Фото: Архив АПФото: Архив АП

Витрины опустели

С первыми вспышками вируса африканской чумы свиней в Приамурье и радикальными методами борьбы с ним — уничтожением не только зараженного, но и условно здорового поголовья — в народе гулял резонный вопрос: «Свинина подорожает или вообще исчезнет с прилавков?» Две недели назад мы прошлись по торговым точкам и задали эти вопросы продавцам мяса. Торговцы заверили, что опасаться нечего: в области много животноводов, не попадающих в зону карантина. А еще через несколько дней их витрины неожиданно для всех опустели, и они стали открыто заявлять, что бизнес находится под угрозой.

Вирус АЧС оказался коварнее, чем предполагали жители области и специалисты. Из-за быстрого распространения инфекции власти ввели запрет на реализацию  всей свинины амурского происхождения. Купить мясо в амурских магазинах можно, но только замороженное, привезенное из других регионов страны — Алтайского края, Белгородской и Новосибирской области.

Бизнесмены и мясоеды временно переключились на говядину, но тут же задались очередным вопросом. Не ударит ли запрет на амурскую свинину по местным производителям ветчины, пельменей и фарша?

Выгодная «блочка»

— Потребности наших продовольственных компаний на 95 процентов были закрыты привозной свининой еще до ЧС, — заверила корреспондента АП начальник управления продовольственных ресурсов областного минсельхоза Наталья Тюшникова. — Амурская свинина очень дорогая, переработчикам работать на ней невыгодно, а блочное мясо в этом отношении более конкурентоспособно.

5

мясоперерабатывающих предприятий работают в Амурской области — мясокомбинат, «Агро-СЕВ», «Серышевский», «Партизан», ИП Арестенок. Их продукция находится на постоянном контроле у ветеринаров, Россельхознадзора, Роспотребнадзора

Понять выбор наших производителей помогает простая арифметика. Мякоть свинины на здешних рынках стоила 400 рублей за кило, а, например, готовая колбаса — от 300 до 400 рублей за тот же вес, в то время как «блочка» всего 250—280 рублей за кг. Выгода очевидна.

Дороговизна местной свинины объясняется тем, что в области мало свиноферм. Животные выращиваются в основном у населения, которому нерентабельно продавать мясо дешево. Цена становится более приятной, если брать свинину в полутушах. Но это уже невыгодно производителям. Отделение мяса от кости, шкур и жиловка — механизм весьма затратный по времени и ресурсам. Поэтому переработчикам два года назад было экономнее массово перейти на блочное мясо. Его производят на товарных фермах со специальными разделочными цехами, оборудованием и подготовленным штатом. Себестоимость такого мяса на выходе получается гораздо ниже, чем сырье с личных подсобных хозяйств.

Цены поползут вверх

— Мы, как и многие другие компании, работаем с завозным мясом, нас никак не коснулся запрет на амурскую свинину, — поделился директор производственного комплекса «Серышевский» Дмитрий Мельниченко. — Но в целом ситуация в области может вызвать повышение внешнего спроса на мясо и, как следствие, небольшое увеличение цены на готовый продукт для амурчан. Это зависит от дальнейшего развития событий с вирусом АЧС и должно стать ясно в ближайший месяц.

Амурская свинина продается преимущественно в парном и охлажденном виде на рынках и специально отведенных местах крупных супермаркетов. На местном сырье в Приамурье работают лишь два предприятия, которые имеют собственные свинофермы. Это «Партизан» в селе Раздольном Тамбовского района и «Агро-СЕВ» в Крестовоздвиженке Константиновского района. Сейчас оба предприятия живут как на пороховой бочке, больше всего на свете опасаясь прихода вируса африканской чумы свиней. К тотальной дезинфекции территории свинокомплексов и улиц населенных пунктов были привлечены бойцы химбатальона 35 общевойсковой армии. Власти и сотрудники предприятий делают все возможное, чтобы подвести объекты к третьей степени санзащищенности и сохранить поголовье.

— Работаем, как на военном объекте: проходим через санпропускник, переодеваемся несколько раз, усиленно обрабатываем территорию и очень боимся, — призналась за весь персонал завсвинофермой «Партизана» Надежда Тимченко.

Непотопляемая колбаса

До введения режима ЧС в области предприятия продавали населению поросят и мясо свинины. Сегодня производственные мощности снижены, забои упали на треть и теперь производятся только для нужд цеха переработки. Временно сняты с изготовления и продажи котлеты, фарш, пельмени и другая продукция, не проходящая термическую обработку на месте.

— Делаем сейчас около двадцати видов копченой и вареной колбасы с добавлением свинины, — рассказал руководитель продовольственной компании «Партизан» Игорь Деменко. — По продажам видно, что спрос упал. То ли в силу неосведомленности, то ли в силу неграмотности люди боятся купить зараженное мясо. Хотя август и сентябрь никогда не был показательным в этом отношении, сейчас все налегают на помидоры и огурцы с огорода. За копчености возьмутся ближе к холодам.

Свинина считается парной в течение 8—10 часов после забоя. Охлажденное мясо хранится не дольше суток при температуре 0… +4 градуса. Затем оно подлежит заморозке, чтобы не допустить размножения патогенной микрофлоры.

Находясь в 22 километрах от Садового Тамбовского района — действующего очага инфекции, предприятие надеется на благоприятный исход ситуации. «Вспышки заболеваемости были зафиксированы у фермеров, у которых нет штатных ветврачей, свиньи вольно гуляют по огороженной земле. У нас другие условия — закрытые помещения, вентиляция, автоматические кормления. У нас все будет хорошо», — уверены сотрудники.

Мяса много не бывает

По оценкам экспертов, Амурская область неплохо обеспечивает себя мясом, но в основном за счет птичников. По данным за 2018 год, в регионе было произведено 18—20 тысяч тонн мяса бройлеров, 11—12 тысяч тонн говядины и меньше 10 тысяч тонн свинины.

— Медицинская норма потребления мяса на человека достигает 74 кг в год, мы обеспечиваем население мясом собственного производства на 68 процентов, — добавляет начальник управления продовольственных ресурсов областного минсельхоза Наталья Тюшникова. — Остальное завозится из-за пределов области.

Из-за распространения таких вирусов, как африканская чума свиней, минсельхоз России не выдает гранты на развитие свиноводства на протяжении четырех лет. Поэтому, несмотря на быструю окупаемость этого бизнеса, свинины в области немного. А после карантинных мероприятий по АЧС станет еще меньше. По данным Амурстата за 2018 год, свинопоголовье области достигало 58 365 особей. На сегодняшний день из-за вируса африканской чумы свиней уничтожено уже 9 113 особей.

МНЕНИЕ

Александр Нестеренко, заместитель председателя правительства Амурской области:

— Будем прорабатывать вопрос с минсельхозом, Россельхознадзором, ветеринарной службой об определении стандарта содержания свиней в ЛПХ и КФХ. Потому что в рекомендациях министерства сельского хозяйства от 2016 года все весьма расплывчато. По ним владелец свинопоголовья не обязан ставить на учет животных. Он может сообщить об их наличии в заявительной форме, а может и не делать этого. При распространении у нас вируса африканской чумы свиней стало ясно, что так дальше нельзя. Такое же содержание свиней, как у нас, до 2010 года было в Краснодарском крае. После АЧС там выбили больше 2,5 миллиона особей из четырех миллионов! Только недавно они начали возрождать эту сферу, строить свинокомплексы четвертой степени санзащищенности. Это промышленное производство свинины в закрытом режиме, куда не может проникнуть ни воробей, ни мышь. Человек заходит туда в начале смены и выходит только после ее окончания. Мы тоже будем к этому стремиться.

Возрастная категория материалов: 18+