• Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: cosmo.kz

Прощай, беби!

— Я думаю, такой закон все же не примут, — высказал свое мнение Александр Вакуленко. — У нас уже был опыт, когда сразу после войны в стране запретили аборты. По большому счету этим своим решением правительство нанесло большой вред женскому населению. Как только аборты запретят или введут какие‑то серьезные ограничения, тут же появится индустрия криминальных абортов. Если сам аборт — это ужасная, калечащая женщину операция, то криминальный аборт опаснее в десятки раз. Раньше для этих целей использовали спицу вязальную, жидкое мыло — с водкой или без водки, спринцовки и все что угодно. Сейчас меры стали немного цивилизованнее, но в любом случае это все — криминальный аборт. Сегодня амурчанки привозят из Китая таблетки от нежелательной беременности, а будут ездить туда еще и на хирургические аборты — появится абортный туризм.

— Александр Яковлевич, а что это за таблетки такие?

— В последние годы достаточно распространен медикаментозный способ прерывания беременности — его еще называют «химический», или «таблетированный аборт». По сути, вся процедура сводится к приему специальных фармацевтических средств, которые выполняют две функции. Первая — специальный стероидный препарат оказывает ярко выраженное влияние на гормональный фон женщины, препятствуя дальнейшему развитию плода и отслойке плодного яйца от стен матки. И вторая — это прием препаратов, относящихся к группе простагландинов, стимулирует сокращения матки, которая таким образом избавляется от плода, выталкивает его наружу — по сути, происходит выкидыш.

Принимать эти препараты после обследования беременная женщина должна только в присутствии доктора, а вся последующая процедура происходит при непосредственном контроле врача. Но некоторые женщины сами, без всякого обследования и контроля, начинают пить китайские таблетки. Переехали на ту сторону Амура, в любую аптеку зашли, произнесли в окошечко: «Дайте мне «Прощай, беби». Это жаргонное название — китайцы все понимают и дают таблетки. Женщина начинает их пить, и чем все кончится, еще неизвестно. Когда возникают осложнения, гинекологи пишут: криминальный аборт после медикаментозного применения.

— Но криминальный аборт — это же дело посудное и наказуемое?

— В обычном представлении — да, но к китайцам, которые продали без рецепта фармпрепарат, мы никакие меры принять не можем. Правда, на межгосударственном уровне уже появилась договоренность: китайским фармацевтам официально запретили продавать препараты для медикаментозного прерывания беременности россиянкам в свободной продаже. Но, как показывает жизнь, способы обойти запрет всегда находятся. Наши женщины все равно втихушку покупают китайские «Прощай, беби». Потому что по цене это дешевле, чем официальный медикаментозный аборт, который мы выполняем в женской консультации. А в частных клиниках эта процедура стоит еще дороже. Вот женщины и рискуют.

Эффективность медикаментозного аборта высока, но и она дает сбой. Иногда «осечки» случаются на второй или третьей попытке: в первый раз все прошло успешно, а в последующем препараты не подействовали должным образом. Поэтому спустя двое суток необходимо выполнить УЗИ, чтобы убедиться — ожидаемый эффект достигнут.

— Чем это чревато? Из-за чего возникают осложнения — дозировка не та?

— Чаще всего неправильно рассчитывают сроки беременности. А чем больше срок, тем выше вероятность осложнений — негативные последствия для здоровья самой женщины увеличиваются. Сроки медикаментозного аборта очень коротки — обычно эту процедуру выполняют с момента самой ранней диагностики до 42‑го дня, отсчитанного от начала последней менструации. Но предварительно нужно сдать все необходимые анализы и обязательно сделать УЗИ. В любом случае срок медикаментозного аборта не может превышать 6 недель с момента зачатия. Позже, когда гормональный фон беременной женщины стабилизируется, препараты просто не подействуют.

Какая контрацепция надежнее

— Да, запретить аборты можно. Но на сегодняшний день никто не может дать женщине 100‑процентную гарантию, что, используя контрацепцию, она не забеременеет. Есть надежные методы контрацепции, есть фифти-фифти, то есть 50 на 50, а есть весьма сомнительные.

— Какие самые лучшие?

— Таких всего четыре метода: два хирургических и два консервативных. Хирургические — самые эффективные. Первый — это когда у женщины один сексуальный партнер и у него перевязаны семенные канатики. В Европе такое практикуется, а у нас мужиков таких не встречал. По крайней мере, эту тему в медицинских кругах не обсуждают. Второй метод, когда у женщины перевязаны маточные трубы. Но даже при этом беременность иногда случается. И не потому, что врач что‑то плохо завязал… Природа — это настолько сильный механизм, она сделает все возможное, чтобы росток жизни пробился. На третьем месте по эффективности — гормональная защита. Когда женщина принимает противозачаточные препараты, строго соблюдая все правила. И четвертый метод — когда в полости матки стоит система, так называемая спираль.

Контрацепция со средней эффективностью — это презерватив, который защищает от нежелательной беременности процентов на 75. Причем, чем презерватив «нафакстроченнее», тем он защищает хуже. Свечи «до того как» дают защиту процентов на 50. Еще один очень популярный метод контрацепции, особенно среди молодежи, — прерывание полового акта. Пусть я немного утрирую, но пациенткам всегда говорю: если активный сперматозоид оказался у женщины в подколенной ямке, он свою дорогу найдет.

«Я считала…»

— Есть еще один популярный и очень коварный метод контрацепции — это вымывание «после того как».

— Почему коварный?

— Потому что вместе с попыткой вымыть сперматозоида вымывается та добрая флора, без которой влагалище жить не может. Тем самым женщина наносит вред своему здоровью — это первое, а второе… Как обычно все происходит «после того как»? Он ее обнимает, она от него оторваться не может. Потом мозги включились, она побежала в ванную комнату. Мало кто знает, что активные сперматозоиды во влагалище живут одну-две минуты. Потому что там кислая среда, а сперма имеет щелочную среду. И как только сперматозоид задержится, он погибает. Они об этом знают и быстренько улетают, шевеля хвостами. Пока женщина дойдет до ванной, чтобы выполнить защитные манипуляции, там остались только сперматозоиды с малой подвижностью.

Это малоэффективный метод контрацепции, как и следующий, который гинекологи называют физиологическим, а женщины говорят проще: «Я считала». Считать дни нет никакого смысла. Если во влагалище сперматозоиды живут мало, то, попадая в полость матки и трубы, а иногда даже в яичники, они активны еще долго. Там для них среда нормальная. И надеяться, «если я отдамся на второй день менструального цикла, то не забеременею», нереально. Это не значит, что предохраняться не надо. Надо обязательно! И выбирать нужно самые оптимальные для женщины методы контрацепции.

Чем меньше срок беременности, при котором женщина от нее избавляется, тем меньше страдает ее здоровье.

Для стартующих — таблетки

— Но такой эффективный метод, как спираль, нерожавшим не подходит. Что им делать?

— Неважно, сколько лет женщине — 18 или 40, если она еще не рожала, мы стараемся инородное тело в матку не вводить, чтобы не спровоцировать воспалительный процесс, который может привести к бесплодию. Для нерожавших, или, как мы говорим, стартующих, самый оптимальный метод — противозачаточные препараты. Некоторые пить гормоны не хотят — подружки не советуют, чтобы не растолстеть. Это бред.

Современные контрацептивы — это наиболее исследованные препараты, потому что их одновременно принимает большое количество людей на Земле. Есть исследование ВОЗ, в котором показана динамика: у женщины, принимающей гормональные контрацептивы, гораздо меньше шансов заболеть гинекологическими заболеваниями, кистами, раками эндометрия, яичников и молочной железы. Мини-аборт в случае нежелательной беременности навредит гормональному фону намного больше, чем противозачаточные препараты. Это самое доступное и щадящее средство.

Аборт или конец жизни

Очень часто девочка, попавшая в сложную жизненную ситуацию (первая беременность, и она не нужна), видит перед собой только два пути: или я сделаю ей аборт, или она пойдет и покончит с собой. В силу юного возраста, психологической незрелости ей кажется, что другого выхода просто нет. Такая вот крайность: аборт или конец жизни. Но проходит полгода-год, и та же девочка говорит: «Дурой была!» Это хорошо, если она сможет еще забеременеть и следующая беременность протекает более-менее нормально. Но часто, к сожалению, в силу каких‑либо осложнений после первого аборта беременность не наступает.

Возрастная категория материалов: 18+