Небо в Зее осталось без самолетов

Реконструкция аэропорта Зеи началась в 2015 году, закончить по плану ее должны были в 2017 году. Это позволило бы городу принимать не только Ан-2, но и самолеты более высокого класса. Подрядчик — «Главное военное строительное управление № 7» Министерства обороны (экс-«Спецстрой») — вовремя с задачей не справился, а в этом году и вовсе не ведет работы.

Кроме того, строители частично разобрали старую взлетно-посадочную полосу, чтобы соединить ее с новой. В итоге Зейский аэропорт перестал принимать любые самолеты. Около года назад вместо Ан-2, который соединял райцентр с отдаленными поселками, запустили вертолет. С одной стороны, по словам специалистов аэропорта, Ми-8 вместительнее «Кукурузника». Так, он способен перевозить до 12 тонн груза и от 16 до 22 человек, тогда как Ан-2 поднимает около 12 человек и до 5,5 тонн груза. Но с другой стороны, из-за того, что обслуживание «вертушки» обходится гораздо дороже, количество рейсов сократилось с двух раз в неделю до одного, что очень неудобно. Теперь вылетающим по делам жителям отдаленных сел либо нужно ждать неделю до следующего рейса, либо добираться до дома другими путями. В наиболее тяжелой ситуации оказались поселки Хвойный, Горный и Бомнак, с которыми нет автомобильного сообщения.

Аэропорт закончили на 70 процентов

По словам министра транспорта и строительства области Александра Зеленина, сейчас реконструкция завершена на 70 %. Подрядчик успел сделать многое, но работы еще достаточно. В том числе, до конца не выполнено асфальтобетонное покрытие новой полосы, не закончены монтаж светосигнального оборудования, благоустройство летного поля, подведение сетей электроснабжения, строительство склада горюче-смазочных материалов. В этом году работу в аэропорту не ведут: строители ушли с площадки, а представители подрядной компании отмалчиваются.

— Подрядчик — строительная компания Министерства обороны. В 2018 году она не выполняет свои обязательства по контракту. От диалога компания уклоняется, но насколько мы понимаем, причина задержки — это отсутствие средств, — рассказал Александр Зеленин.

По его словам, стоимость оставшихся работ составляет около 700 миллионов рублей. Заказчик — ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» — перечислил подрядчику аванс почти на 300 миллионов рублей, но работы на эти деньги не выполнены.

При этом, как отмечают специалисты, нельзя доделать только взлетно-посадочную полосу и запустить самолеты. Реконструкция аэропорта — это комплексный проект, и пока он не будет сдан полностью, Ростехнадзор не даст разрешение на эксплуатацию аэродрома. Как рассказал замдиректора по строительству и эксплуатации наземных сооружений «Аэропортов Дальнего Востока» Игорь Вольхин, в принципе можно было бы вернуть в район хотя бы самолеты Ан-2, для этого нужно восстановиться старую полосу, которую частично разобрали во время строительных работ. Это позволит Зее принимать малые суда, пока не будет закончена реконструкция аэровокзального комплекса. Но вопрос: кто и за чей счет будет выполнять эти работы — пока остается открытым.

Область обратится в Генпрокуратуру

Сложная ситуация сложилась и с реконструкцией двух других амурских аэропортов: в поселках Бомнак и Экимчан. Причем, как рассказал Александр Зеленин, в Экимчане возбуждены уголовные дела и идут поиски нового подрядчика. По зейскому аэропорту направлено обращение в Благовещенскую транспортную прокуратуру. 19 сентября Арбитражный суд Хабаровского края будет рассматривать иск предприятия «Аэропорты Дальнего Востока», которое требует заставить подрядчика исполнить свои обязательства. Василий Орлов поручил амурскому минтрансу обратиться в Генпрокуратуру.

— Готовьте документы на имя Генпрокурора. Серьезный, стратегический объект завален. Пусть прокуратура разбирается, кто виноват, — отметил он.