Инспекторы от природы

Охранник, пожарный, спасатель, научный сотрудник — одним словом, защитник амурской природы. Перед государственными инспекторами поставлено немало задач. Это охрана водного и горного заповедного пространства, защита от браконьеров (рыбаков и охотников), профилактика и тушение пожаров, а также проведение зимних и летних учетов диких животных. Неделя на кордоне, неделя — дома.  Такая вот жизнь-тельняшка: полоска белая, полоска черная. «Главное — жены не теряют, да и посмотрите, какая красота кругом, — шутят инспекторы. — Разве это может надоесть?!»

На кордоне «Теплый» (Теплый — это залив Зейского моря) тепло даже зимой. Горы защищают от ветра эту небольшую, но очень живописную полоску суши.  Солнце озаряет верхушки елей, мелькает среди берез. Разбавляют пейзаж колоритные самодельные нарты, прикрепленные к снегоходу. Незаменимые помощники северной жизни. На них можно усадить двух-трех человек, привезти дрова, продукты, воду.

994,3

кв. км — площадь Зейского заповедника

«Теплый» — базовый кордон Гилюйского лесничества. Отправная точка. Одновременно свою вахту здесь несут три сотрудника и собака Белка. Она также помогает охранять природные рубежи.  Четвероногий инспектор еще щенком принят на довольствие. И свой хлеб Белка ест не зря. Если залаяла — значит где-то незваный гость.  Несколько раз с ее помощью пресекались попытки незаконного проникновения на охранную территорию. Зверя также чует, гоняет близко подходящих к зимовью медведей и волков. Кормить Белку с рук строго запрещается, а вот погладить можно.

В дикой тайге можно жить с комфортом. Баня, добротный двухэтажный дом с кухней-столовой, которая еще используется как учебный класс. Две спальни для сотрудников. Благодаря широкому пластиковому окну открывается потрясающий вид на залив Теплый и горы.  «Как в телевизоре», — улыбаются радушные хозяева. Хотя телевизор здесь тоже иногда показывает. Однако, чтобы не жечь дорогостоящее топливо генератора, смотрят только новости. Читают при свечах  — на кордоне собрана неплохая библиотека.

Ох, рано встает охрана

Топится печь, инспекторы пьют горячий чай. Редкие минуты отдыха. Но вот залаяла Белка. Сразу в валенки, на снегоход и в путь. Где-то вдалеке промелькнула легковая машина. Находиться на заповедной территории даже с добрыми намерениями — уже само по себе нарушение.

48

сотрудников работают в Зейском заповеднике

— По всей акватории заповедника расставлены аншлаги, которые информируют граждан, что сюда ходить нельзя, — рассказывает старший госинспектор Гилюйского лесничества Андрей Федоряк.  — Движение авто- и мототранспортных средств и маломерных судов, охота и рыбалка запрещены.  Минимальный штраф — четыре тысячи рублей. Но это если человек только заехал на особо охраняемую территорию. Если промышляет охотой или рыбалкой, то это уже существенный ущерб, нанесенный природе. В этом случае штрафы возрастают в десятки раз. В ближайшее время мы планируем установить вдоль береговой линии еще сорок предупредительных аншлагов.

4

тысячи рублей штраф за незаконное нахождение на территории заповедника

Такие охранные мероприятия отчасти помогают. Законопослушные граждане в охранную зону не пойдут. Но есть и такие, хоть сто аншлагов в одном месте установи, не указ. Как рассказал Андрей Анатольевич, два года назад в соседнем заливе, Разведочном, браконьеры убили изюбриху.  Инспекторы, патрулировавшие территорию, услышали  звук мотора. Сразу среагировали на него. Заметив оперативную группу, злоумышленники бросились бежать. Однако в лесу госинспекторы обнаружили разделанную тушу, а рядом бродил маленький изюбренок.  Преступники были обнаружены по пуле, которую нашли в теле убитого животного. Ущерб, нанесенный природебыл,  оценен в полмиллиона рублей.

  — За двадцать лет, что я работаю в заповеднике, — продолжает Андрей Федоряк, — могу сказать, что в последние годы нарушителей стало больше. И это не от нищеты и безысходности. Увеличилось благосостояние людей, стало больше моторных лодок, оружия, быстроходной техники. А значит, появилось и мнение, что нас не догонят, что все дозволено.

Если вытянуть все заливы Зейского моря в одну линию, то протяженность охранной зоны акватории Гилюйского лесничества составит 181 километр. Это, скажем, как от Благовещенска до Прогресса. Патрулировать водное пространство приходится постоянно.

— Чтобы вычислить браконьера, надо быть на голову выше, — делится секретами мастерства участковый госинспектор Николай Маяков. — Только так можно предугадать действия нарушителя и предотвратить преступление. Если браконьер обманул инспектора, значит плохой инспектор. Для этого правильно расставить засады.  Прячемся, отслеживаем нарушителей в бинокли и приборы ночного видения. Бывает по шесть часов в засаде сидишь. А морозы здесь не шуточные, до минус сорока доходят. Да и водная гладь у нас неспокойная. Шторма большие и ветра сильные. Может и лодка перевернуться. Тут уже приходиться спасать тех, кто посягнул на природу, оказывать им первую помощь. Если на водохранилище еще как-то можно уследить, то в горах это сделать очень сложно. Самая высокая точка — 1 400 метров над уровнем моря. Горы, которые окружают кордон «Теплый» — 700—900 метров. Чтобы гонять браконьеров, надо иметь хорошее здоровье. Но главное, чтобы мозги работали, а не только ноги.

Пожарам — заслон

52

вида млекопитающих обитает в Зейском заповеднике,

230

видов птиц

Самая тяжелая рабочая вахта начнется уже через несколько дней. Весенние пожары — главная беда Амурской области.  Затушить огонь на крутых склонах почти невозможно. Поэтому главное правило — не допустить.

— Мох, кустарник, рододендрон многолетний, стволы которого в диаметре пять сантиметров, — все это горит одним махом, — заявляет Виталий Туркот.  — При попутном ветре сопка выгорает за 10—15 минут. Ни человек, ни зверь убежать не может. А на высокогорье — кедровый стланик. Он вспыхивает как бензин. Это вам не сарай в огороде потушить. Это — тайга. Весеннее время — одно из самых сложных. Приходится патрулировать постоянно, пресекать нарушения. Сходит лед, на Зейское море съезжаются рыбаки со всей области. А это — потенциальная угроза. Спиртное, костер.  Пошли промышлять, костер раздуло. Пожар начался, рыбаки бежать. Тушить-то они точно не будут.

Виталию Туркоту можно верить. Более 20 лет он тушил пожары с неба. Совершил 214 прыжков с парашюта. В 2010 году спасал от огня Москву, Рязань, Пермь. Сейчас с красным петухом борется на заповедной земле.

Высота горной местности от 315 до 1442 метров над уровнем моря. Территория заповедника занята ненарушенными деятельностью человека горными лесами.

Как говорят инспекторы, если чуть ослабишь хватку — нарушители тут же слетятся, как мотыльки на огонь. Почему-то люди думают, что в заповедных заливах, рыба жирнее, а зверь — толще. Поэтому бороздить просторы Зейского моря приходится постоянно. В 2016 году только на кордоне «Теплый» было составлено 17 протоколов за незаконное нахождение на особо охраняемой территории. В основном это рыбаки, которые только поставили свои сети, но поймать ничего не успели. То есть не смогли нанести ущерб природе. А это значит, что свою главную задачу инспекторы от природы выполнили. 

Командировка состоялась при поддержке Амурского филиала WWF России и администрации Зейского заповедника.