Фото: Антон СасинФото: Антон Сасин

— Мы обследовали север Хинганского заповедника, Ташинский, Бирминский, Ульминский, Орловский и другие заказники, — уточнил Михаил Парилов. — Авиаучет  — дорогое удовольствие, один час полета стоит 60 тысяч рублей. А мы за два дня налетали 15 часов. Средства на облеты выделил WWF России. Но такое затратное мероприятие единственная возможность посчитать аиста. По-другому в эти места просто не добраться. Последний раз аиста считали с неба десять лет назад. И если на модельных участках в Амурском, Березовском и Муравьевском заказнике общественники из АмурСоЭС ежегодно считали гнезда и их пернатых обитателей, в том числе и птенцов, считали на своей территории и специалисты Хинганского заповедника, то по всей области этого не делали. Поэтому и не было точных сведений, сколько аистов обитает в Приамурье.

На севере Амурской области, где почти не ступает нога человека, аистиных гнезд хватает. Как отмечают ученые, на первый взгляд, без детальной обработки полученных данных, на севере наблюдается рост численности птицы 

Авиаучет проходит по следующему принципу: два учетчика с борта вертолета фотографируют каждое гнездо и отмечают его на GPS-навигаторе. Маршрут прокладывался с учетом ранее известных гнезд, но на пути ученым встречались и новые. Этот факт и свидетельствует о том, что дальневосточных аистов стало больше.

— Все гнезда, за исключением двух или трех, заселены, — рассказал Михаил Парилов. — В них были обнаружены или яйца, или птенцы. Сейчас как раз идет процесс вылупления. В одном из гнезд было обнаружено три яйца и три птенца. Это максимальные показатели для вида. Авиаучет не наносит вреда птице, в большинстве случаев она на него не реагирует. У аиста нет врагов в небе, поэтому они вели себя при виде вертолета вполне спокойно. Некоторые улетали из гнезда, а некоторые так и оставались на яйцах, скрывали от нас кладку. Чтобы не пугать птицу, мы не снижались к ее жилищу ниже пятидесяти метров.

По словам кандидата биологических наук, координатора программ по сохранению аиста «АмурСоЭС» Антона Сасина, на севере аисты живут по старинке. То есть гнездятся на деревьях, тогда как их южные сородичи в основном выбирают опоры ЛЭП. Это, прежде всего, связано с тем, что в результате освоения земель все меньше становится пригодных для гнездования деревьев. 

— Только в одном месте через водно-болотное угодье Альдикон, около Норска, где тянется линия ЛЭП, мы обнаружили одно гнездо на опоре, — пояснил Антон Сасин. — Все остальные — на деревьях. Обзор с вертолета очень хороший. Это отличная возможность, охватить такую огромную территорию. Без этого данные учетов аиста были бы неполные. 

Через несколько дней орнитологи обработают полученные данные, а с начала июня приступят к наземному учету аиста и будут считать гнезда и пернатых жильцов при помощи квадрокоптера.