Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

Приамурье стареет

Утром Татьяна Николаевна знает почти наверняка, что задержится на работе. Двенадцати минут, отведенных на прием одного больного, врачу не хватает.

— В моем деле нужно много терпения. Пожилые люди становятся капризными, и это нужно понимать. Я не могу на них повысить голос. Если понадобится, буду объяснять и по три раза, — рассказывает доктор.

Гериатрическую службу в Приамурье начали формировать недавно, направлению нет и года. Необходимость работать с возрастным контингентом диктует время. За 24 года стажа участок Татьяны Головачевой в Астрахановке заметно состарился. Сегодня среди пациентов 430 пенсионеров, многим — за 80. Врач отмечает: дедушки и бабушки всегда были завсегдатаями в больничных очередях. Раньше их принимали терапевты и врачи общей практики. «Опытные сотрудники просто уделяли таким пациентам больше времени», — рассказывает Татьяна Николаевна. Однако уже давно стало очевидно — пожилые люди нуждаются в особом медицинском подходе. Сегодня для них разработаны методики, позволяющие определить возрастные изменения. Пожилые люди проходят тесты, которые напоминают задания для первоклашек: нарисовать круг или куб, одним словом определить ряд животных. Врач проверяет слух и подвижность пациентов.

Бывает и так, что старики пьют с утра только чай, потому что не могут сами себе ничего приготовить, ждут родственников или соцработника.

— Некоторым не хватает минуты, чтобы сделать 5—6 шагов, руки дрожат, и они не могут нарисовать циферблат, — продолжает доктор.

В больницах не ставят диагноз «старость», но к неотвратимому приходит каждый. По классификации ВОЗ, пожилой возраст наступает после 60. Никто не предскажет, как будут проходить эти дни. «Ко мне приходит 83-летняя бабушка, в прошлом учительница. Она еще красиво расписывается и занимается с правнуком», — отмечает гериатр. Другие не знают, какой сегодня день, не помнят, зачем пришли в магазин, иногда не могут найти дорогу домой. Есть и старики, которые уже самостоятельно не умываются, не держат ложку и падают на ровном месте, сделав два шага.

Одинокие в семье

Гериатрия пришла в Россию из-за рубежа. В крупных городах страны уже появляются центры, которые вплотную занимаются изучением работы с пожилыми людьми. Главная задача — не просто лечить их недуги, которые неотвратимо настигают с возрастом.

— Мы должны разъяснить, прежде всего, родственникам, как приспособиться к пожилым людям, как им помочь, чтобы они не чувствовали себя брошенными,  — советует Татьяна Головачева.

150264

пожилых человека старше 60 лет проживают сегодня в Амурской области

Для врача гериатрия стала социальным срезом, обнажившим действительность наших стариков. Многих окружает равнодушие. «Пожилым людям не хватает внимания», — констатирует доктор. Даже оставаясь с близкими дома, они нередко одиноки. Пренебрежение к старикам заметно в мелочах.

— Со многими дедушками и бабушками живут уже внуки. Порой приходишь, а они ни полотенце, ни белье не поменяли. Старик будет лежать в постели,  никто его не поднимет и не позовет к столу. «А что он не встает? Пусть идет на кухню — там приготовлено!» А надо в постель принести еду! — говорит Татьяна Николаевна. 

Многие дети не хотят жить вместе с пожилыми родителями, но при этом отдавать их в дом престарелых в нашей стране считается дурным тоном. Гериатр видит стариков, которых не навещают самые близкие. «На приеме я сразу обращаю внимание, умыт пожилой человек или нет, спрашиваю: «Что кушали?» Бывает и так, что старики пьют с утра только чай, потому что не могут сами себе ничего приготовить, ждут родственников или социального работника», — отмечает Татьяна Головачева. Во время патронажа престарелых пациентов доктор не может не увидеть пустые столы.

— В холодильники я заглядывала пару раз, и больше не стала. Что я увидела? Пустые полки, одно мороженое в морозилке. А сами говорят, что хорошо питаются и что у них все есть, — разводит руками врач.

Пожилые люди чаще приходят не за лечением, а просто поговорить.

Татьяна Николаевна уверена: дело не в материальном достатке. «Денег не хватало всегда! Что-то не так с нашим воспитанием. Мамы с папами торопятся на работу, устали, им некогда заниматься детьми. Так же и со стариками», — уверена гериатр.

Поговорите с мамой

Татьяна Головачева и сама начала изучать гериатрию в пожилом возрасте. Сейчас врачу 62. Она признается: новая профессия заставила задуматься. «Боитесь ли вы старости?» — задали мы вопрос доктору.

— Я не знаю. Наверное, это закономерно: и я буду такая же немощная, буду по квартире шагать куриным шагом, держаться за стены. Молодежь тоже должна понимать, что все мы не вечны, — рассуждает Татьяна Николаевна. Если дети будут приходить к тебе с радостью, будут рассказывать, как учатся внуки, делиться своими переживаниями, то дожить до 90 лет — это счастье. Я хочу знать, что произошло у моего сына на работе, хотя он уже великовозрастный дядя. Я хочу знать, что нужна своим детям. Помните: если мама спрашивает, что вы сегодня кушали, она живет.

Вместе делайте зарядку и чаще разговаривайте: 

советы гериатра

— Помогайте пожилым родственникам встать с постели, умыться, почистить зубы, вместе сделайте легкую зарядку — разомните суставы.

— Если дедушка или бабушка тяжело передвигаются, приобретите им трость или ходунки.

— В доме для пожилого человека необходимо создать подходящие условия. В туалете и в ванной установите специальные поручни, на полу — подсветку, выключатель должен быть рядом с кроватью.

— Чаще разговаривайте с пожилым человеком, приглашайте его к столу, спрашивайте, как прошел его день, и рассказывайте о себе.

Возрастная категория материалов: 18+