За одним столом собрались производители, дистрибьюторы и представители КНР. Кому удалось экспортировать продукцию на тот берег Амура, что нужно, чтобы попасть на полки магазинов Поднебесной и как нашим бизнесменам могут помочь китайские бондовые зоны — в материале «Деловой среды».
— Еще десять лет назад Китай сидел на «экспортной игле», то есть много производил и продавал за границу, но при этом не уделял должного внимания развитию внутреннего рынка, — рассказал участникам первого Амурского экспортного форума дистрибьютор Владимир Михеев. Его компания уже несколько лет занимается поставками российских продуктов питания в КНР. — Постепенно население стало богаче, но деньги стали уходить за границу, на покупку импортных товаров. Тогда власти Поднебесной пересмотрели экспортно-импортную политику и открыли свои двери для зарубежных товаров. Пять лет назад начали появляться национальные программы импорта в Китай, чтобы стимулировать людей тратить деньги внутри страны, чтобы меньше зависеть от экспорта.
Первыми потенциальные доходы почувствовали США и страны Европы. Они разработали на государственном уровне программы поддержки экспортеров в Китай. Цель была простой — огромный рынок сбыта выгоден для всех производителей. В итоге сегодня в Китае достаточно широко представлена линейка зарубежных продуктов Америки и Европы. А вот российские продукты — до сих пор явление нечастое. При этом мороженое благовещенского «Хладокомбината», например, прошлой зимой продавалось на прилавках магазинов Харбина и было весьма популярно у покупателей.
169
миллионов долларов составила стоимость экспортированных из Приамурья в Китай товаров за 6 месяцев этого года
— России нет в списке стран, которым разрешен ввоз молочной продукции в Китай, поэтому нашей продукции вход туда заказан. Мороженое мы поставляли как «замороженный десерт», — комментирует начальник отдела маркетинга благовещенского «Хладокомбината» Наталья Казимирова. — Наш продукт можно встретить в КНР и сейчас, но занимаются поставками посредники, официальный контракт, соответствующий всем международным стандартам, у нас был один, в начале этого лета.
Аналогичная ситуация и у других производителей. Наши кондитерские, колбасные изделия и мед знакомы жителям того же Хэйхэ. Однако ни у одного из амурских производителей нет официальных каналов поставок в КНР.
Продвижению амурских сладостей в Китай помогут бондовые зоны — китайские аналоги наших ТОРов.
— Китайцы просто приезжают и покупают небольшие партии товара, а затем сами перевозят его через границу в сумках «для личного пользования», — комментирует торговый агент одного из благовещенских производителей, попросивший не указывать имени. — Конечно, наши предприятия не станут озвучивать такую информацию. А что делать? Все понимают перспективы китайского рынка и потенциальные доходы. Но есть сегодняшние реалии — у производителей просто нет денег, чтобы выйти на этот рынок официально. Ведь нужно будет платить налоги, пошлины, оплачивать рекламу, тратить деньги на поиск каналов сбыта и так далее. Проще продать партию товара китайцам и получить деньги.
Теневая перевозка
Получается, что из двух вариантов поставок продуктов в Китай — официальный и «теневой» — наши производители выбирают второй. Затрат и рисков нет, а прибыль — есть. Вот только серый экспорт при видимых плюсах имеет и скрытые минусы.
— Продукты питания требуют режимной перевозки. А как их доставляют китайцы? В обычных сумках. Представьте, что случится, если амурской колбасой, например, отравятся жители КНР. Вы думаете, виноватыми останутся китайские перевозчики? Нет. Как показывает практика, власти просто закрывают вход для продукции этого производителя, — убежден дистрибьютор Владимир Михеев.
Второй минус — отсутствие перспектив при подобном экспорте. Расширять каналы сбыта, тратить средства на пиар, проводить исследования, чтобы выяснить, как повысить интерес к продукту среди покупателей, увеличивать продажи «серые» дистрибьюторы не будут. А значит, больше холщовых сумок и ящиков объемы экспорта в Китай не станут. Впрочем, это понимают и сами амурские производители. В бизнес-среде все чаще звучит вопрос: как же официально попасть со своими продуктами в Поднебесную? Как заявили на экспортном форуме, продвижению амурских товаров помогут бондовые зоны в Китае.
Официальный путь
— Бондовые зоны — аналоги наших ТОРов. Их задача — облегчить иностранным производителям процесс вхождения на китайский рынок, — поделился своим опытом Владимир Михеев. — По сути, это складские помещения со всей сопутствующей инфраструктурой. При этом в первый год вы оплачиваете только коммунальные расходы, сама аренда — бесплатная. Такая ситуация сохраняется в следующем году, если вы покажете увеличение объемов продаж. Кроме того, предприятия бондовых зон имеют право на льготное налогообложение. Консультационную поддержку окажут, но рассчитывать, что будут водить за ручку и договариваться за вас, не стоит.
Продвижению амурских сладостей в Китай помогут бондовые зоны — китайские аналоги наших ТОРов.
Однако самое главное — каналы сбыта. Здесь есть два пути: либо пробиваться в торговые сети магазинов, либо выбрать онлайн-торговлю. Первый вариант — традиционный. В КНР при поддержке правительства появилось несколько сетей, ориентированных на экспортную продукцию. Можно пробовать зайти в магазины шаговой доступности, такие как «7—11», либо в специализированные (например, в торгующие детским питанием). Но прежде продукт необходимо подготовить для захода на иностранный рынок. Так, маркировка обязательно должна быть на китайском языке и соответствовать стандартам КНР.
— Нужно быть готовым к тому, что первую прибыль получишь через несколько лет, а вот расходы будут уже сейчас. Придется потратиться на упаковку, — говорит предприниматель Михеев. — Например, у нас привыкли вафли продавать размером с ладонь. Но какими бы вкусными они ни были, если нет грамотной расфасовки, их не начнут покупать. Маркировку наносить лучше сразу на упаковку продуктов. Иначе позже наклеивать информацию придется вручную на каждый пакетик — без этого товар не впустят контрольные службы Китая.
59,9
миллиона долларов — стоимость импортированных из Китая в Амурскую область товаров за первое полугодие нынешнего года
Также нужно быть готовым к изменениям вкусовой рецептуры. И дело не только в тратах на изменение состава. Чтобы понять, каким должен стать продукт, необходимо проводить маркетинговые исследования, а это тоже стоит денег. Кроме того, чтобы китайцы обратили внимание на товар, первые несколько месяцев он должен стоить дешевле, чем конкурентов. А значит, предприятию придется работать с отрицательной доходностью на новом рынке. И все это — не считая расходов на рекламу и «входные билеты» за попадание на полки супермаркетов и магазинов.
Еще один нюанс — сроки хранения. Обязательное условие торговых сетей Китая — в момент попадания на витрину он должен быть не меньше 65 процентов от общего срока годности. Поэтому опытные экспортеры советуют хотя бы в первое время, пока нет выстроенных каналов поставки, воздержаться от экспорта продуктов со сроком хранения менее одного года. В итоге, по предварительным оценкам, появление одного вида товара на полке обойдется производителю не меньше чем в полмиллиона рублей.
Виртуальная альтернатива
Те, кто не уверен, что «потянет» торговлю в китайских сетях, могут попробовать реализовать свой товар с помощью интернет-площадок. Это более экономичный вариант, оправданный также для небольших партий товара на экспорт.
— В России онлайн-торговля пока развита не так сильно, а в Китае купить продукты через сайт — абсолютно рядовое явление. Но у них и сроки доставки 1—3 дня, а не несколько недель, — делится своим опытом участник форума и руководитель экспортного направления компании-консультанта Денис Рогов. — Для малого и среднего бизнеса это более дешевый путь. Все онлайн-площадки бесплатные (либо стоят очень дешево). Можно завозить товар в бондовую зону и затем отправлять его по почте покупателям.
Кстати, не так давно «LeEco» — интернет-холдинг, китайский аналог ютьюба в Китае, заявил о намерении продвигать русскую продукцию, в особенности дальневосточную, с помощью рекламных роликов на своих площадках. Правда, расценки за такую услугу еще не озвучены.
Китайцы предпочитают упаковки-«матрешки» и побольше соли
— Как все азиаты, китайцы любят яркую, красочную и даже ляпистую упаковку. Кроме того, она должна быть понятна и без иероглифов. На упаковке должно быть изображено, что внутри и какими вкусовыми качествами этот продуктов обладает, — комментирует амурский предприниматель, дистрибьютор Владимир Михеев. — Очень хорошо работают изображения знаменитостей, которые едят ваш товар: подражательность у азиатов очень развита. Кроме того, жители Поднебесной предпочитают продукты, разделенные на небольшие порции. Например, вафли предпочтительнее разрезать до размеров спичечного коробка. И каждый кусочек обязательно упаковать отдельно, а затем — в общую пачку. Такая упаковка называется «матрешка» и очень нравится китайцам.
Что касается вкусовых предпочтений, то за последние десять лет они подверглись значительным изменениям из‑за вкусовых добавок, которые щедро добавляют в свою продукцию китайские производители. «Мы проводили исследование и выяснили, что наши чипсы, например, для них недостаточно соленые. А вот «кондитерка», например, слишком сладкая. Причем дети ее любят, а взрослые предпочитают более пресные варианты. Также нужно учитывать, что южане тяготеют к остро-кислому, северяне — кисло-сладкому, жители центральной части — соленым продуктам», — комментирует предприниматель.
Предприниматели просят таможню убрать «челноков»
Больше всего развитие экспорта в КНР тормозят китайские «челноки», которые вывозят продукцию «для личного пользования». Они не платят налогов и пошлин, а перебивают цену официальным поставщикам. Тем самым мешают развитию бизнеса, а значит, и экономике региона, подчеркивают амурские предприниматели.
По данным Благовещенской таможни, перемещение продуктов питания действительно производится физическими лицами в значительных объемах — до 200 кг на одного человека. Но законодательством на сегодня не установлены ограничения вывоза продовольствия иностранцами. «Ежедневно таким образом вывозится от 3 до 7 тонн продовольственных товаров, — сообщили ответ на запрос «Амурской правды». — Но, несмотря на то что имеются признаки торгового оборота, юридических оснований квалифицировать данные действия как нарушения таможенных правил нет». Впрочем, на форуме помощник начальника Благовещенской таможни Владимир Шабельский отметил, что установлено ограничение на вывоз до 50 килограммов на одного человека в месяц.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии