• Фото: Минэкономразвития Амурской области
  • Фото: Минэкономразвития Амурской области

Как говорил тот самый Мюнхгаузен, все глупости на земле делаются с серьезным выражением лица, поэтому форсайт-сессия променяла традиционные доклады на коллективное обсуждение, смелые фантазии, чувство юмора и отсутствие авторитетов. Такой формат пришелся по душе не всем, и часть пришедших на сессию сразу покинула зал.

Остались около 30 амурчан, большинство из которых раньше не были знакомы, их разделили на три группы. Первое задание от Натальи Вишневской — нарисовать картину настоящего Амурской области, найти в нем плюсы и минусы. Команды были солидарны. Среди минусов региона все назвали слаборазвитую транспортную инфраструктуру, дорогую электроэнергию, неразвитую социальную среду и сферу услуг, недостаточное количество мест отдыха. Все это приводит к тому, что и без того немногочисленное население региона постоянно сокращается. Но у Амурской области большие перспективы для развития, благодаря природным богатствам и географическому положению, пришли к выводу участники сессии. «У нас много исторических зданий, удобная планировка улиц, хорошая экология — это то, что может заинтересовать потенциальных туристов. Близость стран АТР может способствовать развитию экономики на территории области», — отметили представители одной из групп.

«Без галстуков» — принципиальное условие. На кабинетных совещаниях большинство участников психологически не готовы говорить, только слушать.

— Пока получилась написанная крупными мазками картина мира, процентов на 60 негативная, — заключила Наталья Вишневская. — Теперь мы перелистываем страницу настоящего и быстро рисуем желаемый образ будущего. Загляните на пять лет вперед и попробуйте написать, что для вас будет значимо. Опишите пространство своей мечты. Но постарайтесь не оторваться совсем от реальности.

Через несколько минут в городе будущего, построенного в мечтах амурчан, появились центры семейного отдыха, современные парки отдыха, автобусы, которые соединяют все районы города, и много-много деревьев и цветов на улицах.

— Молодежи наконец-то есть куда ходить. В Благовещенске появился исторический центр в стиле XIX века, чтобы привлекать туристов. Снизился тариф за электроэнергию, поэтому улучшилось качество жизни, — нарисовали перспективы участники.

Мысль о снижении тарифа на электроэнергию развил бывший вице-мэр Благовещенска Виктор Черемисин, также участвовавший в сессии.

— Эта идея неожиданно прямо сейчас пришла мне в голову, это совершенно безумный вариант развития событий, — признался он. — Если установить дифференцированный энергетический тариф по стране так, чтобы наиболее развитые территории — например, Москва — получали максимальную стоимость, а те территории, которые надо развивать — собственно Дальний Восток — минимальную. На мой взгляд, это бы перевернуло экономику страны. Если тариф у нас станет 50 копеек, то, я думаю, будет и приток населения, и развитие промышленности, и транспортные тарифы будут другие. И бизнес к нам придет, потому что это будет выгодно.

Часть вопросов не решить без вмешательства госорганов — например, строительство новых школ или снижение цен на авиаперелеты.

В течение следующих трех часов участникам пришлось поставить себя на место жителей разных районов Амурской области, смоделировать, какие желания могут у них возникнуть, и понять, что мешает их реализовать. На завершающем этапе работы группы искали пути решения проблем. Как в итоге отметили участники, часть вопросов не решить без вмешательства госорганов — например, строительство новых школ и спортивных сооружений, разбивку парков или снижение цен на авиаперелеты. Но некоторые проблемы можно решить и самостоятельно, было бы желание. «Иногда нужно просто оторвать от стула «седалищный нерв», — пошутили активисты.

— Сегодня был сделан маленький первый шаг на большом пути в тысячу миль. Мы с вами по большому счету не нашли конкретных решений. Хотя здесь прозвучали очень внятные мысли, и их надо доводить до каких-то решений. Но мы по крайней мере всколыхнули пространство, как мне показалось, — подвела итог Наталья Вишневская.

Как отметили участники, они не пожалели, что потратили четыре часа своего времени на участие в форсайт-сессии. «Главное, чтобы не получилось, что мы собрались, поговорили и больше никогда друг друга не видели, как это происходит со многими инициативами в нашем городе, — заметил благовещенец Марат Оспанов. — Я не знаю, что ждет нашу «Точку кипения» дальше. И если будет какое-то продолжение, будет здорово».

МНЕНИЕ

Василий Орлов, губернатор Амурской области:

— Я готов на этой площадке активно участвовать по самым разным темам. Считаю, что это действительно очень хорошая перспективная вещь. В «Точке кипения» важно соблюсти демократичный формат. «Без галстуков» — это принципиальное условие. Потому что, с точки зрения управленческой психологии, когда вы проводите кабинетное совещание, большая часть людей, которая на него приходит, не готова психологически говорить, они приходят слушать, не хотят лишнего внимания. А научиться вытаскивать людей на диалог — это целая психологическая наука. Наша задача — собрать в «Точке кипения» инициативных людей, которые готовы предлагать какие-то решения, обсуждать коллегиально мнения. И после этого мы, органы власти, подключимся для изменения законодательства, финансирования этих проектов.

Виктор Черемисин, бизнесмен и политик:

— Хотел бы сказать большое спасибо тем, кто организовал этот большой дискус-центр «Точка кипения». Это очень необычный формат, в котором встречаются все: от губернатора и управленцев со стажем до студентов и просто заинтересованный людей, которые живут в области, в городе. Симбиоз таких разных людей, разных знаний в разных сферах деятельности дает такой эффект, который приводит к позитивному прорыву на уровне региона.

«Точку кипения» открыли в областной научной библиотеке после капитального ремонта. Здесь предусмотрено все для коллективной работы. Пространства для общения предоставляются бесплатно. Чтобы попасть в «точку», нужно подать заявку на цифровой платформе Leader-ID.

Наталья Вишневская: «Точка кипения» позволяет замерить градус отношения жителей к собственному региону

Форсайт-сессия в «Точке кипения» началась с ухода примерно половины участников, которые не захотели работать в предложенном формате. В том числе мероприятие, которое должно было быть посвящено стратегии пространственного развития региона, покинули специалисты-архитекторы. О том, зачем нужны такие сессии, о демарше участников и умении понимать друг друга — модератор встречи Наталья Вишневская рассказала АП.

— Наталья Юрьевна, ваша сессия пошла не по плану, начавшись с уходя части участников. Обидно?

— Был демонстративный уход архитектурного сообщества. Они потребовали, чтобы Виталию Ребизанту (начальник госинспекции по охране объектов культурного наследия области. — Прим. АП) дали выступить просто в режиме доклада. После этого они все встали и ушли. Сказали: мы в этом не участвуем. Но это нормально. Ко мне подходила очень интеллигентная женщина, у которой шесть поколений прожили в Благовещенске. Она запустила уже четыре волонтерских субботника по сохранению памятников. И она подошла и с горечью сказала, что пока мы тут в игры играем, эти памятники разрушаются. Но если они разрушаются, значит, нет тех, кто этому противостоит. И ее усилий на сегодня не хватает. Она ушла отсюда, а важно было, чтобы она была услышана. Пока мы не будем иметь людей, заинтересованных в сохранении памятников, в лице молодежи, молодых активных предпринимателей, их судьба может быть плачевна.

— На форсайт-сессии в обсуждении стратегии развития участвуют не только профильные специалисты, но и самые разные люди. В чем плюсы такой работы?

— Сегодня любая разработанная профессионалами стратегия, которая не разделяется жителями, живущими и работающими в конкретном регионе, городе, обречена на провал. Конечно, власть может делать большие усилия, но у общества зачастую совершенно иное мнение и представление о том, как им жить и работать. И очень важно иметь возможность обсуждения, высказывания своей позиции.

Сессия началась с демарша архитекторов, не захотевших работать в предложенном формате.  

Второй момент: такие групповые работы позволяют замерить градус отношения жителей к собственной территории, чем оно проникнуто: скепсисом, энтузиазмом, готовностью делать что-то или нет. Сегодня мы находимся, можно сказать, на первом уровне абстракции. Конечно, чтобы превратить эту работу в конкретное решение, требуется больше времени. Но в любом случае мы должны уметь говорить друг с другом и договариваться, что мы будем делать сегодня, завтра и послезавтра.

В этот раз у нас здесь была, конечно, жесткая выборка участников: сюда пришли люди, которые заявлены как лица, заинтересованные в формировании среды обитания, и которые отвечают за пространственное развитие территории Амурской области. И показательно то, что архитекторам здесь не нашлось места. У нас остались по факту чиновники, представители институтов развития, бизнес. Получается, что им есть о чем говорить друг с другом, а архитекторам пока не о чем говорить. И это тоже вопрос.

Может, все дело в том, что у нас люди еще не привыкли к такому формату, особенно возрастное поколение?

— Да, конечно. Я не склонна говорить, что вот у вас тут болото и мы сейчас приедем из Москвы его расшевелим. Это не так. Просто Дальний Восток был долгое время отделен от Москвы, очень редко сюда падал рачительный взгляд. Вы здесь оставались многие десятилетия, по сути, брошенными. И сейчас резко интерес вернулся к Дальнему Востоку. Теперь происходит такая маленькая революция. Я верю — в любом удаленном уголке найдутся умные деятельные люди. И если этим людям сказать, что территория в них нуждается и ее будущее зависит от них, то это будет большим мотиватором для того, чтобы они остались здесь, а не уезжали в Москву, Краснодарский край.

— Вы говорите, это был первый этап работы, но этого явно мало для позитивных изменений.

— Справедливый вопрос. Все эти проекты не дадут результата, если они будут фрагментарными, если они не станут некой системой работы. Таких площадок, как «Точка кипения», должно быть больше. Это конечно не единственный инструмент, но это инструмент, который позволит нам построить диалог друг с другом, понять, кто твой соратник. И в итоге это должно вылиться в то, что будет возникать все больше и больше лидеров, агентов изменений. Но эти агенты изменений должны понимать, какие изменения нужны, что они дадут, в какое будущее они нас приведут.

И если нам позволят, я бы продолжала работу с регионом. Мы не первый раз в Амурской области. Получилось так, что мы делали большую двухдневную программу с главами муниципалитетов. Она касалась больше ориентации на инвестиционную привлекательность районов. Второе мероприятие, которое мы провели, — первый форум по цифровой трансформации в Белогорске. И два года подряд мы помогали Амурской области с презентацией на Днях Дальнего Востока в Москве. Работали над концепцией позиционирования и самой экспозицией.