Наше знакомство с Леопольдом Феликсовичем длилось 20 лет, до его кончины в 2014 году. Мне довелось познакомиться с Сарапасом в 1994-м, когда он, уже будучи на пенсии, продолжал работать в редакции и возглавлял собкоровскую сеть. Собкоры — Виктор Галузин из Пояркова, Павел Кижаев из Зеи, Геннадий Астахов из Тынды, Виталий Ландик из Тамбовки и другие, приезжая в редакцию, в отношении к своему шефу выказывали огромнейший пиетет — ведь большинство из них начали сотрудничать с газетой, когда Леопольд Феликсович еще был ее главным редактором.
О том, каким авторитетным и мудрым он был руководителем, ходили легенды — журналисты за своим редактором были как за каменной стеной.
Всех сотрудников Сарапас в свое время обеспечил квартирами, а отдельных особо ценных кадров, утративших жилье вследствие разводов и создавших новые семьи, так еще и дважды. Квотированное жилье распределял обком партии, но чтобы его выделили именно редакции, ее руководителю нужно было обладать великим даром убеждения. Такой талант у Леопольда Феликсовича, безусловно, был.
Сарапас был рекордсменом в редакторской должности — в региональной прессе в масштабах России мало таких примеров, если вообще они есть.
В 1990-е, когда главным редактором «Амурской правды» был Анатолий Павлович Дроздов, кстати, ученик и преемник Леопольда Феликсовича, на редакционных планерках слово Сарапаса звучало весомо, к нему прислушивались и с ним по-прежнему считались. В конце 90-х редакция начала прирастать приложениями и, соответственно, кадрами. Так случилось, что я сидела в одном кабинете с редакцией «Молодежки», штатный и внештатный актив которой не просто рос, а множился в геометрической прогрессии. Этот актив был настолько веселым и активным, что работать рядом было невозможно физически. Мне пришлось умолять руководство «отсадить меня хоть куда-нибудь». Но все кабинеты были заняты, причем плотно. Единственным свободным рабочим местом оказался стол стенографистки Марии Николаевны Тимченко, которую только что проводили на заслуженный отдых. И стоял этот стол в кабинете Сарапаса.
Сарапас едет в командировку в Чесноково на грузовике.
Наверняка Леопольд Феликсович как легенда журналистики заслуживал лучшего общества, чем беспокойная, молодая на тот момент журналистка в качестве соседки по кабинету. Но я клялась, что буду тише воды ниже травы, обещала не злоупотреблять телефонными разговорами и пить кофе только по общей команде, чтобы не нарушать трудовой ритм уважаемого человека. Конечно, слегка побаивалась — а вдруг легендарный Сарапас меня категорически не примет, ведь близко общаться с ним не доводилось, помимо «здравствуйте — здравствуйте» и встреч на планерке.
Я. Ехида
В редакционном быту Леопольд Феликсович оказался добрейшим, галантнейшим и невероятно обаятельным человеком. Невзирая на свои 70+, он был неутомимым тружеником. Если Сарапас не проводил телефонные планерки со своими собкорами, которых в хорошие времена было порядка десяти по всей области, то он принимал и правил их материалы. Если статьи были сданы, а новые не поступили, он писал свои «опусы», как он сам их называл, для субботней странички сатиры и юмора. Он подписывался псевдонимом Я. Ехида и просил его не разглашать. Но, по-моему, все и так знали, чье острое перо прячется за этим говорящим именем. К нему часто приходили авторы юморесок, стихов и других материалов для его странички. Пустых разговоров Леопольд Феликсович не любил, если чувствовал, что беседа имеет в перспективе бесконечность, он поднимал руки и говорил: «Поймите правильно, у меня цейтнот!» Собеседник тут же сворачивал тему.
При этом он щедро делился редакционными байками, которых за годы его редакторства, да и просто работы в «Амурской правде», память хранила немало. Очень жалею, что не записывала, казалось, это будет длиться вечно. К счастью, эти байки — об одном редакторе АП, который так бурно отмечал свое назначение, что его через пару дней сняли с должности, и многие другие — слышала не только я. Или вот еще вспоминается, как Леопольду Феликсовичу в его молодые годы прислали денежный перевод, но не выдали, потому что кто-то писал его имя-отчество на слух, и в квитанции значилось «Леопард Физикович».
Всех сотрудников Сарапас в свое время обеспечил квартирами, а особо ценных кадров так еще и дважды.
Классическая байка — из застойно-алкогольных времен, когда два журналиста с утра гипнотизировали взглядом часы и один спрашивал другого: «Не пора ли?» «Рано!» — с сомнением отвечал второй. И наконец, когда пробивал час открытия винного отдела, на очередное «А не пора ли?» звучал бодрый ответ: «Пора!» — и оба срывались с мест. Леопольд Феликсович в шутку в конце рабочего дня мог лукаво улыбнуться и спросить многозначительно: «А не пора ли?» Мне ничего не оставалось, как подхватывать его шутку и отвечать: «Пора!» Хотя, разумеется, речь шла всего лишь об окончании трудовых будней.
Застолья, кстати, тоже вспоминаются. В 1997 году в огромном ресторане ДК Профсоюзов мы отмечали 70-летие Сарапаса, на которое юбиляр пригласил всю редакцию, родственников, друзей. Было невероятное число гостей, но самое примечательное, что тамадой на этом вечере был не кто иной, как сам именинник. И это у него получалось тоже весьма талантливо, артистично и красиво. По-моему, он даже пел.
Его чувству юмора можно позавидовать. Помнится, как однажды, подводя итоги очередного юбилейного застолья — на сей раз отмечали день рождения любимой газеты, — Леопольд Феликсович пошутил: «Если я вернулся домой, забыв в ресторане какую-то одну вещь — зонтик, плащ или кошелек, значит, мы хорошо погуляли. А тут я сразу три вещи оставил — втройне хорошо отпраздновали!»
Учил никогда не унывать
К одной из круглых дат Леопольда Феликсовича в «Амурской правде» вышел очерк о нем с портретом на первой полосе, и крупным шрифтом подпись: «Леонид Сарапас». Не помню, у кого повернулась рука такое набрать — видимо, как-то автоматически получилось, а все дежурные редакторы и корректоры допустили «глазную ошибку», когда прочитываешь то, что в голове, а не на бумаге. Боялись, как виновник торжества отреагирует. Леопольд Феликсович проявил мудрость и самоиронию: «Когда я был и редактором, и журналистом, я стольких людей обидел, искажая их имена и фамилии, что когда-то мне это должно было аукнуться!»
«Во всем добиваться справедливости и никогда не унывать» — эти слова всегда были девизом Леопольда Феликсовича. Счастье, что у «Амурской правды» есть такие люди-легенды, чей вклад в историю газеты измеряется не только цифрами, но и трудовой и творческой самоотдачей.
Леопольд Феликсович Сарапас скончался на 88-м году жизни в октябре 2014 года.
Возрастная категория материалов: 18+
Правильно чувствуете, сс)
— Он же (гость)Юлия Борисовна, спасибо! Леопольд Феликсович — прекрасный человек) И ту газету — с подписью Леонид Сарапас, я лично очень хорошо помню))
А Сергей К, чувствую, Сергей Костюк) Вот так занятно знать лично и по подшивкам многолетний коллектив «Амурской правды», который почти что семья)
— ссЮлька, молодец! Теплый материал. Прекрасно помню 70-летие «Леопарда Физиковича» (хотя в моем варианте вроде было «Финикович). Уникальный был человек и вообще замечательный коллектив »АП" в 90-е.Эх...
— Сергей К (гость)