Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №29 (28971) от 29 июля 2021 года
Издается с 24 февраля 1918 года
2 августа 2021,
понедельник

Откуда взялись молокане в Приамурье

Потомки первых переселенцев-молокан пришли на публичную лекцию АмГУ о своих предках

Общество

Они приехали в далекий амурский край одними из первых, распахали земли, освоили промышленность, построили здания, которые и сегодня украшают Благовещенск. И исчезли. К счастью, не без следа. Кто такие молокане и какой след они оставили в нашей истории? Этому была посвящена публичная лекция профессора АмГУ Евгения Буянова. Послушать ее в областную научную библиотеку пришли школьники, студенты, люди среднего возраста и пенсионеры. Как оказалось, среди них немало потомков молокан. 

Откуда взялись молокане в Приамурье / Они приехали в далекий амурский край одними из первых, распахали земли, освоили промышленность, построили здания, которые и сегодня украшают Благовещенск. И исчезли. К счастью, не без следа. Кто такие молокане и какой след они оставили в нашей истории? Этому была посвящена публичная лекция профессора АмГУ Евгения Буянова. Послушать ее в областную научную библиотеку пришли школьники, студенты, люди среднего возраста и пенсионеры. Как оказалось, среди них немало потомков молокан. 

Материал для своей монографии о молоканах профессор Евгений Буянов собирал 30 лет. Фото: Андрей Ильинский

Профессора идут в массы

Цикл публичных лекций — совместный научно-просветительский проект профессуры Амурского госуниверситета и администрации областной библиотеки. По словам его координатора, директора Центра комплексного изучения стран АТР Николая Приходько, стартовал он в октябре прошлого года. За это время в актовом зале библиотеки преподаватели АмГУ пять раз встретились с благовещенцами.  Тематика лекций ежемесячно меняется, а общение получается живым и интересным.

— Любой университет должен нести знание в массы, — считает Николай Николаевич, — у нас замечательный вуз с сильнейшим профессорско-преподавательским составом. Есть музейные и научно-образовательные центры. Мы постоянно участвуем в российских и международных конференциях. И преподаватели, и студенты ведут огромную научную работу. Но подробно об этом мало кто знает. Хотя мы открыты для всех, но все же это учебное заведение с пропускной системой, своим расписанием и распорядком дня. Хотелось бы, чтобы о работе вуза узнало как можно больше людей. Поэтому и появилась идея организовать серию публичных лекций. Инициаторами проекта стали ректор АмГУ Андрей Плутенко и директор областной научной библиотеки Наталья Долгорук. Основная задача показать труд наших профессоров и преподавателей не только в стенах родного вуза или на общероссийских и международных мероприятиях, но и на публичной площадке — простым жителям Амурской области.

По словам организаторов, выступления разрабатываются исходя из современных реалий. Лекторы говорят о том, что на самом деле интересно жителям региона. Это наша история, природный мир, экономическая, политическая и культурная жизнь, а также возрастающее международное внимание к нашей области.

Изучал молокан 30 лет 

И на этот раз послушать выступление профессора кафедры религиоведения и истории Евгения Буянова «Духовные христиане молокане в Амурской области во второй половине 19-го века — начале 20-го века» собралось около ста человек. Заниматься этой темой автор лекции и одноименной монографии начал тридцать лет назад. Профессор АмГУ —  сам представитель молоканского рода Буяновых. Да и наследие его единоверцев, купцов Алексеевых, Косициных, Кондрашовых, Коротаевых, Саяпиных и Платоновых, довольно велико. Добротные здания: бывший гастроном, магазин «Товары для дома», кардиоцентр (бывший молельный дом молокан) на Горького, 97 являются архитектурным украшением Благовещенска.  

17

молокан входили в состав городской думы Благовещенска с 1902 по 1906 год. В целом состав органа власти насчитывал 52 человека

Книга Евгения Буянова, подробно повествующая о жизни молокан-переселенцев, уникальная в своем роде. Такого фундаментального подхода к представителям этой секты нет ни в Поволжье, где в середине 18-го века и зародилось это христианское течение, ни в Сибири. Кстати, кроме Амурской области больше молокане нигде и не селились на Дальнем Востоке. После долгих гонений эта земля стала для них обетованной. Поэтому здесь они и добились определенных успехов. Автор не только описывает их духовную и бытовую жизнь, но и развенчивает мифы о суровости и даже жестокости амурских молокан, которые сложились из-за банальных обывательских сплетен да по незнанию. 

— Это духовные христиане, чтившие Библию, но не соблюдавшие православных обрядов, — замечает Евгений Буянов. — У них был рациональный подход к религии. Все, что вредно для человека, отрицали. Особо почитали труд, не пили, не курили, вели здоровый образ жизни, уважали образование и прогресс. Грамотность у них была на первом месте. Многие знали по два иностранных языка. В итоге у них были самые крепкие хозяйства. Это актуально и сегодня.  Сейчас вся страна ищет точки опоры для дальнейшего роста. Нам не хватает активности населения, производительности труда. Так вот была в нашей истории социально-религиозная группа, которая показывала чудеса предприимчивости, деловой активности, напористости.

От Волги и до Амура 

Первые молокане, сосланные сюда за вероотступничество и сектантство, появились на Амуре во второй половине XIX века. В 1859 году была основана Астрахановка высланными из Таврической губернии молоканскими семьями — Поповыми и Лепехиными. За ними потянулись и другие. В 60-е годы сюда двинулся большой поток переселенцев. Путь их был трудным. За три года переезда семьи теряли половину своего состава. Летом они останавливались, делали посевы. Осенью собирали урожай и снова двигались в путь. 

Чем их привлекал Дальний Восток? Сюда ехали в первую очередь за религиозной свободой и землей. Поэтому стремились они сюда одними из первых, за свой счет, без государевых подъемных. 

В 1880 году в Благовещенске уже проживало около 7 тысяч молокан. Если учесть, что в это время в городе насчитывалось около 35 тысяч жителей, то это значительное число.

Молокане главенствовали в земледелии, контролировали более половины рынка хлебопродуктов, держали все мельницы, были монополистами в пароходстве и банковской сфере.

С 1902 по 1906 год состав городской думы насчитывал 52 человека. Из них  17 —  молокане. А если учесть, что многие думцы на заседания не ходили, а члены молоканской общины были дисциплинированными, то они влияли на принятие большинства решений. Также молокане главенствовали в земледелии, контролировали более половины рынка хлебопродуктов, держали все мельницы, были монополистами в пароходстве и банковской сфере. Изготавливали бочки, заготавливали солонину, поставляли дрова в город, растили бахчевые культуры, занимались пчеловодством.

Послушать лекцию пришли люди разных возрастов и национальностей. Фото: Андрей Ильинский

Для молокан была характерна капиталистическая предприимчивость. Старались использовать все новинки. Когда в середине 90-х годов появились сельхозмашины, то они первыми стали их приобретать в Америке и Германии. Сами ездили в Америку, учили английский и немецкий языки. Когда разбирали дом, в котором жили купцы Коротаевы, на чердаке нашли письма, написанные на немецком языке. 

Из-за религиозного диссидентства молокане были неугодны царской власти. Новая власть не любила капиталистов и буржуа. Да и зачем советскому тоталитарному обществу независимые и самоуправляемые ячейки. Зазейское восстание 1924 года было направлено на истребление молокан. Многие из них бежали в Маньчжурию. К концу 1920 года их разорили  и выселили из занимаемых домов. Остатки добили коллективизация и раскулачивание.

Космос как предчувствие

После лекции слушатели не пожелали расходиться. С мест зазвучали молоканские фамилии и вопросы докладчику. Потомков интересовало, есть ли сейчас такая община и возможно ли создать у нас в Приамурье такое сообщество, где потомки могли бы общаться, знакомиться с обрядами. Участники лекции обменялись контактными телефонами на будущее.

7

тысяч молокан проживало в Благовещенске в 1880 году.  В общей сложности в городе насчитывалось 35 тысяч жителей

— Мы много собрали материала о своем предке, — рассказывает пенсионерка Наталья Петрова. — Это Яков Хвост, который приехал в Амурскую область в 1892 году с четырьмя детьми. Говорят, я похожа на свою бабушку-молоканку. Меня очень интересуют обряды, которые в моей семье уже не соблюдались. Увы, мы были слепыми детьми немых родителей, и только сейчас, на пенсии, я обращаюсь к своим истокам. 

Публичные лекции —  очень хорошая форма работы с населением, говорят слушатели.  Всегда можно прийти и узнать много нового и интересного. Разноплановые лекции проходят бесплатно, и попасть в библиотеку можно любому человеку. Для этого не обязательно предъявлять читательский билет или паспорт.

Следующая публичная лекция состоится в областной научной библиотеке в марте. Перед слушателями выступит декан факультета международных отношений Людмила Панкратова. Она расскажет о трансграничном сотрудничестве России и Китая и перспективах его развития. А затем будут проведены две лекции. Тематика одной из них посвящается космосу, другая — российско-американским отношениям. 

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

2
21.02.2017, 18:20

http://www.geo.ru/node/41629

— Гурд
1
21.02.2017, 17:50

Ряд исследователей считает, что движение духовных христиан, из которых выделилось молоканство, берет начало от Великого раскола РПЦ, а точнее — от беспоповцев.

 

По другой версии, молоканство (а точнее, духовное христианство) — следствие проповеди иностранца.

В 1938 году издававшийся в США молоканский журнал «Солнце» опубликовал серию «Очерков истории русского протестантского религиозного движения» А. К. Дубового. Там говорилось:

«Духовное христианство появилось первоначально в селе Охочем Змиевского уезда Харьковской губ. в 1740 году. Вот как история повествует о начале молоканства и духоборчества. Пришел туда (в Охочее) — один престарелый иностранец, называвший себя отставным унтер-офицером, который, начав с осторожностью проповедовать новые мысли, основанные на Библии, собирал по вечерам людей и толковал им Слово Божие. В продолжении некоторого времени он давал им советы, помогал, улаживал раздоры, за что приобрел к себе доверие и любовь многих. По их просьбе согласился он остаться жить между ними, и, живя среди них, приобрел последователей. Таким образом зародилась община духовных христиан, — в последствии разделившаяся на два течения — духоборцев и молокан.

 

Некоторые полагают, что этот основатель духовного христианства у нас на Руси был квакер, что, хотя, подвержено сомнению; но нужно сказать, что как у духоборцев, так и у молокан, есть много сходственного в уставах и обрядах с квакерскими.

 

Кто бы он не был, но проповедник этот бросил семена Евангелия, вследствие чего к концу 1790 года религиозное пробуждение уже вовсю охватило Харьковскую губернию; оно рапространилось и по всей Екатеринославской и др. соседним губерниям».

— Гурд
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

АмГУ: от вечернего факультета до классического университетаАмГУ: от вечернего факультета до классического университета
В АмГУ увеличили бюджетные места на популярные специальностиВ АмГУ увеличили бюджетные места на популярные специальности
Амурчанам предлагают переобучиться востребованным профессиям
Два амурских вуза вошли в консорциум при ДВО РАН: ученые займутся проблемами экономики
Новые компетенции, площадки и состязания юниоров
Ректор-легенда: губернатор поздравил Андрея Плутенко с юбилеем
«Космическая Одиссея», спутник и водные ракеты: АмГУ отпраздновал 60‑летие первого полета в космос
Акулы пера с горящими глазами: 20 лет назад Амурский госуниверситет начал подготовку журналистов
Ученые АмГУ создадут 3D-модель уникальной Архаринской писаницы
Амурские управленцы повышают квалификацию на базе центра АмГУ
Профессор Амурского госуниверситета вместе с немецкими учеными изучает «чувство кворума» у бактерий

Дорожники отсыпают разрушенный участок федеральной трассы «Амур» в Магдагачинском районеПаводок—2021
Перекресток 50-летия Октября — Ломоносова в Благовещенске перекроют на неделюОбщество
Житель Шимановсокго района до смерти избил свою молодую сожительницуПроисшествия
В Сковородинском районе в ДТП погибла 78-летняя женщинаПроисшествия
В Амурской области частично подтоплены 13 участков автомобильных дорогПаводок—2021
Новые квартиры получат 13 амурских врачей за переезд в селоОбщество

Читать все новости

Порядок слов Александра Ярошенко

Общество

Перекресток 50-летия Октября — Ломоносова в Благовещенске перекроют на неделю Перекресток 50-летия Октября — Ломоносова в Благовещенске перекроют на неделю
«Не хороните меня живой…»
Сильные ливни и дожди пройдут по Приамурью 3 и 4 августа
Новые квартиры получат 13 амурских врачей за переезд в село
Смотри под ноги: зачем в Райчихинске разрисовали канализационные люки
Система Orphus