Шесть попыток
24 мая, вооружившись недорогим смартфоном с поддержкой 3G и LTE (4G), сим-картами операторов «большой тройки» и приложением Speedtest, измеряющим скорость мобильного интернета, мы прошлись по главным корпусам четырех вузов. В наш маршрут попали: медакадемия (АГМА), АмГУ, педагогический (БГПУ) и аграрный (ДальГАУ) университеты. Каждому оператору были даны шесть попыток показать максимум и минимум возможностей как внутри, так и снаружи здания. Среднее арифметическое из полученных данных легло в основу нашего пользовательского рейтинга.
По результатам «полевых» тестов, с небольшим перевесом среди вузов победил Благовещенский педуниверситет. Все операторы показали здесь самые высокие скорости. Даже «ВымпелКом» («Билайн») выжал здесь максимум, хотя его результаты на фоне МТС и «Мегафона» смотрятся, мягко говоря, блекло.
Для вузов или торговых центров актуальную роль играет фактор загруженности сети. Например, если услугами связи пользуются 100 человек, скорость интернета у них будет распределяться на всех.
Пропасть, в которой оказался мобильный интернет «Билайна», вполне объяснима. МТС и «Мегафон» уже давно покрыли амурскую столицу сетями четвертого поколения (4G/LTE), позволяющими выходить в интернет на средних скоростях 15—18 Мбит/сек. В то же время абоненты полосатого оператора общаются в сетях стандарта 3G+ (HSPA+), средняя скорость получения информации в которых составляет около 5 Мбит/сек. Однако даже этой планки оператору не удалось выдержать. Сначала нам показалось, что в день испытаний у «Билайна» возник сбой в сети, однако звонок в службу поддержки оператора опроверг эту гипотезу.
Любопытно, но при проверке скорости мобильного интернета у МТС и «Мегафона» в показателях внутри и снаружи главного корпуса БГПУ были заметные расхождения. Сказалась метровая кладка стен старинного здания 1913 года постройки. На улице скорость приема у «Мегафона» достигала 60 Мбит/сек, однако в здании порой падала до 15 Мбит/сек. МТС же, напротив, выдержал испытание помещением — на улице в одной из попыток показал около 24 Мбит/сек, а внутри интернет «разогнался» до 40. Тем не менее у обоих операторов в большинстве случаев результаты были достаточно хорошие. Текущих скоростей хватает для комфортной работы — можно без проблем выкладывать фото в Instagram или смотреть потоковое видео в FullHD на Youtube и в любых соцсетях.
Аналогичные расхождения проявлялись в других учебных заведениях (полный рейтинг благовещенских вузов смотрите в инфографике).
Барьеры для интернета
Представители МТС и «Мегафона» подчеркивают: когда абонент сталкивается с трудностями в работе мобильных услуг, он, как правило, думает, что причина в недоработках оператора связи. В действительности на предоставление голоса и интернета могут влиять множество внешних факторов. Ключевые из них — это рельеф, плотность застройки, загруженность сети, особенности материалов, используемых при строительстве зданий, а также погодные условия.
— Если говорить о качестве связи в городе, то основным фактором здесь становится быстро меняющийся рельеф из‑за строительства новых зданий, которые становятся «помехой». Сигнал от базовой станции становится ниже или тухнет совсем, — рассказали АП в амурском филиале компании «Мегафон». — При этом строительство базовых станций требует от специалистов оператора серьезных физико-математических расчетов: сколько нужно базовых станций, какой мощности, в каких точках установить, чтобы устранить «мертвую зону». Бывает, строительство станции невозможно из‑за санитарно-эпидемиологических требований».
Ключевые внешние факторы, которые влияют на предоставление голоса и интернета: рельеф, плотность застройки, загруженность сети, особенности здания и погода.
Проблемной зоной для операторов являются помещения с железобетонными стенами, через которые сигнал с вышки не проникает или проходит слабо. Если раньше перебои со связью фиксировались лишь в подвалах, помещениях без окон и лифтах, то сегодня едва ли не каждый построенный офис или торговый центр имеет металлический каркас в стенах.
Для таких мест, как вузы или торговые центры, не менее актуальным становится фактор загруженности сети, отмечают представители амурского филиала МТС. Например, если услугами связи пользуются 100 человек, скорость интернета у них будет распределяться на всех. Поэтому отчасти на результаты тестов могло повлиять и то, какое количество абонентов каждого оператора находилось поблизости в момент замеров.
Абонентский опыт не повредит
«Статистика работы сети отслеживается круглосуточно по десяткам параметров. Если происходят резкие изменения в статистике, ситуация немедленно разбирается и принимаются меры к устранению проблемы, — рассказали АП в амурском филиале МТС. — Также не реже двух раз в год проводится драйв-тест — это объезд на автомобиле со специальным оборудованием, которое совершает голосовые звонки, выходы в интернет и фиксирует некорректную работу сети. Безусловно, контроль качества ведется и на основе абонентского опыта. Каждая жалоба разбирается, и прорабатываются меры для исправления ситуации.
Так называемые драйв-тесты постоянно проводят и в «Мегафоне», это часть рутинной работы технических служб. Но, как признаются сотовики, к сожалению, проблемные зоны в стороне от дорог фиксируются не всегда. Здесь многое зависит от абонентов и их отзывов.
— Обращения абонентов отрабатываются в течение трех суток. Как правило, проводится диагностика, в ходе которой выясняются все нюансы проблемы, чтобы исключить вероятность неисправности на стороне абонента. По статистике, 50 % обращений закрываются уже на этапе диагностики. Если вопрос остаетcя открытым, то к абоненту выезжает инженер-измеритель и на месте проводит замеры сети, и дальше работу уже ведут инженеры по оптимизации сети.
Возрастная категория материалов: 18+
Вот уж точно! Билайн скатился в пропасть. И если раньше еще терпимо было, то в этом году просто АД!!! Уже не раз хотела уйти к другому оператору — видимо, пришло время это сделать!!!
— Светлана Анатольевна (гость)