• Фото: Андрей Ильинский

Единственный первоклассник на линейке Дима Косицкий с первой учительницей. 

Школу реанимируют в считанные дни

«В первый же день улеглись спать на кровать и улетели — она развалилась!» — качает головой бабушка первоклашки Татьяна Косицкая, вспоминая возвращение домой.

— Полтора метра в доме вода стояла. Приводим все порядок. Купили ребенку стол, кровать, канцелярию к школе — старая утонула. Жить можно. Настроение боевое! — не жалуется мама мальчишки, тоже Татьяна.

Первоклашке вручили почетный значок ученика норской школы и взяли с него клятву  — учиться на пятерки и не прогуливать уроки. 

На торжественном собрании не хочется говорить о плохом. В этом году в Норской школе 34 ученика. На линейке всего один одиннадцатиклассник и один первоклашка. «Вообще у нас три ребенка идут в первый класс. Одна девочка еще остается с бабушкой в Благовещенске и еще одна после стресса попала в больницу», — рассказывает директор школы Николай Сенчишин.

Три первых учебных дня школьники проведут на уличных занятиях. «Будет музыка, физкультура и природоведение. Кабинеты еще не готовы», — разводит руками Николай Прокопьевич. Контракт со строителями удалось заключить за день до 1 сентября. Однако бригада работает ударно: снимает полы, заменяет утеплитель и ставит новые двери.

— За день два кабинета сделали. Теперь техперсонал и всех учителей, которые не задействованы в учебном процессе, привлечем к ремонту. Будем сами белить, обои клеить. В четверг пройдут первые уроки в классах! — делится планами директор.

В учебных кабинетах экстренно меняют полы.

«Тут начальник – не начальник. Нужно школу подготовить, значит все будем помогать!» — вступает в беседу руководитель отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Селемджинского района Денис Иванкин. Чиновник прибыл из Экимчана в преддверии большого наводнения и до сих пор не вернулся домой.

— 21 июля проводили вторичное обследование земельных участков после первого паводка,  готовили документы. И за этим процессом нас застал второй пик. Третий месяц пошел, как живу здесь. Моя задача — руководить аварийно-восстановительными работами, —  рассказывает Денис Евгеньевич.  

Денис Иванкин в День знаний не попал на линейку к своим детям — начальник районного отдела по делам гражданской обороны помогает восстанавливать норскую школу. 

Идем на экскурсию. «В спортзале вода поднималась на 2 с лишним метра», — показывают самое потерпевшее помещение. Занесенные илом маты и инвентарь пришлось выбросить. Общий ущерб, нанесенный школе, оценили в 15 миллионов рублей. Однако коллектив уже не унывает — самое страшное позади. Пока длится ремонт, закаленные северные дети физкультуру отбегают на улице. Если понадобится — уроки проведут в коридоре.

— У нас красивая и хорошая школа. А после ремонта будет еще лучше! — с оптимизмом смотрит вперед Николай Сенчишин.

Чтобы сроки ремонта не затягивались, строители не уходят с работы вообще: спят в учебных классах на матах, спасенных от большой воды.

Один из кабинетов в начальной школе еще остается памятником наводнению. Здесь располагался оперативный штаб МЧС. Ни у кого не поднимается рука стереть написанные мелом на доске уровни воды в Селемдже.

—  Самый пик большими цифрами отдельно вынесен — он был отмечен 26 июня в 21 час.  Тогда уровень в реке Селемдже составил 8,05 метра, — показывает начальник районного отдела гражданской защита и пожарной безопасности Денис Иванкин.

После паводка из Норска уехала учитель математики

В период паводка школа Норска оставалась единственным незатопленным островом в селе — «Ноевым ковчегом». Здесь жили порядка 120 человек и целая свора собак и кошек. Директор школы Николай Сенчишин отказался от эвакуации и каждый день с коллегами проводил на рабочем месте, организуя быт спасателям и отмывая родное заведение от ила. Сам ночевал на крыше своего дома, а его пес Угрюм жил в лодке. Как вспоминает Николай Прокопьевич, самая жуткая картина открылась уже после ухода большой воды.

— Серость, ил под ногами хлюпает, грязь, ни одного забора… Те, кто уезжал в эвакопункты, покидал дома в нормальном состоянии. Потом людей две недели не пускали, так как был карантин. А когда жители вернулись, некоторые не перенесли того ужаса, который увидели. Моя учитель математики, которая работала 10 лет, за два дня собралась и уехала в Дипкун. Ищем педагога. Я уже везде обратился. В крайнем случае будем приглашать из педуниверситета студентов-практикантов, — рассказывает Николай Прокопьевич.

За отважную работу в зоне паводка Николай Сенчишин был удостоен благодарности губернатора. Но имя славного директора знает вся страна еще с 2011 года — он попал в книгу «Лучшие люди России» как один из преданных своему призванию педагогов.

К забору Николая Прокопьевича до сих пор привязана лодка — главное средство передвижения в катастрофический июль. В пик паводка в доме Николая Сенчишина вода стояла по окна, а баню затопило под крышу. Однако сохранились его старые фотокарточки с занятий по атлетике.

— У меня второй взрослый разряд и рекорд Норской школы по прыжкам в длину — 6,2 метра. А в высоту «ножницами» я 140 сантиметров прыгал! — гордится Николай Прокопьевич рекордом, который не побил еще никто из его односельчан и учеников.