— Дмитрий Дмитриевич, вы мечтали стать строителем?
— Нет, цели такой не было. Наверное, так обстоятельства сложились. Дело в том, что советское законодательство позволяло работать с 14 лет. Я воспользовался такой возможностью и летом начал подрабатывать на стройке. Наравне со взрослыми складировал кирпичи, орудовал инструментами — делал то же, что и вся бригада. Я с большим уважением отношусь к тем людям, помню их, при встрече здороваюсь. Эта практика продолжалась три года — с 9‑го по 11‑й класс, а после университета строительство стало делом всей жизни. Окончил ДальГАУ в 1998 году по специальности «промышленное и гражданское строительство». Начинал трудовую деятельность в производственном объединении «Дальвостуголь». Все строительные организации города Райчихинска были структурными подразделениями Дальвостугля. Начинал мастером, а первым моим объектом стал спортзал школы номер 15 на улице Победы. Работал в разных организациях, в том числе и на себя. По воле случая пришлось освоить сферу ЖКХ, а в амурское правительство пришел с должности заместителя генерального директора «Амурского угля».
— В непростые времена живем. Как сегодня чувствует себя строительная отрасль Приамурья?
— Не будем кривить душой: с точки зрения экономики строительные компании чувствуют себя не очень хорошо. К сожалению, есть факты, когда предприятия отрасли сокращаются, уходят с рынка. Если есть возможность, то происходит переориентация направлений деятельности. Но амурское правительство не является сторонним наблюдателем. Характерный пример: все знают, что в Свободном будет строиться новый микрорайон на 5000 жителей. В качестве инициатора проекта — компания «Газпром». По поручению губернатора мы участвуем во всех процессах: это касается отвода земли, участия наших застройщиков, проектировщиков, предоставления типовых проектных решений, разработанных в Приамурье, и многого другого.
Понятно, что Амурская область не сможет закрыть все потребности Газпрома, однако может закрыть своими силами многие ключевые ниши. Достаточно сказать, что государственная экспертиза нового микрорайона проводилась в Амурской области.
Нам удалось добиться применения там строительных материалов амурских производителей. То же касается многих технических решений, внедренных в Приамурье. Мы сделаем все, чтобы амурские строители участвовали в проектах Газпрома. Это приоритет, обозначенный губернатором.
1315
жилых помещений общей площадью 69,4 тысячи квадратных метров построено в январе-июле 2017 года в Амурской области. Это 99,3 % к уровню 2016 года. В 2017 году плановый ввод жилья — 196,5 тыс. кв. метров
Есть и другие возможности: например, переориентация с жилья на промышленное строительство. В частности, амурчане зашли на фундаменты газоперерабатывающего завода, другие работают на подъездных дорогах, производственных площадках.
На самом деле большую роль сейчас играет репутация каждого предприятия. Если компания хорошо себя зарекомендовала, то и особых усилий со стороны властей уже не требуется. Бывает так, что заказчик сам обращается к нам и просит содействия. Хочет, чтобы мы убедили своих строителей продолжить работы на том или ином объекте. С таких позиций нам проще вести диалог с крупными инвесторами и заказчиками.
— То есть вы берете на себя ответственность за ту или иную компанию?
— Существует определенный реестр строительных компаний, есть он и на сайте правительства Амурской области. То есть мы предлагаем конкретное предприятие с определенным послужным списком. Наша рекомендация — как гарантия определенного качества. На начальном этапе у Амурской области были не самые простые отношения с космодромом Восточный. Благодаря вышеперечисленным мерам, ситуация заметно меняется. На недавней встрече с региональным правительством глава
Роскосмоса Игорь Комаров высказал пожелание работать по такой же схеме — чтобы амурские строители участвовали в строительстве космодрома. Сейчас идет подборка наших производителей строительных материалов.
Другой пример — компания «Амурстрой» в том же Свободном готовится строить уже второй дом для «Сибура». Там же работает не менее уважаемая компания с богатой историей — «Благовещенскстрой». Несмотря на внушительный послужной список, для нее такой опыт впервые — в этом городе «Благовещенскстрой» никогда не работал. У руководства предприятия есть понимание рыночной конъюнктуры. При этом задачи предстоит решать серьезные. Речь идет о девятиэтажном доме для переселенцев из ветхого и аварийного жилья. Проект достаточно дорогой и несравним с трехэтажными домами, которые там активно возводятся. Но важная деталь — такой заказ обязательно станет демонстрацией возможностей компании. Ее заметят инвесторы, сделают выводы. Я думаю, мы становимся свидетелями большого начала.
Надо понимать еще одну простую вещь — любое строительство попутно влечет и задействует других участников рынка. Зачастую заказчик хочет не просто пустую квартиру, но полностью меблированную, начиненную бытовой техникой, охранной сигнализацией и так далее. Подход получается комплексный, возникает кооперация.
— Дмитрий Дмитриевич, все понимают важность крупных промышленных проектов — «Сила Сибири», газоперерабатывающий завод, Нижнебурейская ГЭС. Но людей всегда волнуют вопросы строительства жилья. Какова ситуация в этом секторе?
— В области жилищного строительства заметный спад, но это, скорее, закономерность. С точки зрения графики отрасль всегда движется по синусоиде. Мы с ностальгией вспоминаем 2013 год, когда Амурская область вышла на пиковый уровень по масштабам ввода жилья. Тогда было сдано в эксплуатацию 357 тысяч квадратных метров — больше, чем в советские годы. Для сравнения: по итогам 2016 года сдано 221 тысяча квадратов, в 2017 году будет еще немного меньше.
51703,33
рубля — средняя стоимость квадратного метра жилья в Амурской области. В 2016 году квадрат стоил 52631,46 рубля
В то же время остаются в силе организационные меры поддержки. Принимаются решения по предоставлению земельных участков, упрощается процедура получения разрешения на строительство, решаются вопросы инженерно-технических присоединений и так далее.
Также большое значение для Приамурья имеет индивидуальное жилищное строительство. Только по Благовещенску в первом полугодии на долю индивидуального строительства пришлось 14,6 процента от общего объема жилья. В прошлом году данный показатель достигал 10 процентов. В Амурской области 16 территорий, где ввод квартир производился только индивидуальными застройщиками.
— Наверное, спрос тоже играет какую‑то роль?
— До 2013 года наш субъект мог себе позволить меры государственной поддержки. Бюджет области оплачивал часть процентов по ипотечным кредитам амурчан. Люди активно пользовались господдержкой, строительный рынок реагировал на повышенный спрос. Платежеспособность населения также была выше, чем сегодня. В итоге строилось жилья больше. Сегодня ситуация иная — бюджет региона закредитован. Мы должны отдавать долги, накопленные областью в предыдущие периоды.
Монолит свободной планировки
— Жилищное строительство лишь одно из направлений целой отрасли. Как выглядит ситуация в целом?
— Здесь как раз динамика положительная. Общий объем строительных работ в первом полугодии 2017 года оценивается в 37,5 миллиарда рублей. Объем освоенных средств почти в два раза выше, чем за первые шесть месяцев прошлого года. Прирост в основном за счет крупных инвестиционных проектов. В первую очередь это космодром, «Сила Сибири», газоперерабатывающий завод, Нижнебурейская ГЭС, мост через Амур. То же касается ряда социально значимых объектов. Я бы назвал их опорными точками, которые в будущем обязательно дадут импульс и для жилищного строительства.
Я с полной уверенностью заявляю — мы не в режиме стагнации, мы в режиме перспективного ожидания. Задача, поставленная губернатором, — зафиксироваться и приготовиться к рывку вперед.
Самое главное для нас в это непростое время — сохранить костяк амурских специалистов. Рано или поздно строительная отрасль вместе с экономикой региона пойдет в значительный рост. Когда есть мастера, прорабы, начальники участков, главные инженеры и, конечно, рабочие — это живой организм. Он позволит в короткие сроки создать основу для быстрого развертывания на любой стройке.
— Потребитель сейчас разборчивый, все устали от «типовухи». Насколько часто наши строители могут предложить нестандартные решения?
— Мы наблюдаем внедрение таких решений повсеместно. На сегодня у нас две основные технологии возведения зданий — кирпичное и монолитно-каркасное. Основные требования, которые предъявляются к ним, — это приемлемая цена и ресурсы энергосбережения. Далее идет такой немаловажный аспект, как комфортность для проживания. Мы хорошо знаем, что в Китае есть такие микрорайоны, в которых никто не живет. Такие примеры появились и в Российской Федерации. Панельную многоэтажку построили, а квартиры там покупать никто не хочет. Потому что рядом каркасно-монолитное здание, где практически нет несущих стен. Там изначально масса возможностей для свободной планировки.
Даже ориентирование по сторонам света имеет значение. Никто не хочет жить на северной стороне, и очень приятно проснуться утром, когда солнышко в окна светит. Нельзя оставить без учета такой аспект, как срок службы здания. В этом плане монолитно-бетонные технологии выглядят наиболее выигрышно — их срок службы достигает 150 лет. Для сравнения: панельные дома — до ста лет, но при должном обращении. От эксплуатации зависит очень многое.
Не жалуйтесь, а сушите дом
— Как часто люди жалуются на качество нового жилья?
— К сожалению, бывают у нас такие случаи, но их очень мало. Иногда просто требуется время, иногда — небольшие усилия. Допустим, дом начинают строить летом, а сдача в эксплуатацию весной. Как правило, таким домам необходимо просохнуть. Стройматериалы после применения имеют повышенную влажность. Через год-два все проблемы исчезнут. Понятно, что люди испытывают различные неудобства, поэтому строители постоянно повышают качество технологий и стройматериалов.
При этом я не собираюсь снимать вины со строителей, к ним тоже порой имеются вполне обоснованные претензии. Из последних примеров — трубопровод в подвале нового дома жестко вделан в стену. Горячая вода идет, вибрацию ощущает весь дом, гул в каждой квартире. Застройщик исправляет дефект. Вопрос исчерпан.
В основном подобные случаи происходят именно там, где надзорные возможности государства ослаблены законодательно. Здесь и всплывают так называемые «гостинки», которые строятся под видом индивидуального жилья, а потом распродаются по долям. Тем не менее мимо них никто не проходит. Мы работаем в данном направлении. Нам помогают саморегулируемые организации в строительстве, Общероссийский народный фронт, инициативные граждане.
Дорогой специалист
— Какова средняя зарплата по отрасли?
— Средняя зарплата работников рядового звена не высокая, она колеблется в районе 30 000 рублей. Однако существует система разрядов, на предприятиях применяется коэффициент трудового участия. Такими инструментами очень серьезно регулируется доходная часть того или иного работника. У нас есть рабочие с золотыми руками, которых даже за большие деньги не купишь. Но все начинается с малого. Молодежь должна быть к этому готова. Ради получения перспектив необходимо проявить себя.
Со своей стороны работодатель должен учесть три фактора для удержания ценного работника — это достойная зарплата, условия для работы и карьерные перспективы. Только тогда взаимные интересы найдут точки соприкосновения. От этого выиграют и работник, и предприятие.
— Дмитрий Дмитриевич, вы профессиональный строитель — а свой дом уже построили?
— Работаю над этим уже десять лет. Хотел сделать все своими руками, без чьей‑либо помощи. Не знаю, когда удастся его закончить — времени совсем нет. Как только перешел на работу в правительство, моя строительная работа полностью остановилась.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии