Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

От Сингапура до Владивостока

— День танца для «Ровесников» — по сути профессиональный праздник. Вы его отмечаете?

День танца практически всегда совпадает с днем рождения ансамбля, который мы отмечаем в последнее воскресенье апреля. В этот день к нам приходят наши друзья, выпускники, родители — все те, кто любит наш коллектив и наше искусство. У нас проходит отчетный концерт, мы провожаем наших выпускников в большую жизнь, проводим капустник. Этот день для нас очень трогательный, волнительный. Ведь традиции, которые заложил Вячеслав Васильевич Белоглазов, живы. И мы их бережно храним.

На день рождения ансамбля вы не только провожаете выпускников, но и подводите итоги года, готовите своеобразный отчет. Что было интересного в 2015 году?

— Год был очень насыщенным. Два месяца назад мы вернулись с празднования дня рождения Сингапура. Это событие мирового масштаба уже 44-й год проходило на финальном отрезке «Формулы-1» в формате Чингей-парада. На мероприятие съезжаются первые лица государств, гости со всего мира. В этом году на параде присутствовал президент Республики Сингапур и премьер-министр, сын основателя Сингапура. В прошлом году мы покорили сердца сингапурцев, и нас пригласили второй раз. Специально для шествия мы подготовили новую композицию в формате русской ярмарки. Летом 2015 года мы заняли первое место на Международном фестивале-конкурсе фольклорного танца, который проходил на Кипре. Осенью мы приняли участие в Международном фестивале культуры в Южной Корее. Для этого фестиваля масок мы тоже специально подготовили номер и завоевали с ним почетное «золото». Также мы представляли Амурскую область на Восточном экономическом форуме.

— Самая известная традиция коллектива — система шефских семей. Она до сих пор действует?

— Конечно! Это уникальная система, которую создал Вячеслав Васильевич Белоглазов. И без нее «Ровесники» не могут жить. Смысл этой системы в том, что старшие дети берут шефство над младшими. У каждого малыша в ансамбле есть шефские мама и папа, которые помогают ему на репетициях, на концертах, общаются вне ансамбля. Сначала это выглядит очень просто — нужно помочь малышу сделать прическу, надеть костюм, донести тяжелый чемодан. Но на гастролях, вдали от дома, такие отношения еще более сплачивают детей. Потому что они становятся друг другу родными людьми, они могут и успокоить, дать совет, заменить маму. Например, в Сингапуре все были очень тронуты таким отношениям в коллективе.

«Когда два года назад мы были в США, за нами люди на машинах переезжали из города в город целыми семьями»

— Что нового в жизни "Ровесника" появилось за последние годы?

— Наряду со старыми традициями у нас действует совет самоуправления, клуб «Золотой рожок», клуб интересных встреч. Новый год отмечаем всей семьей "Ровесников": мамы папы, бабушки и дети. После выпускного у нас проходит неделя ансамбля, во время которой мы подводим итоги года и награждаем лучшую маму, папу, лучшего танцовщика, танцовщицу, лучшего актера, актрису, проводим конкурс сочинений на тему ансамбля. Энергично работает традиция сменного актива, когда дети не только танцуют, но и учатся руководить, причем меняются местами, пробуют себя в разных ипостасях. Такая работа хорошо помогает лучше узнать детские проблемы, понять, чем они живут, что их волнует.

"Американцы увидели других русских"

— В наше экономически непростое время ваш коллектив так много гастролирует. Где берете средства на поездки?

Вот уже 15 лет мы достойно представляем Российскую Федерацию на международных фестивалях, проводимых всемирными организациями ЮНЕСКО и CIOFF, и ездим в поездки по приглашению этих организаций. Все расходы берет на себя принимающая сторона. Нам остается только дорога по России до страны пребывания. И в этом вопросе нам очень хорошо помогает наше областное правительство. Хочется сказать за это огромное спасибо лично губернатору Александру Александровичу Козлову, который помогает и очень хорошо понимает миссию нашего коллектива. Ведь мы представляем не просто детский хореографический коллектив, а пропагандируем русскую культуру за рубежом, сохраняем и приумножаем национальные традиции и, как бы это громко ни звучало, укрепляем дружбу между народами. Мы — посланники мира.

Когда два года назад мы были в США, за нами люди переезжали на машинах из города в город целыми семьями. Они увидели совершенно других русских: открытых, улыбающихся, талантливых, готовых общаться, дружить. Многие ребята до сих пор переписываются в соцсетях. Один из американцев написал: «Россия + США=Любовь!» Кто-то попытался возразить: «Это нереально», но в ответ просто обрушился шквал протестов: «Вы не знаете этих русских, вы не были на концерте. Любовь реальна всегда!» Вот такая оценка нашего творчества дорогого стоит.

У нас в городе очень много современных танцевальных коллективов. Нет ли желания сменить народное направление. Есть ли чувство зависти к другим?

Зависть — это вообще не про нас. Мы, наоборот, радуемся успехам других коллективов, которые достойно представляют хореографию. Я всегда детям говорю, что мы должны друг у друга учиться. А насчет направления — это сегодня больная тема. Мы утрачиваем свое родное, русское. Это так страшно. Мы часто участвуем во всевозможных российских фестивалях и удивлены, что большинство коллективов увлечены американской культурой. Это нормально, но в каком соотношении по отношению к нашей культуре? Поэтому, когда мы приезжаем на фестиваль ЮНЕСКО, то представляем только свою культуру. И наши дети гордятся, что они исполнители народного танца. Они достойно несут звание народного танцовщика, они видят, чем сейчас живет мир. А он живет приумножением, созиданием и сохранением своих традиций.

Сейчас в центре России — единицы народных коллективов. Я говорю только про любителей, хотя и профессионалам сейчас очень трудно. Невозможно быть танцовщиком, не зная своих корней. У нас такая культура, яркая, интересная, самобытная — как можно это не любить?! На фестивалях молодежь с гордостью надевает свои национальные костюмы, и наши дети на этом воспитаны, они знают, что это здорово.

Народный танец для шоу — не формат

Сейчас на телевидении появилось много танцевальных проектов. Они повлияли на отношение людей к хореографии, на популярность ансамбля? Ваши дети когда-нибудь участвовали в таких программах?

— Я не буду говорить обо всех передачах, так как есть очень достойные, интересные. А есть просто попсовые, пустые, без глубины. И в таких проектах практически нет народников. Один наш выпускник сейчас живет в Москве и танцует в одном известном коллективе. Он великолепный танцор-народник, прошел в проект на Первом канале. Его отлично принимали, но открытым текстом сказали — «неформат». Я люблю телеканал «Культура» и их проекты, это очень высокий уровень. Все остальное имеет место, но я не смотрю. А конкурс в ансамбль у нас всегда высокий, поэтому мы особо не заметили наплыва после таких проектов.

Зависть — это вообще не про нас. Мы, наоборот, радуемся успехам других коллективов, которые достойно представляют хореографию.

Правда ли, что сейчас в «Ровесниках» детей в первую линию в танцах ставят за деньги, по блату?

— Да, я слышала такие разговоры. Но это просто смешно. Наши солисты — это в первую очередь великие труженики, но как-то так повелось, что они все из самых обычных семей. И их родители не смогли бы платить за детей, если бы у нас все было по расчету. Я могу поручиться за каждого нашего педагога. Невозможно всем быть олимпийскими чемпионами, невозможно всем стоять в первой линии и быть солистами. И проигрывать тоже надо достойно, а не сочинять глупости.

На сцене танцуют настоящие братья и сестры

— В ансамбле есть танец «Ровесники — дружная наша семья», где на сцену выходят несколько поколений ровесников и братья и сестры, которые занимаются в ансамбле. Расскажите о «ровесничьих» династиях.

— Династии — это отдельная тема и наша гордость. Это самая главная традиция ровесников. У нас есть родители, которые сами танцевали, создали семью, потом привели своих детей и сейчас уже внуков. В танце «Сестренки» танцуют настоящие братья и сестры. На сегодняшний день в коллективе 96 братьев и сестер. Я всегда поражаюсь, как их много и какие они все дружные. И, кстати, у нас много близняшек. Дети посещают ансамбль целыми семьями, сразу по трое детей. И все танцуют.

О чем сейчас мечтается?

— Я хочу, чтоб ансамбль развивался и жил долго-долго. После ухода нашего учителя Вячеслава Васильевича Белоглазова у нас была цель — сохранить «Ровесников». И, как мне кажется, у нас это получилось.

"Невозможно научить ребенка любить — ты должен сам полюбить"

"Когда мы были на смене КВН в «Океане», на первом выступлении объявили: "Ровесники", танец «Барыня». И зал недовольно загудел. Дети сникли, я их подбадривала за кулисами как могла, но на второй минуте зал уже просто ревел, и в конце все встали в овации, — рассказывает Елена Федина. — Когда закончилась смена и ребята на открытом микрофоне делились впечатлениями, многие говорили: «Лучшее, что было, — это "Ровесники" и их танцы». Красота — это круто, это у каждого в сердце. Просто надо чуть-чуть открыть дверцу. Я всегда говорю: невозможно научить ребенка любить — ты должен любить сам. Как невозможно специально научить любить маму и папу. Невозможно ребенка научить патриотизму — ты должен вместе с ребенком жить в такой среде, где это воспитывается. И мне кажется, у нас это получается. Еще один пример из практики. В Сингапуре сломался автобус, мы не можем выехать, катастрофически опаздываем и понимаем, что первой группе, которая уехала раньше, придется выступать одной. Это катастрофа. Да еще и дождь хлещет. Когда мы поняли, что не успеем, дети сами поднялись в автобусе с мест и начали петь гимн России, "Катюшу" и другие русские песни. И они пели стоя, на разрыв аорты, пока не добрались до места. 

«Ровесники в цифрах»

6400 детей прошли за 49 лет через творческую школу ансамбля

450 детей занимается сейчас в ансамбле, соотношение мальчиков и девочек 40/60

26 человек насчитывает педагогический коллектив «Ровесников»

23 музыканта в оркестре народных инструментов ансамбля

440 постановочных работ в репертуаре «Ровесников»

4600 концертов дал ансамбль за время существования

23 страны мира объехал ансамбль, причем некоторые по несколько раз 

172 ребенка участвуют в самом большом танце — сюите «С любовью о России» (постановщик Елена Федина)

15 дружных семей создали выпускники ансамбля