Идет подготовка к старту работы пункта пропуска на мосту в Хэйхэ — уже с марта по нему поедут груженые фуры. А вот Верхнеблаговещенский погранпереход больше не нужен — тоннель под Амуром построен. Чем живет сегодня Благовещенская таможня — в нашем материале.
Соя «просадила» экспорт
С одной стороны, на падении объемов экспорта сказалось наводнение. Но есть и другая сторона медали: в этом году в Китай поставляли меньше сои. Это напрямую отразилось на цифрах, ведь у царицы амурских полей — львиная доля в структуре вывозимых това ров. «Сказалась, возможно, конъюнктура на рынке бобовых, потому что урожай был, и достаточно серьезный. Но, видимо, какая-то ценовая политика, именно в сфере бизнеса, поставок бобовых повлияла на снижение количества экспорта, — высказал мнение Михаил Сорокин на пресс-конференции по итогам года. — В 2018-м году у нас пункт пропуска был забит автомобилями, мы чуть ли не круглосуточно работали, очереди стояли. А сейчас у нас достаточно тихо. Но… может нагоним еще прошлый год».
Помимо сои, теперь значительное место среди отправляемых в Поднебесную грузов занимает пшеница. Вывозить ее в КНР начали в этом году. Также в тройке лидеров — продукты переработки, а именно — соевое масло, которое выпускает амурский маслоэкстракционный завод.
— Также отчасти экспорт складывается непосредственно из продуктов и продовольствия, которые экспортируются в Китай. Там тоже перечень традиционный. Это, в первую очередь, кондитерские изделия, косметика, мука, мед. Их доля в структуре экспорта небольшая, так как преобладают бобовые с пшеницей, — отмечает начальник Благовещенской таможни.
Среди экспортеров — порядка 20-30 крупных компаний, самые большие объемы у «Амурагроцентра». Всего за девять месяцев Благовещенская таможня оформила 6 646 деклараций на товары. В Китай отправили более 294 с половиной тысяч тонн грузов. Общая стоимость всех товаров — свыше 619 миллионов долларов США.
Пост на мосту примет грузовики весной
Почти полсотни сотрудников понадобятся Благовещенской таможне для обслуживания временного пункта пропуска, который заработает в марте 2020 года в районе Каникургана у моста в Китай. Ведомству предстоит расширить свой штат — сейчас нужного количества таможенников, которые займутся оформлением грузов, нет.
— В декабре состоится сдача моста, к этому моменту будет готов и пункт пропуска. Он временный, делается по модульному типу. По этой схеме не подразумевается оформление пассажиров. Пока только грузовое направление. Исходя из параметров пропускной способности, на первоначальном этапе при круглосуточной работе необходимы 44 человека, — объяснил Михаил Сорокин.
По его словам, вопрос набора новых сотрудников решается на уровне Федеральной таможенной службы. «Благовещенской таможне выделят дополнительную штатную численность. Нашей задачей будет набрать на эти должности людей, обучить их. Безусловно, в ряды структуры пункта пропуска мы должны будем влить и специалистов, которые уже работают, и тех, кто мог бы сразу начать, — отметил Сорокин. — Подразумевается круглосуточная работа – одна смена ушла, другая пришла. В том числе, будут и кинологи.
На временном погранпереходе таможенники будут трудиться по одной схеме, а когда начнет действовать постоянный пункт пропуска (его планируют построить в 2021 году) — по другой. Так как по мосту между Благовещенском и Хэйхэ запустят движение легковых автомобилей, кроме грузов нужно будет оформлять и пассажиров. Возводит и предоставляет помещения пункта пропуска Росгранстрой. Офисы, где с весны расположатся таможенники, пограничники и Россельхознадзор, уже готовы. До марта сюда закупят компьютеры, чтобы обеспечить работу в электронном виде, и проведут связь — всем программам нужен Интернет.
Канатка и логистический хаб готовятся к стройке
Не сможет обойтись без таможенников и крупный транспортно-логистический комплекс, который расположится возле моста в Китай. «Возведение предмостовой территории в виде таможенно-логистического терминала будет продолжаться и в дальнейшем. И на этом строительстве, на оформлении грузов, которые туда будут поступать, также Благовещенская таможня будет «завязана», — говорит о предстоящей работе главный амурский таможенник.
Михаил Сорокин подчеркивает: транспортно-логистический комплекс станет серьезным хабом (узлом — Прим. ред.) со всеми видами всепогодных складов — временного хранения, перегрузки товаров.
— Плюс появится сопутствующая инфраструктура — отели, заправочные станции, кафе. Это очень важно в перспективе с учетом долгосрочного роста товарооборота между двумя странами – Китаем и Россией. Очень большие инвестиции заводятся в область, проведен конкурс, его выиграли серьезные финансовые компании. Предполагаемый объем инвестиций в таможенно-логистический терминал — до 7 миллиардов рублей, — рассказал начальник Благовещенской таможни. — Мы уже с инвесторами встречаемся, обсуждаем нашу работу на будущий год. Ведь все это будет строиться, завозиться и наше ведомство будет непосредственно в этом принимать участие.
Такая же работа проводится и с инвесторами канатной дороги через Амур, которую начнут строить в следующем году. «Мы также уже встречались и обсуждали порядок оформления грузов, как мы это будем делать», — уточнил Михаил Сорокин.
Пик поставок на ГПЗ
Вся работа Благовещенской таможни сегодня неразрывно связана с теми грандиозными проектами, которые реализуются в Амурской области, замечает начальник ведомства.
— В первую очередь, это наш Амурский газоперерабатывающий завод. Сегодня мы переживаем пик поставок, это будет продолжаться до конца года, потом уже пойдет небольшой спад. Колоссальные объемы товаров, грузов сегодня поступают для строительства этого завода. И железнодорожным транспортом со всех уголков страны, и из морских портов Владивостока и Находки, и из Хэйхэ и так далее, — рассказывает Михаил Сорокин. — Мы справляемся с оформлением этих объемов, и подразделение, которое этим занимается, у нас составляет всего 15 человек.
Фото: Объединенный пресс-центр Амурского ГПЗ
Эффективно и оперативно работать с такими объемами помогают новые технологии. Это электронные виды декларирования, оформления грузов, применяется даже система ГЛОНАСС.
— Тот транспорт, который заходит из Хэйхэ и потом идет на территорию газоперерабатывающего завода, инспектор отслеживает по ГЛОНАСС на компьютере. Сейчас мы не ездим, не сопровождаем грузы. Современные технологии позволяют дистанционно это все оформлять, — делится трудовыми новинками начальник таможни. — Объемы грузов, отправляемых на ГПЗ, очень большие, они все идут беспошлинно, по процедуре Свободной таможенной зоны. Таких товаров для газоперерабатывающего завода в структуре импорта сейчас больше половины, в пик поставок эта цифра доходит до 70 %. И, несмотря на большой объем беспошлинных грузов, товарооборот у нас в выбранном направлении вырос в 2,3 раза. И это позволило нам перечислить в федеральный бюджет на 14 % больше по сравнению с прошлым годом.
25 октября Россия отметит День таможенника.
В частности, за девять месяцев 2019 года казна РФ получила 4 миллиарда 351 миллион рублей таможенных платежей.
Сегодня в структуре амурского импорта, объемы которого взлетели благодаря ГПЗ, преобладают машины, оборудование и транспортные средства (у этой категории 89 %). На второй месте продовольственные и сельхоз товары, которые завозят в Приамурье из-за границы (5 %). Товары в этом году поставлялись из стран Евросоюза, Китая, Южной Кореи, Эквадора. Основным торговым партнером среди всех 49 стран-импортеров по-прежнему остается Поднебесная.
Труба в тоннеле под Амуром получит газ в декабре
Грандиозный тоннель в Китай, прорытый под рекой Амур на 18-метровой глубине, достроили в этом году. В декабре по трубе пойдет газ «Силы Сибири». Ожидается торжественный пуск, намечен телемост. «Мы сейчас готовимся к оформлению грузов, которые телекомпании страны будут завозить в Китай для освещения этого мероприятия, которое состоится 1 декабря», — сообщил начальник Благовещенской таможни. На период строительства в селе Верхнеблаговещенском был организован временный пропускной пункт. На сегодняшний день он прекратил свое существование. «Его де-факто уже демонтировали. Работы по прокладке трубы закончены, наш функционал тоже», — отметил Михаил Сорокин.
350 человек сегодня работают в штате Благовещенской таможни. Проблема нехватки кадров актуальна как никогда. Чтобы ее не испытывать, ведомству не помешало бы расширить свой штат, добавив хотя бы 20 процентов от той численности, которая есть сейчас, признается Михаил Сорокин.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии