Фото: retail-loyalty.orgФото: retail-loyalty.org

В России растут онлайн-продажи 

Россия занимает девятое место в ТОП-10 стран по темпам роста онлайн-продаж — 28,7 %. В среднем в мире объем торговли на интернет площадках в этом году вырос на 20 %. В тройку лидеров вошли Мексика, Индия и Филиппины, где рост составил более 30%.  

– Видно, что лидерами по онлайн-продажам являются развивающиеся рынки, это серьезный тренд, который формирует будущее, – подчеркнул глава «Российского экспортного центра». — Наиболее активно цифровая трансформация воспринимается в сфере медиа, финансовом секторе, высоких технологиях. Это те сферы, где цифровая революция совершаемся уже в полном объеме, она входит в плоть и кровь этих отраслей, меняет организацию бизнеса.

Финансовый сектор одним из первых начал цифровизацию, рассказал председатель совета директоров Qiwi Борис Ким. И по его словам, это привело к двум новым тенденциям. 

— Небывалая власть клиентов, который имеет такой выбор поставщиков услуг, что может в отличие от ситуации 10-летней давности, диктовать свои услуги. И платежная услуга становится товаром, очень дешевым товаром, а это означает падение наших доходов, — заметил он. — Выход из проблемы — в самой проблеме. Банки придумали, что финансовую услугу нужно внедрять в более широкий контекст, например, встраивать платежные решения в маркетплейс (платформы онлайн-магазинов — прим. редакции).

Оцифруют все

«Нет никакой отдельной электронной коммерции, она вся стала электронной, — считает проректор по научной работе Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ Павел Кадочников. — Все что мы продаем или уже оцифровано или будет оцифровано в самое ближайшее время».

Как отметил зампред правительства РФ Максим Акимов, в мире сейчас наблюдаются две глобальные тенденции. Государства не понимают, что делать с новой системой работы рынка, когда крупные игроки на рынке знают о каждом гражданине больше, чем власти, и могут влиять на его поведение.

— И вторая вещь — изменение бизнес моделей, потому что никаких традиционных логистов, владельцев складов, да и производителей больше нет. Все это очень сильно изменилось под влиянием глобальных платформенных игроков, которые почти убрали посредников, которые обладают колоссальной  возможностью профилировать своих потребителей, кастомизировать под них любую услугу или товар, обладают возможностью мгновенной доставки, — добавил Максим Акимов. — Позитивный аспект состоит в том, что это колоссальные возможности для людей — у нас треть населения земли хотя бы раз использовала услуги онлайн-торговли. 

По его словам, сейчас одна из главных задач российского правительства — определить правила присутствия глобальных игроков на рынке страны. «Конечно, никому в голову не приходит ограничивать или блокировать это присутствие. Речь идет о правилах в сфере оборота данных, взаимодействия с национальными игроками, финансовой системой, национальными логистами, и конечно с национальными производителями продукции. Это должна быть взаимовыгодная игра», — объяснил зампред. 

Кроме того, как заметил представитель правительства России, сейчас очень важно сформировать единое цифровое пространство Евразийского союза. «Потому что  с точки зрения технологического развития, уже не имеет значения, каким видом бизнеса ты занимаешься, кроме его масштаба, — объяснил он. — Если рынок в полтора миллиарда — вы значимая единица, а если 50 миллионов — вы объект для поглощения». 

 Правительству необходимо поддерживать бизнес инноваций

«И третья задача, которую предстоит решать, — это изменение модели поведения российских игроков и поддержка тех зрелых или перспективных решений, которые у нас есть. В том числе, поддержка компаний которые обладают экспортным потенциалом в цифровой сфере: это Ростех, это поисковые системы, поддержка развития беспилотного транспорта, компаний, работающих в сфере интерпретации данных, искусственного интеллекта», — добавил Максим Акимов.

Как заметил Андрей Слепнев, «Российский экспортный центр», ответственный за продвижение национальных товаров на международном рынке, сейчас формирует дорожную карту для развития экспорта, и цифровая повестка станет одним из ее ключевых направлений. По его словам, один из ограничивающий факторов — сложность возврата НДС с товара, поставленного зарубеж. Сейчас сделать это очень непросто. Над проблемой сейчас работают «Почта России» совместно с РЭЦ. Они подготовили изменения в Налоговый кодекс РФ, который позволят создать механизм подтверждения нулевой ставки НДС при розничной онлайн-торговле. Изменения предполагают более плотную IT-интеграцию между таможенной и налоговой службами. Это позволит продавцу автоматически возвращать налог на добавленную стоимость, как только товар покидает пределы страны. По расчетам специалистов, снятие барьеров в цифровой торговле в 10 раз увеличит ежегодный объем российского экспорта, который сейчас составляет порядка 750 миллионов долларов. А также позволит вывести из тени предпринимателей, которые отправляют товар заграницу под видом подарков. 

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов добавил, что помимо возврата НДС есть и другая проблема — невозможность реимпорта товара, проданного из России за рубеж и по каким-то причинам возвращенного покупателем обратно. По закону получается, что возвращенный товар превращается в импортный и бизнес вынужден оплачивать дополнительные таможенные площади и налоги. А это значительно осложняет работу предпринимателей.

Совместные закупки — тренд онлайн-торговли

Большие надежды российский бизнес возлагает на Китай. Как отметил Андрей Слепнев, рынок КНР выглядит многообещающе, и потенциал у этого направления огромный. 

— Несколько цифр: за последние полгода в целом российский сырьевой экспорт несколько упал. Но что касается Китая — экспорт вырос на 9 %. По мясной продукции в три раза выросли поставки, — рассказал генеральный директор РЭЦ.

Как рассказала генеральный директор крупнейшего магазина российских товаров на китайском рынке — компании Epinduo Тао Ша, в первом полугодии 2019 года объем сбыта товаров из России вырос на 14 % и составил 400 миллионов юаней. Электронная торговля в КНР очень быстро развивается, отметила она, и впервую очередь акцент делают на потребности клиентов, а также логистику и быструю доставку товаров. В этом бизнесу помогают искусственный интеллект и новые технологии в онлайн-торговле. По словам Тао Ша, один из новых трендов в онлайн-торговле — совместные закупки, когда покупатели самостоятельно объединяются для приобретения одного и того же товара, таким образом снижая закупочную стоимость и затраты на доставку.