Кабаны и изюбри очень любят кукурузные початки — съедают их с кочерыжками. ФотоловушкаКабаны и изюбри очень любят кукурузные початки — съедают их с кочерыжками. Фотоловушка

Овсянка, сэр

Картофельное пюре, овсянка, кукурузная крупа и даже компенсация витамина С в виде шкурок от мандаринов — здесь, в глухой тайге отдаленного и труднодоступного Орловского заказника, входящего в состав Норского заповедника, съедается все. Лесное хозяйство большое, потому и меню разнообразное. Каждому зверю — свое лакомство. Для подкормки копытных — косули, кабана, изюбря, лося — в заказнике создано шестьдесят солонцов и восемь подкормочных площадок. Любят здесь бывать зайцы и даже медведи.

— Везу на работу все, что дома не съели, — делится участковый госинспектор в области охраны окружающей среды Норского заповедника Сергей Крупенич. — Вот мандарины ели все зимние каникулы, шкурки не выбрасывали, собирали. Картофельные и другие очистки — сюда же. Излишки с огорода —  картошку, кукурузу — все, что не съедим, везем на подкормочные площадки. Нас в Орловском заказнике трое инспекторов. Каждый что-то своим подопечным везет. Кукурузные початки очень любят кабаны и изюбри — съедают полностью, даже кочерыжек не остается. Как-то осенью мы до кордона добирались, впереди большегруз шел, наполненный тыквой. Тыква падала на дорогу, а мы останавливались и собирали. 

Однажды медведи нам такого шороху навели: все разворотили, крыши у кормушек посрывали.

Копытные, в особенности кабаны, в еде непривередливы. Эта местность не соответствует ареалу кабана. Он мигрирует в южные районы, где есть дубняки и желуди. Последнее время вепри стали приспосабливаться к природным условиям Орловского заказника: едят сочную траву, копают корешки, разоряют муравейники и хатки ондатр. Не проходят и мимо лесных столовых, которые наполняют для них заботливые люди. «Последнее время здесь стало больше кабана, — замечает Сергей Павлович. — Не уходит на юг, остается. Наполнять кормушки мы начинаем только после того, как медведи залягут в спячку, — где-то с октября. Один раз мы сделали такую неосторожность — засыпали подкормочные площадки в сентября. А медведи как раз перед берлогой жир нагуливали. В этот период они едят все подряд: овес, ячмень, да еще с кабанами на пару. Медведи нам такого шороху навели: все разворотили, крыши у кормушек посрывали, корыта укатили в лес.

За эту зиму четвероногие посетители лесных столовых Орловского заказника уже съели две тонны ячменя и две тонны овса. Сколько мешков картофеля, кукурузы и других лакомств было высыпано в кормушки, никто не считал. Главное, как отмечают госинспекторы, еда на подкормочных площадках не залеживается.

Слоеный и соленый пирог

Солонцы в Орловском заказнике делают по своему, особому рецепту. Корыта под лизунец обязательно должны быть из осины. По словам Сергея Крупенича, осину любят все звери — от зайцев до изюбрей. Это дерево мягкое и без горькой смолы. Осина сама по себе пропитывается солью. Если звери съели все содержимое из долбленки, то могут грызть дерево.

 — Берем глину и соль в соотношении 60 % к 40 % и слоями засыпаем в корыто, — делятся рецептом инспекторы. — Потом сверху присыпаем снегом, чтобы этот слоеный пирог увлажнился и немного зацементировался. Глину добавляем, потому что звери, кроме изюбрей, не едят соль в чистом виде — они вылизывают глину. За подкормочный сезон уходит полторы тонны соли и две с половиной тонны глины. Летом соль есть в растениях, животные не так в этом минерале нуждаются. Последний раз закладываем солонцы, которые в Орловском заказнике располагаются через каждые два километра, в конце марта. Хватает до осени.

Командировка в Орловский заказник состоялась при поддержке администрации Норского заповедника и Амурского филиала WWF России.

Возрастная категория материалов: 18+