановление. Но практика показывает, что часто фактическое нахождение должника и его регистрация разнятся. Поэтому 40 процентов постановлений о возбуждении исполнительного производства возвращаются к нам с истечением срока давности. По данным лицам судебный пристав-исполнитель имеет право принимать меры принудительного характера. Такие, как обращение взыскания на денежные средства, направление копий исполнительных документов на удержание заработка и иного вида дохода должника.
— Сколько пенсионеров-должников сегодня в области?
Светлана Засядько: — Сейчас в структурных подразделениях ССП Амурской области находится более 240 тысяч исполнительных документов в отношении физических лиц. Из них 16 тысяч граждан — пенсионеры. Среди них 5816 мужчин и 11 059 женщин. У многих взыскание производится сразу по нескольким долгам. Поскольку в отношении этих граждан на исполнении находится не по одному исполнительному документу, то общее количество документов, поступивших в Центр по выплате пенсий, насчитывает 22 тысячи.
— За что копятся долги у наших пенсионеров?
Светлана Засядько: — Основную массу долгов составляют коммунальные платежи, банковские кредиты, штрафы в ГИБДД (более 40 процентов) и взыскания в пользу консолидированного бюджета (налоговой инспекции, Пенсионного фонда) и т. д. Иногда бывают и нетипичные ситуации. Например, внук купил машину и оформил ее на бабушку, которой впоследствии приходит транспортный налог. Но пенсионерка его не платит — внук же ездит на автомобиле. Что касается долгов за услуги ЖКХ, то ресурсоснабжающая организация имеет право выйти в суд, если по истечении трех месяцев граждане не оплачивают свою задолженность. И суд, как правило, заочно выносит решение о взыскании долга.
Татьяна Машкина: — Если говорить о взыскании в пользу Пенсионного фонда, то бывает, что пенсионер зарегистрировался в качестве ИП и считает, что он не должен уплачивать взносы во внебюджетные фонды. Думает, что у него льгота, или вообще не знает об этой обязанности. Некоторые так решают: что если они не ведут предпринимательскую деятельность (хотя и не снимаются с учета), то платить ничего не должны. Проходит финансовый год, внебюджетные фонды начинают выставлять требования. Уплаты не происходит, начинается взыскание. И тогда, да, возникает удивление, когда люди недополучают пенсию.
— Какую часть пенсии можно взыскивать? Ведь некоторые жалуются, что теперь вообще не получают пенсию.
Светлана Засядько: — Согласно статье 98 ФЗ «Об исполнительном производстве», мы имеем право удерживать 50 процентов из пенсии должника, а по исполнительным документам о взыскании алиментных платежей, причинении вреда здоровью — 70 процентов. При выявлении того, что гражданин является получателем пенсии, мы направляем исполнительные документы в Пенсионный фонд, чтобы у человека производили удержания в размере 50 процентов. Также, если мы выявляем, что у должника еще есть расчетные счета в банках, мы направляем в кредитные учреждения постановление об обращении взыскания на эти денежные средства. При этом указываем те виды доходов, на которые нельзя обращать взыскание (статья 101 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Как правило, банки нам не поясняют, какие именно средства поступают на счет должника, на который мы вводим ограничение. В результате производят списание средств со счета гражданина. Даже тех, которые по закону нельзя было взыскивать. Но пока у судебного пристава-исполнителя нет документов, подтверждающих факт, что на расчетный счет поступают средства, на которые не может быть обращено взыскание, он не имеет права снять ограничительные меры.
Татьяна Машкина: — Значит, должник должен прийти к приставу и предоставить подтверждающую информацию. В противном случае получается, что с должника в Центре по выплате пенсий взыскали 50 процентов пенсии, потом еще в банке со счета списали деньги. И в результате человек остался без средств к существованию. Такого быть не должно.
— Может быть, через СМИ нужно активнее информировать пенсионеров-должников о том, что им следует делать, чтобы не остаться без денег?
Светлана Засядько: — Мы регулярно это делаем. И в СМИ, и на нашем сайте управления ФССП по Амурской области сообщаем о том, что каждый гражданин может почерпнуть нужную информацию в «Банке исполнительных производств». На сайте www.fssp.ru указаны телефоны и адреса, где можно узнать необходимые сведения.
Наталья Шлямова: — В Пенсионном фонде действует горячая линия, ее телефон (84162) 202-400. На линии установлено автоинформаторное переключение на отделы. Помимо этого, в этом году мы дополнительно открыли телефонную «службу информации», в которую можно дозвониться без дополнительного ожидания по номеру (84162) 202-390. Это существенно экономит деньги тех людей, которые звонят с мобильных телефонов. Пенсионеру, который получил уменьшенную выплату, можно позвонить и узнать, по какой причине это произошло и куда обращаться, чтобы исправить ситуацию. Специалист даст исчерпывающую информацию, и приходить в Пенсионный фонд в данном случае нет необходимости. Особенно если это касается жителей отдаленных сел.
С ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ПРОИЗВОДИТЬ ВЗЫСКАНИЯ
К видам доходов, на которые невозможно обратить взыскание, относятся:
- алиментные обязательства
- возмещение вреда, причиненного здоровью
- пенсия по утрате кормильца
- детские пособия
- материнский капитал
- компенсации за полученные увечья при исполнении лицами их служебных обязанностей
- компенсации в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами
- материальная помощь в связи со стихийным бедствием и другие.
Статистика долгов амурских пенсионеров:
40,3 % — штрафы в ГИБДД
35,3 % — услуги ЖКХ
30,9 % — налоги
14,5 % — долг перед банками
В управлении ССП по Амурской области работает круглосуточный телефон доверия (84162) 52‑35‑25.
Добавить комментарий
Комментарии