Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

За что задержали директора «Сириуса-А»

Еще год назад в Приамурье было 118 частных охранных организаций, а в Благовещенске около 80, сейчас их число заметно сократилось. Осталось 113 ЧОП и ЧОО по области и порядка 60 — в областном центре. Что самое печальное — недобросовестная конкуренция бьет по тем компаниям, которым можно всецело доверить безопасность детей. Однако они вынуждены отказываться от охраны школ.

— Три года назад мы охраняли 65 объектов — это так называемая физическая охрана, а сегодня осталось 11. Все ушло таким вот фирмам, как «Сириус-А», где демпингуют при заключении контрактов, а потом не могут как положено выполнять свои задачи по охране объектов, — говорит учредитель ООО «Р. О. С. Безопасность» Александр Шамратов. — Город утвердил расценки для школ — 130 рублей за час работы охранника, но во время торгов цену сбрасывают до 100 рублей и ниже. Поэтому мы отказались от объектов — себе дороже. Все это приводит к тому, что на рынке охраны государственных и муниципальных объектов образуется засилье организаций-пустышек, неспособных, собственно, охранять. У них просто не остается денег на подготовку персонала, организацию контрольной службы, службы оперативного реагирования и многое другое.

В Росгвардии готовят типовой договор-контракт по обеспечению безопасности объектов образования, где будут учтены все нюансы, которые могут возникнуть. В ближайшее время такие типовые договоры планируют распространить на все бюджетные учреждения.

ЧОО «Сириус-А» осуществляла охрану Амурского колледжа строительства и ЖКХ колледжа по итогам электронного аукциона, где стартовая цена составляла 145 рублей за один час работы охранника. Участие в аукционе приняли две охранные организации, и «Сириус-А» победил со снижением в 0,5 процента при цене 144 рубля 28 копеек. Всего «Сириус-А» выиграл два государственных контракта, в соответствии с которыми должен выставлять в смену шесть охранников на сутки и двоих на 12 часов.

— При таком объеме оказываемых услуг в штате охранной организации должно быть минимум 28 аттестованных охранников, но официально у них трудоустроено всего четыре человека, можете сами это проверить — информация открыта на сайте налоговой инспекции, — раскрыл «охранную кухню» председатель регионального отделения общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» Андрей Иванов. — Остальные работники предприятия в штат не оформлены и получают серую зарплату в конвертах. Поэтому и охранник, пропустивший студента с ружьем в колледж, не имел соответствующей квалификации. С людьми не оформляют договоры официально, чтобы уйти от налогов и хоть как‑то уложиться в предлагаемые контрактом цены. Сами заказчики толкают охранные организации на нарушение закона. По тем расценкам, которые выставляют на торги, по‑другому работать невозможно. Иначе не выжить!

«У нас с охранниками проблем нет!»

Это был стандартный ответ, который мы получили, обзвонив с десяток школ и колледжей Благовещенска. Такое единодушие в оценке работы охранных предприятий очень обрадовало. Но мнение изменилось, когда стали расспрашивать родителей и беседовать с педагогами тет-а-тет — без диктофона, имен и фамилий. Вспомнили столько разных историй за последние годы.

В одной из школ охранник во время уроков пропустил женщину. Подумал: «Чья‑то мама пришла». Так и было, только пришла воинственно настроенная мама не к своему ребенку. Она вызвала с урока девочку и учинила разборку. «Наша дочь тогда училась в шестом классе. И после сильного потрясения чуть жизнь самоубийством не покончила, — поделилась пережитым мама школьницы. — Мы писали заявление в прокуратуру, потом проводили проверку. Все обвинения, которые в грубой форме выдвинула нашей дочке женщина — это была мать знакомого мальчика, совершенно необоснованные».

4

сотрудника были оформлены в ЧОО «Сириус-А», где по штату должно быть 28 аттестованных охранников, все остальные -без договоров на серой зарплате

В другой школе охранник пропустил двух неизвестных ребят, которые устроили драку в спортзале. И кто‑то даже пытался распылись слезоточивый газ. «Проблемы охранных предприятий многим школам не дают покоя, но вам открыто это никто не расскажет», — призналась знакомый педагог с более чем 20‑летним стажем. Но это все мелочи по сравнению с тем, что нам рассказали родители детей из Чигиринской школы. Подтверждением их слов стала копия докладной записки, которую показали спецкору АП. Ее в декабре прошлого года директор школы написала начальнику управления образования администрации Благовещенского района по поводу того, как охранявшая тогда школу организация «периодически нарушает условия договора».

Это самая безобидная фраза в письме руководителя альма-матер. Приводим некоторые выдержки: «сотрудником ЧОП… был похищен ноутбук из кабинета, но впоследствии возвращен», «неоднократно во время несения службы охранники находились в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, о чем руководство ООО… извещалось по каждому факту. И таких фактов было не менее пяти. Проходило разбирательство», «находясь с состоянии наркотического опьянения, охранник позволил сексуальное домогательство в отношении сотрудника школы», «завхозом школы было замечено, что охранник справлял нужду в раковину в пьяном виде», «требования пропускного режима школы часто не выполнялись, охранники отлучались с поста, курили, на замечания реагировали равнодушно», «в течение 2018 года охранники менялись практически еженедельно. Трудно было запомнить — кто, что и почему… Санитарные книжки и справки об отсутствии судимости не были предоставлены».

Это не записка — это крик души руководителя учебного учреждения. Сейчас школу охраняют серьезные люди — туда пришла компания «Титан». Но, по словам ее руководителя Юрия Симоненко, с предприятием уже несколько месяцев не рассчитываются за выполненную работу. Складывается впечатление, что добросовестную охранную организацию выдавливают из школы. Вероятно, прокуратуре пора выяснить, нет ли здесь коррупционной составляющей. Ведь странное дело: с предыдущей организацией, сотрудников которой «в неадекватном состоянии группа быстрого реагирования неоднократно отстраняла от работы и изолировала», рассчитывались даже вперед. Еще в середине прошлого года руководство этой компании предложило школе заменить охранную сигнализацию. Из бюджета района им выделили 30 процентов от необходимой суммы, срок исполнения по договору истек 15 августа, но ничего не было сделано. Куда подевались почти 3,6 миллиона рублей, не известно.

Уголовники в охране

— К нам как‑то приходит замначальника уголовного розыска области и говорит: «Друзья, вы сидите, а я сейчас в охране больницы увидел уголовника, который вчера освободился — был осужден по тяжкой статье. Сегодня нередко бывает, что сам охранник становится объектом повышенной опасности для окружающих, — констатирует Александр Шамратов. — Зарплаты нет, жена ругает, кредит нечем платить, банки давят… И где гарантия, что человек не сорвется? 

— Все, что касается безопасности, что касается антитеррора — эта тема должна быть приоритетной. Это не наша хотелка, а государственная политика, — подчеркивает Андрей Иванов.

«Проверки показали, что в некоторых ЧОПах охранникам начисляли за более чем 200 часов работы по 8 тысяч рублей в месяц. И это еще без вычета НДФЛ! Задайте себе вопрос: кто соглашается работать за такие деньги? И можно ли доверять такому охраннику», — говорит Андрей Иванов.

Раньше перед началом учебного года в управлении образования Благовещенска обязательно собирали на корректирующее совещание руководителей всех предприятий по охране образовательных учреждений. В 13‑й школе проводили учения, где охранники отрабатывали действия в разных экстремальных ситуациях, были задействованы группы быстрого реагирования, пожарный расчет. Сегодня это все забыли.

— Разговор один: денег нет, вот 130 рублей в час — и работайте как хотите. А мы не хотим рисковать! Три года назад, когда контроль за нашей деятельностью передавали в Росгвардию, мы на одном из первых координационных советов сказали: «Мы за то, чтобы в нашей области был порядок, беспределу «ша!» Мы объединяем работодателей и добиваемся того, чтобы люди, которые работают на безопасность, были самодостаточны и понимали: они обеспечивают не какую‑то там мнимую охрану, а готовы реально защитить жизнь наших детей и взрослых. Но власти тоже должны нам пойти навстречу, — подчеркивает Андрей Владимирович.

«Охрана школ — это двухстороннее движение»

Руководители частных охранных предприятий: «Что касается государственных закупок, важно, чтобы доминировала не цена, а качество».

Подбор кадров — самое распространенное из нарушений охранных предприятий. Любая организация, которая занимается таким видом деятельности, должна допускать к охране объектов только лиц, имеющих удостоверение о наличии квалификации. Это одно из лицензионных условий. Такую квалификацию получают на специальных курсах, а затем сдают соответствующие экзамены. Естественно, что охранник должен обладать определенными навыками: владеть огнестрельным оружием, знать приемы самозащиты, порядок задержания лиц, совершивших посягательство на охраняемый объект, устройство охранной сигнализации, основы права… Любые знания подтверждаются документом.

Вы можете себе представить, чтобы водитель без прав сел за руль автобуса и повез детей? Нет. А почему же мы доверяем охрану безопасности детей кому попало?

— Безразличие полное. Арестованный сотрудник охраны ночевал в колледже, постоянно там жил почти неделю: дежурил — спал, дежурил — спал… Что, никто этого не замечал? Директора учреждений образования не хотят видеть в охранниках своих работников. Они считают: охрана — это чужие, — поражается руководитель ЧОПа «Ратибор» Юрий Сергодеев. — Хотя с семи утра до семи вечера он такой же работник, как повар школьного буфета, дворник, учитель. Почему, если у повара нет медицинской книжки, это ЧП, а когда у охранника нет удостоверения — ничего страшного? И то, что он был судим по уголовной статье, скорее всего, директор колледжа знал. Порой руководители ведут себя как временщики. А охрана школ — это двухстороннее движение. Директор учреждения проходит — он этого охранника не видит в упор. Вы требуйте с предприятий, чтобы они условия договора по охране образовательных учреждений выполняли четко. Но они же не требуют! Самое главное, что механизмы есть. Можно составлять претензии и по 10 процентов снимать за ненадлежащую работу охранника. И тогда это предприятие оттуда уйдет.

Пока не будет решена проблема формирования начальных (максимальных) цен контрактов на охрану, ожидать реального улучшения качества охраны не приходится.  Крупные, законопослушные и высокопрофессиональные частные охранные организации в сферу государственного заказа не пойдут.

С 2015 года существует профессия «работник по обеспечению охраны образовательных организаций». Это профессиональный стандарт, утвержденный Министерством труда, но пока он добровольный. И сегодня вряд ли кто‑то из директоров школ и колледжей интересуется тем, как себя чувствует охранник, получает ли регулярно зарплату, не выгорел ли он эмоционально.

Почему‑то принято считать, что у педагога работа с учениками нервная и сложная, а охранник — он что, стоит себе и охраняет. Подход неверный. Подобрать охранника для школы или колледжа, где нужно контактировать с учениками разного возраста и с учителями, очень непросто. В каждом учебном учреждении есть так называемая группа риска — те дети или подростки, которые потенциально могут что‑то сотворить. Охранник должен знать хорошо еще и родителей. Он должен быть настоящим профессионалом и постоянно работать в одной школе.

Чтобы хорошо работать, надо хорошо платить

А вот с этим сложнее всего. Уже объявлен конкурс на следующий год: администрация Благовещенска готова платить 145 рублей охраннику в час. В региональном отделении общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности подсчитали: стоимость одного круглосуточного поста охраны на территории Благовещенска для его нормального функционирования составляет порядка 160 тысяч рублей в месяц.

— Это в расчетах 2020 года. А в северной Тынде, где коэффициент 2,0, вообще порядка 200 тысяч рублей. Не меньше! Иначе опять придут непрофессионалы без удостоверений. В Тынде с охраной учреждений образования ситуация вообще критическая, — поднимает проблему Эдуард Володин, директор частного охранного агентства «Статус». — Сейчас на севере Приамурья, по бамовской ветке, хабаровский ЧОП заходит, в аукционах участвует. Цены и так невысокие, не могут обеспечить нормальную охрану объектов охранным предприятиям, а они еще ее сбивает на 25—30 процентов. Некоторые объекты реально бомжи охраняют. Демпинг — вторая большая беда охранного бизнеса.

«Охранные организации предлагают свою цену, а потом жалуются»

Какой профессионал придет охранять объект, если ему будут платить всего 91 рубль за час работы? Именно такую стартовую цену выставило на торги управление Пенсионного фонда РФ по Амурской области. Понятно, что любая организация заинтересована в том, чтобы сэкономить: получить услугу как можно лучше, а заплатить при этом как можно меньше. Однако всему есть разумный предел. Откуда берутся совершенно неадекватные расценки почасового труда охранника?

«Один из сотрудников ЧОО «Ермак охрана», к которому было много нареканий по охране школы, пишет в своем заявлении в Генпрокуратуру РФ, что деньги за работу ему перечисляли с карточки частного лица — одного из учредителей компании, потому что он не был официально устроен», — говорит Александр Шамратов.

— Мы руководствуемся федеральным законом о контрактной системе, который действует с 2014 года, и свою цену определяем исходя из анализа цен на рынке охранных услуг, — пояснил заместитель управляющего Пенсионным фондом по Амурской области Василий Парамзин. — В соответствии с действующими методическими рекомендациями мы делаем запросы не менее пяти потенциальным поставщикам охранных услуг. Как их выбираем? Мониторим сайт закупок, видим, какие организации оказывают на территории области охранные услуги и по какой цене. То есть на этом сайте размещены уже закупки и указаны поставщики услуг, с которыми заключены контракты. Мы все анализируем и делаем запрос ценовой информации с учетом наших потребностей. Затем определяем среднюю цифру, которая идет на торги. На аукционе цена еще снижается. То есть это сами охранные организации предлагают свою цену, а потом жалуются.

Передать все школы и колледжи Росгвардии

Есть предложение передать охрану колледжей и университетов в Приамурье от частных предприятий Росгвардии. Этот вопрос обсудили недавно на координационном совещании по обеспечению правопорядка, которое провел губернатор Василий Орлов. Руководители главных силовых ведомств согласились, что только рамки-металлодетекторы и усиленная охрана в учебных заведениях не решат проблему. Насчет рамок — это бесспорно. Если бы они были в колледже, то пронести оружие студент не смог.

Но почему мы не должны доверять профессиональным сотрудникам ЧОПов? Среди них многие прошли службу в Минобороны и МВД и очень ответственно относятся к своему делу. И могут качественно охранять детсады и учебные заведения в соответствии со всеми стандартами. «Сегодня в России не хватает 500 тысяч профессиональных охранников, а численность Росгвардии составляет менее 400 тысяч человек», — привели цифры в комитете Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. Хватит ли нам росгвардейцев на все детсады, школы, вузы и ссузы, ведь у них много своих очень важных задач, в том числе задержание преступников. И потом — «стоимость» сотрудника Росгвардии гораздо выше, чем сотрудника частного охранного предприятия. Не лучше ли поднять цену за работу охраннику? Тогда торги будут выигрывать не фирмы-пустышки, а профессионалы.

 Порядок можно навести только тогда когда администрация, контролирующие органы, заказчики и частные охранные предприятия совместно будут работать по наведению порядка и будут слышать друг друга.

 

Возрастная категория материалов: 18+