Фото: molva33.ruФото: molva33.ru

«Я боюсь потерять дочь!»

«Уже второй комплект одежды ей купила, потому что все большое с 1 сентября, все с нее сваливается», — переживает Елена. Мама четверых детей утверждает: проблемы со старшей дочерью начались в прошлом году. В 14 лет школьница начала отказываться от еды — сверстники дразнили и называли ее толстой. Семья обращалась в детскую поликлинику и к школьному психологу, девочка проходила обследование и лечение в областной столице.

— Врачи говорят, что все у нас хорошо, Света (имя девочки изменено. — Прим. АП) справится сама. Анорексию ей не ставят, но она у нее есть. Она прячется, чтобы поесть. Или ест, когда на кухне никого нет. После приема пищи у нее бывает рвота. Однажды с ней случилась истерика, она кричала: «Я ненавижу эту еду!» Раньше у нее коса такая богатая была, а сейчас тонкая, моешь полы — кругом волосы. Кожа на руках шелушится. Вообще, выглядит она очень плохо, — рассказывает растерянная мама.

Дочка прячется, чтобы поесть. Или ест, когда на кухне никого нет. После приема пищи у нее бывает рвота. Однажды с ней случилась истерика, она кричала: «Я ненавижу эту еду!» — рассказывает жительница Завитинска.

Елена сетует: даже после лечения в Благовещенске дочь-подросток остается замкнутой, запирается в комнате и не открывает двери родным. «У нее нет подруг, она замыкается дома. Ей нравится меня укалывать, делать назло. Муж просит, чтобы я Свету не трогала. Говорит: «Ты добьешься того, что ее в психушку закроют». А я боюсь, что вообще могу дочь потерять», — срывается мама. Женщина взывает о помощи.

— И школа, и местные врачи к нашей проблеме равнодушны. Нам нужен хороший психолог здесь или помощь со съемной квартирой в Благовещенске, чтобы мы могли посещать специалиста, — считает Елена.

Мама против ребенка?

В школе, где учится девочка, о проблеме знают. Тревожный сигнал поступил еще в прошлом году — школьный психолог работала и с мамой, и с ребенком.

— Самокритичность свойственна всем подросткам. Все через это проходят. Света высказывала мысли о том, что она себе не нравится, психовала, плакала. Мы с ней обсуждали питание, спортивные упражнения. Сейчас все нормально. В классе хорошие отношения, подружки ее поддерживают, — комментирует педагог-психолог завитинской школы № 1 Алина Карасева.

В детской поликлинике у школьницы также не обнаружили отклонений.

— В прошлом году мама обращалась с жалобами на то, что дочка не может найти контакт с одноклассниками, агрессивно ведет себя по отношению к своим братьям и сестрам. Я направила их к специалистам в Благовещенск. Школьницу посмотрел медицинский психолог, психиатр, невролог. Есть легкое эмоциональное расстройство, но в целом с ребенком все хорошо. После лечения школа наблюдает за девочкой. Регулярно детей осматривает фельдшер. Классный руководитель говорит, что ребенок ходит в столовую и кушает. Слова мамы о том, что дочка похудела на 20 килограммов, — это неправда. Даже визуально девочка выглядит нормально, — парирует заведующая детской поликлиникой Завитинска Надежда Мусалимова.

Ни в школу, ни в больницу в этом году мама подростка не обращалась. «Поступило обращение из соцсетей, где мама распространяет информацию о том, что у дочери опять начались проблемы. Якобы она ест и вызывает рвоту. Мне позвонили из районной администрации. В этот же день я с медсестрой лично выехала к семье домой. И в разговоре муж этой женщины покрутил у виска и сказал, что мама наговаривает на дочь», — разводит руками заведующая детской поликлиникой.

Муж просит, чтобы я Свету не трогала. Говорит: «Ты добьешься того, что ее в психушку закроют.

Специалисты сходятся во мнении: семья переживает внутренний конфликт, в котором противниками стали самые близкие люди — дочь в переходном возрасте и мама, испытывающая послеродовую депрессию. Елена 7 месяцев назад родила четвертого малыша.

— Мы еще в прошлом году сказали маме, что у нее возможно расстройство в связи с тем, что она беременна. Из-за гормональных изменений происходят перепады настроения. Все это сказывается на мамином отношении — она то кричит, то плачет, взаимопонимания с дочерью найти не может. Даже слова девочки говорят об этом: «Мама часто откупается от меня». Они поругаются, но вместо того, чтобы поговорить, едут и покупают дочери то, что она хочет. А проблема так и не обсуждается, остается,  — предполагает педагог-психолог завитинской школы Алина Карасева.

«Без мамы девочка легко и свободно отвечает на все вопросы. Когда мама рядом, она замыкается. Я спрашиваю: «Ты маму боишься? Ты не хочешь, чтобы мама знала о твоих личных переживаниях?» Молчит. Наедине она мне говорила, что мама ей не нужна», — рассказывает заведующая детской поликлиникой Надежда Мусалимова.

Многодетной маме предлагали вариант решения проблемы — взять паузу в отношениях со старшей дочерью, на время отправить ее к бабушке и самой проконсультироваться у психолога и психиатра. Однако такие пути выхода Елена отвергла.

За год школа пережила две трагедии

Конфликтная ситуация со школьницей вызывает у специалистов настороженность. За прошлый учебный год школа пережила две трагедии с детьми. Из-за проблем в семье счеты с жизнью свела 13-летняя девочка, а после погиб, не пережив безответную любовь, одиннадцатиклассник — сын психолога.

— Прошлый год у нас был очень тяжелый. Мы отследили класс, в котором училась погибшая девочка. Старались не нагнетать эту ситуацию. Чтобы дети не подумали, что это хорошо, что я сделаю, и обо мне будут говорить, — рассказывает директор завитинской школы № 1 Елена Назаренко.

Все 700 учеников, обучающиеся в школе, прошли психологическое тестирование. Склонных к самоубийствам детей не выявили. В группу риска не попала и школьница, которая находится в конфликте с мамой. Однако руководство школы не берется прогнозировать, к каким последствиям может привести нерешенная проблема.

— Предугадать суицид невозможно. И если нет определенной квалификации, вывести из этого состояния невозможно. В школе все психологи имеют педагогическое образование, они рассчитаны на норму. Нам вмешиваться в такие конфликты нельзя, потому что мы можем  навредить. А если в каждом ребенке начнем замечать склонность к тревожности, то посеем зерно, — считает психолог, директор завитинской школы Елена Назаренко.

В учебном заведении отмечают: оснований для обращения в надзорные ведомства и специалистам министерств нет. Многодетная семья не состоит на учете в органах системы профилактики, считается благополучной. По медицинскому заключению, заболеваний у школьницы нет. «Амурская правда» готовит запрос в региональное министерство здравоохранения с просьбой, чтобы завитинской семье оказали квалифицированную помощь областные специалисты.

МНЕНИЕ

Елена Назаренко, психолог, директор школы № 1 города Завитинска:

— У меня две дочери, и они тоже переживали переходный возраст. Я всегда говорила своим детям: «Вы самые красивые!» И это нужно делать постоянно. С ребенком нужно общаться каждый день: сесть и попить чаю, поговорить, обязательно делиться чувствами. Научите этому своего ребенка. Если вы будете откровенны, начнете рассказывать своему ребенку о себе, он ответит вам тем же.

Возрастная категория материалов: 18+