Люди признались, что боятся гулять по улицам села из-за бегающих без присмотра коней и коров, детям приходится ходить в школу по проезжей части, потому что пешеходные дорожки давно утонули в фекалиях, а каждое утро сельчан начинается с очистки лопатами собственных калиток от испражнений животных. На 350 местных жителей здесь приходится 309 голов крупного рогатого скота и 113 лошадей. Численный перевес заметен не только на бумаге, но и в жизни. По словам владельцев скотины, животные перестали слушаться хозяев и пасутся там, где им хочется.
Вольная жизнь
На кадрах, которые пришли нам в редакцию, видно, как средь бела дня в самом центре села у гаража главы администрации расположился настоящий скотный двор. Около тридцати коров и лошадей облюбовали газон и тротуар в тени берез. Правда, газон и тротуар угадываются лишь по общим очертаниям, они остались глубоко погребенными под навозными кучами копытных постояльцев. По словам местных жителей, ночуют хвостатые также на воле — укладываясь под заборами селян, на дорогах или траве.
— Я приезжаю к маме, и мы не можем даже прогуляться по селу, — негодует жительница Шимановска Алла Лысова. — Не добраться до больницы, школы, магазина, клуба. Кругом лежат коровы и кони, под ногами — коровьи лепешки.
«Наш терапевт живет в 500 метрах от амбулатории, но не может дойти до работы, потому что ужасно боится галопом скачущих коней, — говорят местные жители. — Каждый день голосует на дороге, чтобы ее кто-нибудь подвез».
Почти все сельчане в Безозерном держат скот, но крупные личные подсобные хозяйства с 20, 30 или 40 особями всего у нескольких человек. По словам главы сельсовета Натальи Сартадиновой, пасут своих подопечных только единицы. Основная масса четвероногих гуляют сами по себе, приходя вечером на дойку и затем снова разбредаясь по селу. У каждой группы животных свои излюбленные локации. «Одна партия загаживает все около магазина, другая — возле ФАПа, третья — прямо напротив администрации», — рассказывают местные жители.
Дорогу школьникам
— Даже окно в доме невозможно на ночь открыть: я кроме ржания ничего не слышу, будто на конюшне живу, — сокрушается автор присланного в редакцию видео и владелец местного магазина Валерий Бархатов. — Но больше всего возмущает реакция владельцев скотины. На наши претензии они отвечают: «Мы живем в деревне и должны быть привычны к тому, что дерьмо в деревне повсюду».
Свыкаться с этим утверждением сельчане не торопятся. В начале августа наболевший вопрос был поднят на общем собрании. Скоро первое сентября, и по закону школьники должны ходить на занятия по тротуару. Но пройти по нему можно только в резиновых сапогах, уверяют местные жители. О туфлях и белых гольфах не может быть и речи! «Обстановка была очень горячей: люди кричали, что будут колоть скотину вилами, если животных не уберут с улиц села», — пересказывают пенсионеры.
«Вы бы слышали, как меня тут обзывают, — поделилась хозяйка 28 коров Елена Жукова. — Зато, когда по средам приезжает автолавка и привозит мясо, рыбу, сливки, творог, колбасу, пенсионеры бегут отовариваться вперед молочников, которые эту продукцию для села зарабатывают!»
Второй год не получается повлиять на ситуацию и у главы Райчихинского сельсовета Натальи Сартадиновой. В правилах благоустройства села прописано, что каждый владелец скота должен сопровождать своих животных на место выпаса. Но хозяева коров и лошадей этого не делают, выгоняют скот за калитку и занимаются своими делами, говорит чиновница.
Штрафы не помеха
По словам женщины, нарушителям правопорядка каждый год выписываются штрафы, но суммы не настолько значительны, чтобы изменить обстановку в корне. В этом году поступило много жалоб на хозяйку подсобного хозяйства, чьи коровы обосновались на Центральной улице рядом с амбулаторией. В июле глава сельсовета выписала ей предписание, по которому жительница должна была убрать грязь около своего двора в течение 14 дней. Срок вышел, а лепешки и ныне там, констатировала факт Наталья Сартадинова. Сейчас чиновница составляет протокол, который направит в административную комиссию Бурейского района. Руководитель органа местного самоуправления передаст его в суд. Штраф за такое правонарушение устанавливается на усмотрение судьи и не превышает пяти тысяч рублей.
— По закону, чтобы инициировать такое разбирательство, я должна сфотографировать корову в трех ракурсах. Сначала, чтобы был четко виден номер на ухе, затем общий план, что корова находится в селе, а не в поле, третий снимок должен свидетельствовать о том, что она не возле своего двора, — перечисляет Наталья Владимировна. — Коровы и кони не в восторге от фотосессий, поэтому нам со специалистом пришлось изрядно поскакать.
На этом возможности главы сельсовета заканчиваются, разводит руками чиновница. Между тем несколько лет назад в Безозерном случился инцидент — лошадь ударила трехлетнюю девочку. Наказать виновного не смогла даже полиция: копытных в селе так много, что неясно, где чьи животные. А без доказательств человека обвинить нельзя.
Заработок без вариантов
Нередко крупный рогатый скот в Безозерном заставали за ревизией помойных куч. «Что за молоко они дают предприятиям после таких перекусов?» — задают резонный вопрос сельчане.
Местные хозяйственники каждый день сдают надои Хладокомбинату. «Только прибыль свою считают, а к соседям по-людски относиться не хотят», — качают головами недовольные ситуацией жители. Так село разделилось на два лагеря. Держатели больших подворий дружат против остальных жителей. Между собой две группировки общаются на ножах или не разговаривают вовсе. Корреспонденту АП удалось связаться с одной из женщин, оказавшихся в андеграунде у населения Безозерного.
«В Райчихинский сельсовет еще входит село Безымянное. Там люди тоже держат скот, и площадь пастбищ у них меньше. Но все коровы ночуют дома, таких конфликтов даже близко нет», — говорит глава администрации Наталья Сартадинова.
— Какой там бизнес? Я вас умоляю! Так говорят только те, кто никогда не держал хозяйства и не знает, насколько это тяжело, — устало засмеялась хозяйка 28 коров Елена Жукова. — Мы с мужем встаем в 4 утра, доим коров, облепленные комарами и оводами, на нас уже живого места нет! Весь день в заботах, не присесть. Я бы с радостью устроилась куда-нибудь, чем на хозяйстве гробиться. Да только нет у нас вариантов — безработица полнейшая, а надо как-то жить и детей поднимать.
Восстание коров
Елена Вячеславовна призналась, что держатели личных подсобных хозяйств сами оказались заложниками ситуации. Из-за обильных дождей их подворья превратились в болота. Поэтому владельцы скотины после дойки выгоняют животных ночевать на улицу. «Мой скот никогда не бродит по деревне, и я каждый день убираю за ним лепешки в одну кучу, которую в сентябре увезут в Райчихинск», — заверила женщина.
350
человек живет в Безозерном, имеют 309 голов КРС и 113 лошадей
Проблема закопана глубже, поделилась мнением селянка. По ее словам, в деревне уже больше 15 лет нет общего стада и пастуха. Скот привык ходить сам по себе, и его теперь так много, что согнать в общую кучу животных хозяева попросту не могут. Рогатые не реагируют на увещевания людей, а идут уже привычными маршрутами.
— Я живу здесь с 1990 года и когда-то сама держала корову, — призналась глава Райчихинского сельсовета Наталья Сартадинова. — Мы объединялись улицами и по два человека провожали коров на луга. Они сами знают, где им пастись, нужно только попридержать их там, чтобы не возвращались сразу обратно. А это время, которое сегодня тратить никто не намерен.
По словам чиновницы, сразу за селом начинаются пастбища, предназначенные специально для скота жителей Безозерного. Но сопровождать туда своих животных хозяева не хотят. «В мои обязанности не входит нанимать пастуха, я могу только посодействовать, но и инициативы от жителей никакой не исходит», — говорит Наталья Владимировна.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии