Фото: amurobl.ruФото: amurobl.ru

Космические планы

— Василий Александрович, чем важен был для региона уходящий год? Каковы его главные итоги?

— Уходящий год выдался, скажем так, планово-спокойным. Хотя погода подкинула нашим аграриям очередной сюрприз — последнее время это часто бывает. На территории произошло такое явление, как «обводнение» — обильные осадки. Конечно, это принципиально отличалось от событий 2013 года, потому что тогда был паводок. А здесь подкачало небо. Как следствие — очень серьезно пострадало сельское и дорожное хозяйство. На компенсационные мероприятия по сельскому хозяйству из федерального бюджета направлено порядка 400 миллионов рублей, примерно аналогичную сумму — на восстановление дорожной сети. Несмотря на то что погодные условия были неидеальные, аграрии показали хороший результат — 1 миллион 50 тысяч тонн сои. Для такой ситуаций, я считаю, это отличный результат.

Вторая наша традиционная отрасль — золотодобыча. В декабре ГК «Петропавловск» запустила комплекс автоклавного выщелачивания. Для области это очень важное событие, потому что огромное количество упорных руд, которые есть на территории региона, можно извлекать только таким способом. Комплекс работает и создает предпосылки для работы предприятия на ближайшие десятилетия вперед.

В этом году продолжено строительство сразу двух важных и крупных газовых проектов. По плану строится трубопровод «Сила Сибири», который должен быть запущен в конце 2019 года — первый газ пойдет в Китай. Также по графику возводится Амурский ГПЗ. На следующий год он выйдет на пиковые объемы строительства, будет привлечено значительное количество иностранной рабочей силы. В 2021 году завод должен запуститься. Также ведется интенсивная работа с компанией «Сибур» по вопросу строительства газохимического комплекса. Надеюсь, компания примет положительное инвестиционное решение в следующем году.

В этом году планируется начать строительство второй очереди космодрома Восточный. Этот комплекс работ предусматривает и строительство стартового стола для ракеты тяжелого класса «Ангара», что дает очень хорошие перспективы с точки зрения мировой конкуренции в космонавтике. Периодически идут разговоры, чтобы в последствии перенести на Восточный и пилотируемые запуски — это, конечно, принципиально другая мультипликация. Это позволит космической отрасли развивать систему образования и подготовки космонавтов здесь, на нашей территории. В этом направлении мы смотрим с большим оптимизмом.

— В регионе строится один из главных международных проектов — мост через Амур. Нет опасения за реализацию этого проекта, все по графику?

— Да, строительство международного автомобильного моста в Китай ведется по графику. Он должен быть достроен в конце следующего года. Сейчас активно работаем с федеральными органами власти по строительству пограничных пунктов пропуска на мосту — это большая комплексная работа. Задача, которую нам поставил президент — синхронизировать запуск моста с работой пунктов пропуска. Одно без другого работать не может.

— После запуска моста через Амур существенно возрастет трафик на мосту через Зею. Поэтому как никогда встает вопрос о строительстве второго моста через Зею. Какова реальная ситуация с этим проектом?

— Вы знаете, что проект строительства второго моста через Зею у нас разработан. К моему большому удовлетворению, в федеральном бюджете на 2021 год на него предусмотрено 4,7 миллиарда рублей. Предварительно по проекту 2014 года новый мост стоит порядка 18,5 миллиарда. Но я думаю, что нам необходимо заранее, уже в 2019 году, организовать конкурсные процедуры по выбору подрядчика. Он уже сможет начать подготовительные работы: до 2021 года скорректировать проект и синхронизировать его с вновь появляющимся мостом через Амур — учесть трафик, который пойдет через международный переход. Во-вторых, сможет сформировать земельные участки, которые попадут под строительство. Для этого мы намерены предусмотреть часть средств нашего регионального дорожного фонда. Конечно, будем работать с Минтрансом, чтобы максимально передвинуть лимиты строительства. Второй мост через Зею очень важен. Как только построим его, приступим к ремонту старого.

— В этом году Амурская область впервые стала участником программы «Безопасные и качественные дороги». Какой эффект это даст?

2021

год — предварительный срок окончания строительства международной канатной дороги через Амур.

— Эта программа делится на две части. Первая — «Дороги агломерации», и мы попали в нее с городом Благовещенском. Теперь, начиная с 2019 года, из федерального бюджета ежегодно в течение шести лет город будет получать 405 миллионов рублей. Это значительные средства, потому что, помимо этого, область по традиции будет направлять областному центру по 300 миллионов рублей дорожного фонда. То есть финансирование развития дорожной сети будет более чем удвоено. Сдерживающим фактором является очень слабое состояние благовещенских коммунальных сетей, которые находятся под дорогами. Мы проводим работу с АКС, которые являются арендаторами коммуникаций. Мы намерены синхронизировать планы строительства дорог с планами по ремонту сетей. Тем не менее город Благовещенск, на мой взгляд, на ближайшие годы профинансирован по строительству дорог с избытком.

А во вторую часть программы — «Региональные дороги» — мы не попали. Потому что в свое время в Росстат отправлялась информация, что 76 процентов дорог Амурской области соответствуют требованиям безопасности. По статистке (если, конечно, в этом случае ей верить), мы на втором месте после Москвы. А участниками программы могут быть лишь те регионы, где этот показатель менее 50 процентов. Я эту тему поднимал на Госсовете во Владивостоке под председательством президента Владимира Путина, и он дал Минтрансу поручение провести обследование дорожной сети Амурской области. Такие работы мы уже ведем. Сегодня специалисты Российского дорожного научно-исследовательского института говорят, что доля качественных дорог у нас составляет примерно 27 процентов. С такими объективными данными мы рассчитываем попасть в программу. По нашим расчетам, регион должен получать порядка двух миллиардов рублей. И я очень на это надеюсь.

Благовещенск ждет канатку и «милю»

— Ваша любимая тема — экономика. Вы сразу обозначили приоритетные проекты — «Золотая миля» и канатная дорога через Амур. На какой они стадии и когда начнется реальное строительство?

—У приоритетного инвестпроекта строительства канатной дороги появился новый сильный инвестор — группа компаний «Регион», которая инвестирует в самые разные сферы в нашей стране. Объем инвестиций колоссальный — это сотни миллиардов рублей. Этот проект инвестору интересен и он ему точно по силам. Компания привлекла для проектирования ведущий проектный институт страны — конструкторское бюро «Стрелка». Кстати, оно занимается проектированием схемы развития городской агломерации в Свободном.

Техническая часть — трос, кабинки, механизмы — останется без изменений. А что касается фундаментов, использования территорий под внутреннюю логистику, под пункты пограничного контроля, чтобы можно было быстро пропускать пассажиров, зону дьюти-фри и зону приграничной торговли — эту работу они делают практически с нуля. Правительство области в ближайшее время предоставит инвестору земельный участок — без торгов, это предусмотрено в законодательстве Амурской области. Мы поможем компании снизить финансовую нагрузку, но с условием, что она начнет строить канатную дорогу в 2019 году, а закончить — в 2021-м. Все это будет прописано в соглашении.

Что касается «Золотой мили». В этом году выделено 600 миллионов рублей на достройку центральной части набережной Благовещенска. Эта работа также ведется и по плану должна быть закончена в конце 2019 года. На мой взгляд, очень позитивно, что город провел конкурс на архитектурные проекты намывной территории, прилегающей к площади Ленина. Победил очень сильный проект. Разработчик — компания «Бюро Москвы», которая работает в крупнейших городах России. В частности, московский парк «Зарядье» — это их проект. Те архитектурные решения, которые они предложили реализовать на «Золотой миле», — самые современные в архитектуре городов России.

«Нужна обратная связь»

— Вы довольны тем, как сегодня выстроено взаимодействие между властью и людьми? Что рекомендуете министрам, главам?

— У нас очень чувствуется нехватка обратной связи от амурчан. А контакт с людьми — принципиально важный момент для власти на любом уровне. Мы в правительстве выстроили работу общественных советов — это очень хорошая обратная связь. Люди, являющиеся специалистами в своих областях, подсказывают очень важные решения, которые не видны из кабинетов. Это не пиар и не заигрывание с обществом, это — возможность бесплатно получить ценные мысли от экспертов. Я бы такую работу рекомендовал.

Очень заметно, в каких территориях глава общается с людьми, а в каких работает в кабинете

Когда летом мы объезжали всю территорию области, было очень заметно, в каких территориях глава действительно общается с людьми, а в каких работает в кабинете. И подавляющее число вопросов на встречах с населением — именно местного значения. Мы дали рекомендации, скоро сделаем повторный объезд, также будем собирать людей и посмотрим, что изменилось. Умение слышать критику — это очень важная компетенция любого руководителя.

— Вы с первых дней говорили о кадровом голоде в региональном правительстве. Как решаете эту проблему? 

— Да, это объективно так. Мы наладили обучение сотрудников. У нас регулярно приезжают специалисты, которые ведут обучение. Курсы добровольные, мы не записываем, кто пришел, а кто нет, но, конечно, потом оценим эту активность (улыбается). Все заняты, свободного времени мало, но если ты готов к саморазвитию, готов тратить свое время — значит, у тебя есть хорошие перспективы. Мы понимаем, что учиться, учиться и учиться — это очень важно.

Второе: в следующем году введем систему электронного тестирования. Сделаем средний срез по правительству, чтобы оценить самих себя. И при приеме на работу все новые сотрудники будут тестироваться в обязательном порядке. Таким образом мы уйдем от блата. Если человек будет набирать соответствующие баллы, то мне без разницы, чей ты родственник или друг. А если нет — извини. Думаю, это справедливо и будет работать.

Мечты губернатора

— Василий Александрович, вы уже выбрали новогодние подарки вашей семье?

— Я точно не шопоголик (смеется). Я в магазинах начинаю плохо себя чувствовать на 20-й минуте. Поэтому все делаю быстро: иду со списком и точно знаю, что надо купить. Честно говоря, стараюсь не делать сюрпризов — потому что не люблю дарить дурацкие вещи, которые окажутся ненужными. Стараюсь у всех выяснить, кто что хочет и потом со списком иду по магазинам.

— Как будете отмечать Новый год? Какие традиции у вас в семье есть?

—Я люблю встречать Новый год дома, мы собираемся семьей. У нас мама замечательно печет торт «Наполеон». Вечером неплохо погулять по городу. А после курантов — лечь спать (смеется).

— Похоже, главная мечта губернатора — выспаться?

— Точно.

— Что пожелаете себе в новом году: как губернатору и как человеку?

— Знаете, желаний на самом деле не так много. Если бы хотя бы часть из задуманного получилась, я бы был очень рад. Другое дело, что не все вещи задуманы только на 2019 год — если сбудется все, что я запланировал на трехлетку, то это было бы здорово. Пожелаю себе терпения. Потому что, если честно, работа непростая, дает определенную эмоциональную нагрузку. Но я абсолютно уверен, что хватит сил, чтобы с этим справиться.

— Вы все про работу! А в человеческом плане? Сына, например?

— А, вот вы куда ведете? (Смеется.) Хорошее пожелание, кстати!

Возрастная категория материалов: 18+