«Куда делись деньги?»
Управляющая компания ООО «Евросервис «Домоуправление № 7» взяла под крыло дом, где живет Михаил Воронин, в сентябре 2014 года. Перед этим собрание собственников, правда, по мнению пенсионера, прошедшее с нарушением закона, утвердило тариф работы компании — 28,7 рубля за квадратный метр, в котором 13,5 рубля — это взнос накопительного аванса на текущий ремонт. Именно последняя сумма и смутила пожилого жильца, который в советское время почти 40 лет проработал главным экономистом на комбинате хлебопродуктов.
— Через пару-тройку месяцев я и еще несколько инициативных жильцов решили проверить, куда расходуют наши деньги — сумма-то порядочная. В доме почти 5 тысяч «квадратов» — это 66—67 тысяч рублей ежемесячно, — объясняет Михаил Петрович. — Акты выполненных работ нам предоставили не с первого раза, а когда предоставили, в них мы выявили шокирующие факты: в сумму, потраченную на ремонт, включили накладные расходы на содержание «управляйки» — от 63 до 98 % стоимости самих работ, и прибыль компании в размере от 36 до 54 % стоимости работ. Но расходы на содержание УК и на ее прибыль уже изначально включены в тариф — выходит, с нас взыскивали за это дважды.
Также, по словам пенсионера, в актах он обнаружил приписки, а именно — работы, в действительности невыполненные. «В акте на смену задвижки в водомерном узле, где сама замена обошлась в 2714 рублей, отдельной графой значится «демонтаж задвижки» — 8 608 рублей. На эту якобы выполненную работу начислены накладные расходы (63 %, 3 344 рубля) и прибыль (54 %, 2 866 рублей). А при замене участка трубопровода холодного водоснабжения была приписана установка кронштейнов, на которые якобы израсходовали 36 тонн арматуры. Это же 12 грузовиков по три тонны!» — возмущается благовещенец.
Жильцов все устраивает
Пересчитать затраты в компании отказались, сославшись на то, что акты подписаны председателем совета дома. Хотя документ, где фигурировали 36 тонн арматуры, признали ошибочным и исправили. С этого момента пенсионер начал тяжбу, конца которой не видно.
— Мы обратились в органы власти — управление ЖКХ Благовещенска, жилищную инспекцию. В последней нам ответили: это не наши полномочия, вы собственники – как хотите, так и решайте, идите в суд. Параллельно обратился в полицию, в городскую прокуратуру — ответа не получил. Написал в областную прокуратуру — там ответили, что материал направлен в жилинспекцию, а там уже отказали, — описывает хождение по мукам Михаил Петрович. — Подаем в суд — суд не стал рассматривать, сославшись на то, что факты приписок должны проверить компетентные органы.
За время разбирательств пенсионер несколько раз обращался в прокуратуру города и области, не раз был на личном приеме в жилищной инспекции. Из полиции благовещенец получил отказ в возбуждении уголовного дела из-за отсутствия состава преступления. Вместе с Ворониным в группе активистов, недовольных расценками «Евросервиса «Домоуправления № 7», — еще пятеро жильцов, которым за 60, а некоторым и за 80. Всего в 5-этажном доме 100 квартир, но, по словам пенсионера, остальных собственников устраивает положение дел.
— Они говорят — «пусть дорого, но зато ремонтируют». До этого две «управляйки» деньги брали, но не работали. Но должен же кто-то нас рассудить — не браться же за оружие! — рассуждает благовещенец. — Мы не настаиваем на уголовной ответственности, а просим провести проверку. Может, это я где-то не прав. Дело не в деньгах, деньги бы я бросил — тут моральная сторона.
На последнее требование Воронина — предоставить акты ремонтных работ с сентября 2015-го по август 2016 года — УК ответила отказом. Сейчас Михаил Петрович готовит обращение к губернатору с просьбой помочь разобраться в ситуации.
«Нас проверяли и не нашли нарушений»
По словам исполнительного директора ООО «Евросервис «Домоуправление № 7» Ларисы Сидельниковой, по обращениям Михаила Воронина работу компании не раз проверяла жилищная инспекция, запрашивала информацию прокуратура.
— Проводились документальные проверки — мы предоставляли сметы, акты работ. Что касается коэффициентов на прибыль и на содержание компании, то мы, конечно, как и всякая коммерческая организация, закладываем прибыль, — отметила Лариса Анатольевна. — Сейчас сметы составляют в специальной программе, никто не выдумывает эти коэффициенты — они заложены программой на разные виды работ. Мы подняли этот дом из руин, заменили все инженерные системы, сделали ремонт подъездов, поставили пластиковые окна. Все акты работ подписаны, жильцы довольны, кроме этой инициативной группы. Сейчас мы снизили взнос с 13,5 рубля до 4,5 рубля, так как ремонта остается все меньше.
По закону отчет о проделанной в 2016 году работе «управляйка» должна предоставить до конца марта этого года. То есть компания на законных основаниях отказала пенсионеру, запросившему документацию.
В областной жилищной инспекции подтвердили, что несколько раз проводили проверки деятельности ООО «Евросервис «Домоуправление № 7» по заявлениям Воронина, но не выявили нарушений. В то же время финансовую деятельность компании, в том числе формирование смет и счетов за ремонт, жилинспекция проверять не вправе. Зачастую ведомство проверяет правильность документации, но также и соответствие актов работ выполненному ремонту. Финансовые споры рассматривает суд.
Суд на стороне «управляйки»
По словам теперь уже бывшей старшей дома, в котором проживает пенсионер, Анастасии Копыловой, по искам Михаила Петровича к «Евросервису» состоялось несколько судов. Но все они завершились не в пользу пенсионера.
— Мы прошли уже 3 или 4 суда — суд выносил решения в пользу управляющей компании. Что касается смет, то когда в феврале 2015-го я приступила к своим обязанностям, мы с еще одной женщиной перепроверили все сметы — кое-что нашли, где-то НДС был накручен дважды. Было около 40 тысяч рублей «лишних» — на эту сумму компания пересчитала сметы, — вспоминает женщина. — Что касается обвинений о приписках, то приходил эксперт из жилинспекции, который вместе с жильцами пересчитывал все материалы и проверял работы. Михаил Петрович при этом присутствовал. «Евросервис» действительно работает — до того, как они взялись за наш дом, в подвале было воды по колено.
Анастасия Копылова говорит, что все ремонтные работы и их стоимость были согласованы с жильцами — по каждому пункту собственники голосовали. Не так давно Анастасия Петровна отказалась от должности председателя совета дома — говорит, устала от нападок инициативного жильца. Кстати, Михаил Петрович до 2012 года сам возглавлял совет дома, но ушел с должности из-за состояния здоровья. По словам экс-председателя, пенсионер искал тариф подешевле, но несколько «управляек» отказались работать на таких условиях, а другие собирали деньги, но ничего не делали.
Эксперт: жильцам нужно организоваться
По словам председателя совета одного из многоквартирных домов Благовещенска, проверять и подписывать акты выполненного ремонта — работа председателя совета. Но ознакомиться с актами, как и со сметами и с чеками, по запросу может любой собственник. «Если вы увидели приписки о невыполненных работах в актах, нужно попросить разъяснения у управляющей компании. Если не получилось — письменно обращайтесь в УК с регистрацией входящего письма. В случае, если ответа нет в течение 10 дней, это нарушение жилищного законодательства и основание обратиться в жилинспекцию. Если ответ УК вас не устроил — найдите специалиста по сметам, который проверит документ в программе, составляющей сметы. И на основании этой проверки направьте еще одно письмо в УК с перечислением ошибок сметы и сроками, в которые эту смету нужно пересмотреть либо обсудить с собственниками. Если и на это обращение нет реакции, можно обратиться в Роспотребнадзор, который может выступить представителем собственников в суде — это сэкономит расходы на судебное разбирательство», — объясняет эксперт, попросивший не называть его имени.
Если компания не идет на уступки, можно отказаться от ее услуги и нанять подрядчика. Либо обратиться в суд, чтобы оспорить стоимость сметы — но суд для собственников это крайний шаг, так как придется нести затраты на юриста, на экспертизы и т. д. И, если недовольного жильца не поддерживает 51 % собственников — смысла обращаться в суд нет, так как его иск затрагивает интересы всего дома.
— Пожилые люди часто допускают ряд ошибок — пишут обращения во все инстанции. Но в ситуации, когда их не устраивает тариф управляйки или цена ремонта, обращение в прокуратуру не поможет — ведомство следит за исполнением законодательства, а в этом случае речь о коммерческой деятельности, — комментирует старший дома. — Для возбуждения дела нужно указать в заявлении в полицию признаки состава какого-либо преступления — только после этого полиция начнет проверку.
Что касается расценок на работу «управляйки» — этот вопрос решается в досудебном порядке.
— Это рыночные отношения, компания ничего не навязывает. Жильцы и компания заключают договор, на общем собрании собственников утверждают тариф, в который входят расходы на УК и на ремонт. Ежегодно проводится осмотр общедомового имущества, компания составляет перечень работ и смету — на собрании жильцы сами выбирают, за что и сколько им платить, —отмечает эксперт. — Если их не устраивает цена, они вправе расторгнуть договор и найти другую компанию. Если жильцов не удовлетворяет работа старшего дома, они могут провести общее собрание и переизбрать председателя. Часто старшим дома становится человек в возрасте, не умеющий работать в интернете. Он не знает законов, которые меняются едва ли не каждый квартал, и, конечно, ему сложно разобраться. Кроме того, зачастую бывает, что собственникам кажется, что их обманывают, но они тоже ни в чем не хотят разбираться. Нужно организовать работу совета дома, регулярные собрания жильцов, чтобы исключить такие ситуации. Бесплатную консультацию можно получить в общественном совете при жилинспекции, куда входят и горожане, и председатели советов домов.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии