Бегство «михайловцев»

Для будущего учителя истории Марии Сидорук это была первая полевая археологическая практика.

— Вначале были очень сильные эмоции, когда я притрагивалась к вещам, которым несколько тысяч лет, — призналась девушка. — Думаю, связать свое будущее с археологией. Суровые условия не пугают. Мы на раскопе с июля работаем, живем в палатке — привыкли.  Когда приезжаешь домой, где мягкий диван, телевизор, теплое одеяло, — уже тянет обратно.

Каждый сантиметр раскопа изучил руководитель экспедиции, а заодно директор Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области Денис Волков.

— Этот объект мы обнаружили в 2016 году в ходе разведки,— припомнил Денис Павлович. — Место было достаточно заросшее — сплошной дубняк. Когда нашли первую западину — углубление в земле,  просто на четвереньках проползли по всем этим кустам, чтобы найти остальные объекты. Все западины — в основном древние жилища. Их строили полуподземного типа, со временем кровля рушилась и получалась яма.

Найденный памятник относится к михайловской археологической культуре, представители которой жили в Приамурье со II до VII века нашей эры. Первый памятник с подобным материалом был обнаружен в селе Михайловка на реке Завитой. Поэтому и весь древний народ получил название — «михайловцы».

— Во втором веке михайловцы расселились на территории Зейско-Буреинской равнины — достаточно комфортном для проживания месте, где можно заниматься земледелием, — продолжил исторический экскурс опытный археолог. — К шестому веку на равнине появляются племена мохэ — более воинственные, и они начинают теснить михайловцев.

Судя по находкам, вполне миролюбивые михайловцы побежали от агрессоров на север, туда, где добычи было меньше и климат суровее.

— Самые северные памятники михайловцев известны и изучены — они находились на месте Зейского водохранилища, в Шимановском районе, а вот в центральной части области образовалась пустота. И этот объект возможно и есть недостающее звено, — отметил Денис Волков. — Место здесь не очень удобное — далеко от воды, склон, узкая вершина. Почему человек здесь поселился? — это мы можем только предполагать. Возможно, это как раз говорит о том, что люди двигались и занимали те места, которые оставались. Пускай даже не очень удобные.

Помойка — удача для археолога

Общая площадь археологического памятника под Свободным — 1675 квадратных метров. Кстати, на сегодняшний день это самый крупный объект, который раскапывали амурские археологи.

Всего обнаружили 27 ям-западин — восемь жилищ, остальные — хозяйственные ямы, своеобразные древние погреба.

— Последние, кстати, являются неотъемлемой частью быта михайловцев, — отметили исследователи. — Они говорят о том, что люди занимались земледелием и охотой, а запасы хранили. Практически в каждой яме мы обнаружили истлевшую органику. Отобранный грунт изучат специалисты и уже точно скажут, что именно хранилось в ямах — рыба или мясо.

Судя по следам, несколько жилищ михайловцев, прежде чем разрушиться от времени, — сгорели. 

— Сегодня можно сказать, что михайловцы не бежали отсюда, а просто оставили его, — поделился выводами Денис Волков. — У нас есть жилища, которые сгорели, но в них нет никакого археологического материала — на момент пожара в них уже никто не жил. Хотя наверняка были и трагедии… Так, сгоревшее жилище № 8 просто забито интересными артефактами — это говорит о том, что в момент пожара там были люди. Потом это жилище стали использовать как помойку, а найти последнюю — настоящая удача для археолога.

Главная загадка — внешность михайловца

Самая главная загадка, которая еще не поддалась археологам, — внешность михайловцев. О разрезе глаз, высоте скул могли рассказать молчаливые могилы, но ни одного захоронения до сих пор не найдено.

— Неизвестно, где хоронили михайловцы своих покойников, — развели руками специалисты. — Возможно, это связано с тем, что племя не закапывало своих усопших в землю. А просто хоронили открытым способом или сжигали трупы. А может, пока могильники просто не найдены.

Однако о быте миролюбивого народа археологи узнали достаточно много.

— Мы можем сказать, что михайловцы строили жилища полуподземного типа с достаточно высокой деревянной крышей без дополнительных конструкций — каркасов и обвязки, — поделились знаниями исследователи. — Они достаточно хорошие керамисты — их керамика тонкая, покрытая вафельным орнаментом. Хотя это было сделано больше не для красоты, а по необходимости — увеличить площадь испарения влаги. Чтобы сосуды во время обжига не взрывались. Кстати, поздние племена мохэ пошли по другому пути — они делали толстые стенки, из-за чего сосуды получались корявыми и некрасивыми. Михайловцы же, благодаря текстильному орнаменту, увеличивали площадь испарения, поэтому сосуды у них тонкие, легкие и изящные.

Кроме керамики, археологи находили изделия из металла — в основном бытовые вещи. Например, небольшой металлический нож. «Сложно сказать, для чего именно его использовали, — задумались археологи. — Скорее всего, просто чтобы что-то отрезать. Например, кусок мяса или узелок развязать. Таких вещей немного, потому что они были достаточно дорогие. Поэтому в подобных памятниках в других местах часто находят схроны с самыми ценными — металлическими предметами».

Если позволит погода, то полевой сезон археологи планируют завершить к концу сентября — началу октября. На сладкое археологи оставили раскопки самого большого жилища, которое находилось на самом ровном месте. Не исключено, что в нем жил вождь племени. Может быть, оно и приготовило специалистам самые интересные и важные находки.

Интересные факты:

— Впервые амурские археологи полностью раскапывают такой большой памятник — 1675 квадратных метра.

— Судя по находкам, вполне миролюбивые михайловцы спасали свои жизни — бежали от агрессивных племен мохэ на север, туда, где добычи было меньше и климат суровее.

— Отличались михайловцы тягой к прекрасному — их тонкие кувшины с круглыми донышками покрыты вафельным орнаментом.

— Случались в поселке михайловцев и трагедии. Так, исследователи уверены, что одно из жилищ было уничтожено пожаром, когда в нем еще жили люди. Позже на пожарище устроили помойку.

— До сих пор не найдено ни одно захоронение михайловца. Поэтому ученые не могут сказать, как выглядели эти древние мужчины и женщины.