Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №3 (28893) от 23 января 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
28 января 2020,
вторник

Дополненная реальность: рецензия на новый фильм «Однажды в Стокгольме» с Итаном Хоуком и Нуми Рапас

Кино

«Основано на абсурдных, но реальных событиях» — с таким слоганом на экраны вышел фильм канадского режиссёра Роберта Будро «Однажды в Стокгольме». До российского зрителя картина добиралась довольно долго и в прокат выбралась примерно в одно время с очередными поскакушками Спайдермена — так что на высокие сборы в рублях никто заведомо не рассчитывал. Тем не менее, перед нами один из самых любопытных проектов лета — герметичная трагикомедия, в которой нашлось место и театральным бенефисам, и криминальной драме, и отличной актёрской игре. Рассказывая о захвате крупного банка в столице Швеции в 1973 году, Будро пытается вникнуть в природу явления, название которому в итоге и дал город Стокгольм. 

Дополненная реальность: рецензия на новый фильм «Однажды в Стокгольме» с Итаном Хоуком и Нуми Рапас / «Основано на абсурдных, но реальных событиях» — с таким слоганом на экраны вышел фильм канадского режиссёра Роберта Будро «Однажды в Стокгольме». До российского зрителя картина добиралась довольно долго и в прокат выбралась примерно в одно время с очередными поскакушками Спайдермена — так что на высокие сборы в рублях никто заведомо не рассчитывал. Тем не менее, перед нами один из самых любопытных проектов лета — герметичная трагикомедия, в которой нашлось место и театральным бенефисам, и криминальной драме, и отличной актёрской игре. Рассказывая о захвате крупного банка в столице Швеции в 1973 году, Будро пытается вникнуть в природу явления, название которому в итоге и дал город Стокгольм. 

Речь, конечно, о стокгольмском синдроме — этот психологический термин подразумевает под собой симпатию, которая возникает между заложником и тем, кто его захватил. Начало 70-х, ещё жив знаменитый премьер-министр скандинавской страны Улоф Пальме (в фильме он становится одним из персонажей), повседневность столичного города лишена серьёзных кризисов. Доходит до того, что в центральном банке не оказывается ни одного охранника во время, а захватчик без проблем проносит в здание полную сумку оружия и боеприпасов, а полицейские в это время развлекаются идиотскими фотосессиями на рабочем месте. Режиссёр «Однажды в Стокгольме» добавляет дополнительную щепотку абсурда к и без того нелепым обстоятельствам вошедшего в историю ограбления.

Мужчина по имени Кай Ханссон, разодетый как стареющая рок-звезда (окружающие даже принимают его за американца) входит в банк, вынимает из сумки автомат и пускает очередь в потолок. Оставив в зале нескольких шокированных заложников, среди которых и сотрудница по имени Бьянка, захватчик требует диалога с городскими властями — а сам пока пытается показать жертвам нападения, что сопротивление бесполезно. Тут же становится понятно, что комичного в этом происшествии не меньше, чем тревожного. 

Итан Хоук и Нуми Рапас составляют великолепный дуэт: их персонажи находятся по разные стороны, но ужас испытывают примерно в равной степени. Будро оперативно вводит в сюжет чёрствого и самовлюблённого супруга Бьянки, чтобы усилить харизму Кая — правда, перед самыми титрами муж проявит себя как обычный — и тоже насмерть перепуганный — человек. Героиня Рапас всё больше понимает, что человек, устроивший захват банка, вовсе не собирается в кого-то стрелять, а его не очень связные требования свидетельствуют о том, что о чётком плане ограбления никто не побеспокоился — более того, ограбление вообще не главная цель.

Потрёпанный жизнью мужчина с длинными грязными волосами (которые потом окажутся париком) и в украшенной клёпками кожаной куртке постоянно поминает Боба Дилана и Стива МакКуина, а попытавшегося напасть на него полицейского заставляет петь в рацию. В сумке у него помимо оружия и гранат лежит любимый радиоприёмник: на нём можно послушать не только новости о самом себе, но и поймать любимую музыкальную волну. Пока стражи порядка пытаются разобраться в ситуации, окружив банк, Ханссон требует доставить третьего центрального героя этой истории — заключённого Гуннара Соренссона, которого играет Марк Стронг. 

Криминальная парочка заключает друг друга в объятия, вспоминает былые годы (без песен опять не обходится) и ставит новые условия: шаблонный миллион и автомобиль «Мустанг». Последнее требование особенно восхищает: трудно придумать более приметное транспортное средство для побега с украденными деньгами. В дело вмешивается вышеупомянутый премьер-министр: Пальме занимает жёсткую позицию насчёт заложников. Осознав, что с захваченными людьми их из банка не выпустят, Кай и Гуннар вместе с несчастными запираются в хранилище и готовятся достойно встретить штурм.

Всё это сопровождается настолько нелепыми поступками и комичными ситуациями, что поневоле хочется заглянуть в Википедию — неужели подобный бред действительно имел место в истории. В сюжете постоянно фигурируют понятия, которым совершенно нечего делать в подобных обстоятельствах: герои обсуждают то рецепт приготовления рыбы, то брусничное варенье, полицию заставляют работать доставщиками еды и пива, а заложники постепенно становятся на сторону своих мучителей. Масла в огонь подливают и сами освободители: они явно не собираются считаться с безопасностью мирных людей — и вообще всё больше превращаются в антигероев. 

Ближе к финалу режиссёр окончательно отключает комическую составляющую, до этого неизменно сопровождавшую чуть ли не каждую сцену. Становится, действительно, не смешно: машине государства становится лень притворяться и разбираться в тонкостях.

«Однажды в Стокольме» постепенно делится со зрителем важными деталями, из которых в итоге и складывается истинная картина произошедшего. Будро, впрочем, достаточно небрежен в отношении всего, что касается мотивации — абсурдность происходящего интересует постановщика гораздо больше, чем причины, которые к ней привели. Поэтому он сосредотачивает фокус на Бьянке: обычной женщине в больших очках, для которой экстремальная ситуация, напрямую грозящая ей гибелью, становится глотком свежего воздуха в душной рутинной обстановке.

Чем больше женщина узнаёт о человеке, наставившем на неё оружие, тем больше проникается к нему противоестественным, в общем-то, чувством: её изумляет отчаяние, с которым Кай бросается в пучину — хоть и осознаёт, что выбраться на берег будет практически невозможно. Горстка людей в помещении с толстыми стенами в какой-то момент противопоставляет себя окружающему миру, который только притворяется добрым и заботливым. Неожиданно для самого себя фильм берётся за плётку, которой не то чтобы в прямо смысле бичует, но похлёстывает мнимую капиталистическую лёгкость бытия. В этом нет кричащей актуальности — зритель и сам вполне способен примерить ситуацию на себя. 

Для Хоука и Стронга персонажи «Однажды в Стокгольме» — повод ещё раз проверить себя в образах, к которым сложно составить однозначное отношение. Будро доводит дело до прямого конфликта, который выливается и вовсе в необратимые поступки — а связь между двумя героями так и остаётся полуразличимой. Каждый из них куда более отчётлив в отдельности. Рапас, напротив, рада возможности сыграть не откровенно сильную женщину, а запутавшуюся в неотличимых друг от друга днях обывательницу, которой жизнь внезапно предоставляет шанс — покажи характер.

Ближе к финалу режиссёр окончательно отключает комическую составляющую, до этого неизменно сопровождавшую чуть ли не каждую сцену. Становится, действительно, не смешно: машине государства становится лень притворяться и разбираться в тонкостях. Несколько сумбурное повествование в фильме с лихвой компенсируется простым и понятным финалом — а недостаток информации нетрудно восполнить в других источниках. Предельно дурацкое на первый взгляд преступление оказывает сильнейшее влияние на жизнь тех, кто оказался к нему так или иначе причастен. И синдром в итоге получил своё название по очень весомым основаниям. 

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Дорогу молодым: рецензия на новый боевик «Гемини» с Уиллом СмитомДорогу молодым: рецензия на новый боевик «Гемини» с Уиллом Смитом
Асоциальная сеть: рецензия на новый фильм «Герой» с Александром Петровым и Светланой ХодченковойАсоциальная сеть: рецензия на новый фильм «Герой» с Александром Петровым и Светланой Ходченковой
Герой нашего времени: рецензия на новый фильм «Джокер» с Хоакином Фениксом
Сто световых лет одиночества: рецензия на новый фантастический фильм «К звёздам» с Брэдом Питтом
Кукольный домик: рецензия на новый фильм ужасов «Проклятие Аннабель 3»
Тайны, дети, Мэрил Стрип: на телеэкраны вернулся сериал «Большая маленькая ложь»
«Я же мать»: рецензия на новый фантастический фильм «Дитя робота» с Хиллари Суэнк
Словарный запас: рецензия на новый фильм «Игры разумов» с Мэлом Гибсоном и Шоном Пенном
Моя семья: рецензия на новый кинокомикс «Шазам!» с Закари Ливаем и Марком Стронгом
Ложные воспоминания: рецензия на драму «Курск» о гибели российских подводников

Троих благовещенцев обвиняют в организации подставных ДТПОбщество
Амурские больницы готовы в случае проникновения коронавируса принять больныхКоронавирус
Жительницу Свободного задержали в банке за 100 тысяч поддельных рублейПроисшествия
Всех приехавших из Хэйхэ туристов консультирует врачКоронавирус
Дочь погибшего в ДТП благовещенца отсудила миллион со страховой компанииОбщество6
Все турфирмы Амурской области приостановили продажу путевок в КитайКоронавирус

Читать все новости

Кино

Отцы и деды: рецензия на новый боевик «Плохие парни навсегда» с Уиллом Смитом и Мартином Лоуренсом Отцы и деды: рецензия на новый боевик «Плохие парни навсегда» с Уиллом Смитом и Мартином Лоуренсом
Монстр не в себе: на экраны вышел новый сериал «Чужак» по роману Стивена Кинга
Не останьтесь без билетов: главные кинопремьеры 2020-го
Место в жизни: рецензия на новый фильм «Особенные» с Венсаном Касселем
Привиделось и забылось: рецензия на новый фильм ужасов «Проклятие» с Лин Шэй
Система Orphus