Фото: dvseminary.ruФото: dvseminary.ru

В этом году Благовещенск отметит 220-летие со дня рождения и 40-летие со дня прославления своего основателя — святителя Иннокентия (Вениаминова). АП узнала самые интересные и неизвестные страницы жизни святителя Иннокентия.

Прививка от кровожадности

Святитель Иннокентий (Вениаминов) — в детстве Иван Попов — родился в Иркутской губернии и окончил местную семинарию. Именно там отличник стал Иоанном Вениаминовым. Его назвали в честь другой неординарной личности — к тому времени умершего иркутского епископа Вениамина, окончившего Лейденский университет в Голландии.

В те годы для освоения территорий за рубежом требовались миссионеры. Иркутская епархия получила разнарядку отправить одного из своих священников к алеутам. Дьякон, на которого пал жребий, сразу сбежал в солдаты. Священник Иоанн Вениаминов послушал  рассказы про алеутов, которые часами стояли на службе и крайне трепетно относились к вере, и «загорелся желанием ехать к таким людям». Даже слезы жены и тещи не помешали принятому решению — он уехал на Аляску.

10 лет служил святитель Иннокентий в алеутской Уналашке. Построил церковь, научил местных аборигенов кузнечному, плотницкому делу, обжигу кирпичей и даже создал национальную письменность на основе кириллицы. Правда, с продажей Аляски она была утрачена. На Уналашке в семье святителя родилось шестеро детей. По вечерам вместе с ними он мастерил механические органчики, которые пользовались спросом у заезжих мореплавателей.

Сам он путешествовал между островами в узкой индейской лодке из кожи тюленя. Вытянутые ноги приходилось держать плотно прижатыми по 15 часов. Однако миссионерские труды не прошли даром. Благодаря святителю Иннокентию все 2000 алеутов, живущих по 60 островам, приняли крещение. Многие бросили курить, выросла рождаемость.

Благодаря святителю собственную письменность получили алеуты, тлингиты, якуты и тунгусы.

Там же миссионер из Иркутска оборудовал настоящую метеостанцию и создал трехтомный научный труд «Записки об островах Уналашкинского отдела». За него был удостоен Демидовской премии, а позже стал действительным членом Российского географического общества, членом-корреспондентом Императорской академии наук и почетным членом Московского университета.

В 1834 году святитель Иннокентий оказался на острове Ситка. Исконные обитатели этих мест тлингиты (русские прозвали их колошами) были не столь дружелюбны к чужакам и отличались кровожадностью. Колоши убивали рабов после смерти хозяина, а правитель Русской Америки Александр Баранов после первого нападения индейцев был ранен и до конца дней не снимал кольчуги.

Однако миссионер  нашел с ними общий язык. К моменту его прибытия половина колошинского населения вымерла от эпидемии оспы. Тлингиты обратили внимание, что русские не болеют. Индейцы принимали вакцину прямо из рук святителя. Эпидемия быстро закончилась. На Ситке святитель создал духовную семинарию, построил собор Архангела Михаила и собственноручно собрал для него часы. Ремонтировал он и барометры, и другие приборы. К нему даже обращались за помощью капитаны морских судов.

Рыба насущная

После Аляски святитель Иннокентий оказался в Якутске — благодаря присоединению этого края к Камчатской епархии. Население новой епархии увеличилось сразу в десять раз, поэтому епископскую кафедру пришлось перенести в Якутск, а Священное Писание и текст богослужения переводить на местный язык. Проблем добавляли национальные, этнографические и многие другие особенности коренных народностей.

Например, в Якутии отсутствовало понятие «плод», а у алеутов — понятие «хлеб». В адаптированном варианте молитва Отче наш на алеутском звучала следующим образом: «Рыбу нашу насущную дай нам на сей день». «Вы делаете дела отца вашего» (Ин 8:41) перевели наиболее соответственным фразеологическим оборотом якутского языка: «Вы сушите копыта вашего отца».

В 1859 году прошло первое богослужение на якутском языке, Евангелие читал сам святитель. В общей сложности благодаря святителю собственную письменность получили алеуты, тлингиты, якуты и тунгусы.

Будущий Благовещенск еще до своего появления занимал особое место в жизненных планах святителя. Он вынашивал идею охватить проповедью Китай. Итогом совместного сплава с графом Муравьевым стал труд святителя «Нечто об Амуре», где доказывалась необходимость создания тяжелого Тихоокеанского флота. По его совету в месте слияния двух рек появился Усть-Зейский пост, а позже и сам Благовещенск. В нем святитель Иннокентий открыл духовную семинарию, где, помимо основных дисциплин, изучали медицину и маньчжурский язык.

220-летие со дня рождения и 40-летие со дня прославления святителя Иннокентия (Вениаминова) — основателя Благовещенска —  отмечается в 2017 году.

81 церковь была построена в Камчатской, Курильской и Алеутской епархии за время правления святителя Иннокентия. Больше трети этих церквей — в Приамурье. Святитель своими руками выстругивал деревянные престолы, делал иконостасы, проектировал храмы. Как правило, священники становились и сельскими учителями, в приходах открывались библиотеки. Благодаря деятельности святителя Приамурье получило бурный созидательный импульс, а Благовещенск очень скоро превратился в один из культурных, торговых и православных центров всего Дальнего Востока.

В 1868 году святитель Иннокентий был  избран митрополитом Московским, а по сути — главной фигурой церкви в России. Святитель Иннокентий прожил 81 год, при этом 45 лет он провел в путешествиях. В качестве видов транспорта использовал собак, оленей, лошадей, байдарки, катера и корабли.

Только факты:

► 10—13 процентов жителей Аляски остаются православными христианами. Святитель Иннокентий настоял, чтобы в договор о продаже Аляски внесли пункт о сохранении церквей. Монашество он принял в 1840 году после известия о смерти жены и по совету московского митрополита Филарета.

► В 1855 году святитель едва не попал в плен к англичанам. Английская эскадра напала на порт Аян. Англичане ворвались в собор, где в одиночестве вел службу святитель, и попытались его арестовать. Однако он убедил их «не обременять себя лишними расходами на бесполезного пожилого пленника». Англичане поддались — они не знали, что в соборе святитель Иннокентий служил молебен о победе русского оружия.

►Благодаря святителю Иннокентию на Камчатке появилось скотоводство, а на Тихом океане заложены основы для китобойного промысла. Его советы касались развития грунтовых дорог и пароходного сообщения.

►В ходе первой поездки по Камчатской епархии святитель преодолел на собачьих упряжках более 5000 километров. «Повозочку, в  которой я ехал, очень можно назвать гробом, только внутри она обита медвежатиной», —  вспоминал святитель. Святитель Иннокентий часто ночевал в сугробах в сорокаградусные морозы, так как ветер не давал поставить даже палатку. Однажды на пути в Берингов пролив его самого, а также нарты и собак спускали с обрыва на веревках.

Повозочку,  в  которой я ехал, очень можно назвать гробом, только внутри она обита медвежатиной.

►В Татарском проливе в 1861 году он читал отходную по себе в каюте судна, терпящего крушение. В феврале 1842 года другой корабль со святителем на борту пережил морское землетрясение, потом закончились сухари. Вареную в морской воде солонину раздавали пассажирам маленькими кусочками, а питьевую воду отжимали из парусов. Поездка длилась почти месяц, святитель молился об избавлении Герману Аляскинскому, похороненному на Еловом острове. Судно было спасено.

Предлагал назвать столицу Приамурья Зеймуром или Зейгородом

Святитель Иннокентий и граф Муравьев познакомились в 1849 году. И остаток жизни граф прислушивался к мнению своего умудренного жизнью единомышленника. Николай Николаевич понимал, что если Амур не будет российским, то его займут англичане или американцы. За спиной же святителя был бесценный опыт по освоению территорий. Святитель Иннокентий славы не искал и даже спорил с графом Муравьевым по поводу наименования Благовещенска.

«Теперь мы придумываем, как прозвать этот город, который со временем должен быть губернским. Николай Николаевич предлагает: Благовещенск. Но это название не везде будет ловко. Я предлагаю: Зеймур, или Зейград, или Зейгород», писал в одном из писем в Москву святитель Иннокентий (Вениаминов). Дата послания — 30 марта 1858 года. Пожалуй, именно в тот момент решалась судьба Усть-Зейской станицы, место для которой опять же выбрал святитель. Спустя несколько месяцев после письма станица стала столицей Амурской губернии.

«Город Благовещенск так наименован графом Амурским в память архиепископа Камчатского Иннокентия, который некогда в сане священника служил в Иркутске при Благовещенской церкви», —  пишет в своих комментариях протоиерей Прокопий Громов, личный духовник Николая Муравьева. То есть город на Амуре получил свое имя в честь иркутского храма, из которого много лет назад начал свою дальнюю дорогу святитель.

— Почему же он возражал против названия Благовещенск? Пожалуй, в силу своей духовной скромности. Ради этого предлагал другие варианты для названия нашего города, однако окончательно решение оставалось за графом Муравьевым, — рассказывает руководитель миссионерского отдела Благовещенской епархии, кандидат философских наук Виктор Селивановский.


За помощь в подготовке материала благодарим миссионерский отдел Благовещенской епархии.

Возрастная категория материалов: 18+