1. Кто и как устанавливает тарифы?
В киловатт входит множество составляющих: затраты энергокомпаний на выработку электроэнергии, ее приобретение и транспортировку, диспетчерское управление энергосистемой и сбыт. Формирование тарифов происходит как на федеральном, так и на региональном уровне. Стоимость электроэнергии на оптовом рынке, расходы по передаче энергии по сетям Федеральной сетевой компании, а также услуги инфраструктурных организаций (Системного оператора, коммерческого оператора — организатора торговли) утверждаются Федеральной антимонопольной службой России (ФАС России). Остальные составляющие тарифа устанавливает управление госрегулирования цен и тарифов Амурской области.
Энергетики до 1 мая подают свои расчеты с документами по тарифу на следующий год в региональные тарифные органы. Чиновники скрупулезно проверяют каждую статью затрат, исключают необоснованные, сверхнормативные расходы. Затем передают документы в ФАС, которая утверждает «вилку» (минимум и максимум) — предельные уровни тарифов по регионам с учетом инфляции и макроэкономических показателей по стране. В конце декабря управление устанавливает сами тарифы для населения и предприятий.
2. Какие составляющие есть в киловатте и кому уходит больше всего денег?
Чтобы понять, из чего складывается киловатт-час, рассмотрим среднеотпускной тариф на электроэнергию в Приамурье, который составляет чуть более 3,4 рубля.
— Около 54% в структуре тарифа на электроэнергию занимают расходы на ее приобретение на оптовом рынке энергии, — рассказывает замначальника областного управления государственного регулирования цен и тарифов Людмила Козулина. — На эту цену влияет не только выработка электроэнергии низкозатратными Зейской и Бурейской ГЭС, но и теплоэлектростанциями, расположенными на территории Дальнего Востока, в том числе Благовещенской ТЭЦ, Райчихинской ГРЭС, Хабаровской ТЭЦ, Приморской ГРЭС. Производство на них является высокозатратным в связи с тем, что в качестве основного топлива используются уголь и мазут.
К примеру, более 60 процентов в цене киловатта с Благовещенской ТЭЦ — стоимость топлива. При этом цены на уголь ничем не регулируются. Дорогая энергия теплоэлектростанции увеличивает оптовую цену электричества, которую приобретает гарантирующий поставщик — Дальневосточная энергетическая компания. В дальнейшем она реализует энергию на розничном рынке потребителям Амурской области.
Итак, больше всего денег амурчане выкладывают за составляющие, которые утверждает ФАС — почти 64%, или 2,2 рубля в структуре тарифа (см. диаграмму). Стоимость региональных компонентов, которые регулирует амурское управление, тянет на 36%, или 1,2 рубля. Эти средства распределяются между 21 организацией, среди которых 13 территориальных сетевых и 7 энергосбытовых организаций плюс гарантирующий поставщик.
Тарифы на свет для конечных потребителей в Хэйхэ в большинстве случаев выше, чем у нас в области.
Не стоит забывать, что доставка электроэнергии с электростанций до конечного потребителя — сложный технологический процесс, и именно поэтому он требует высоких затрат. Чем выше уровень напряжения сетей, тем меньше стоимость за передачу киловатт-часа. На ГЭС и ТЭЦ электроэнергия производится высокого уровня напряжения, дальше она проходит свой путь по магистральным, а затем и распределительным сетям, и оборудование ее понижает. Обслуживание ЛЭП, подстанций, трансформаторов влияет на величину тарифа. В сетях высокого уровня напряжения — 500, 200 и 110 кВ — меньше потери, их обслуживание дешевле. Львиная доля затрат на содержание приходится на сети 0,4 кВ.
Сбытовая надбавка складывается из затрат на выставление счетов и организацию сбора денег, в которые входят в том числе принудительные способы взыскания.
3. Можно ли обойти всю эту цепочку посредников и сэкономить?
— С шин гидроэлектростанций в Приамурье никто из потребителей не приобретает киловатт-часы. Правда, есть крупные предприятия, которые покупают электроэнергию с оптового рынка через сбытовые компании: РЖД, нефтеперекачивающие станции Транснефти, космодром Восточный, Березитовый рудник. Но вся эта энергия все равно приобретается у единого закупщика — ДЭК, который в свою очередь покупает энергию у станций, — объясняет директор филиала ДЭК «Амурэнергосбыт» Виталий Стороженко.
4. Нельзя ли отказаться от дорогостоящей энергии тепловых станций?
Отказаться от дорогостоящих киловатт-часов теплоэлектроцентралей не получится. Благовещенскую ТЭЦ загружают в зависимости от потребности города в тепле — она обеспечивает отоплением и горячей водой 80 процентов областного центра. Сначала вырабатывается электричество, и остатки пара идут на производство тепла.
— Основная задача ТЭЦ — выработка тепловой энергии. Но у нас комбинированная выработка: температура тепловой сети регулируется в зависимости от температуры наружного воздуха. Соответственно производится расчет о необходимом количестве пара с котлоагрегатов для поддержания температуры теплосети и получаемой при этом электроэнергии, — поясняет директор ТЭЦ Андрей Сазанов. — Отработанный пар после турбины, вращающей генератор, направляют в пароводяной подогреватель, где происходит подогрев воды из тепловой сети. Определяет нагрузку ТЭЦ, ГРЭС и ГЭС Системный оператор — диспетчеры.
Андрей Конюшок, экономист:
— Как формируется наш тариф, мало кто знает. Одно из объяснений — много посредников. Денег построить свою ЛЭП для покупки дешевой электроэнергии с той же Бурейской ГЭС нет: нужны миллиарды. Как решаются такие вопросы, например, в США? Чтобы собрать деньги на ЛЭП муниципалитет выпускает облигации для населения, продает их, на вырученное строит и затем снижает тариф. У нас это невозможно из-за отсутствия доверия между участниками. Другой способ — муниципалитет берет во владение электросети и сдает их в аренду поставщикам электричества. Появляется рычаг влияния — хочешь повысить тарифы, получай рост аренды сетей. Очевидно, что тарифы в таком случае растут на основе достижения компромисса.
Есть несколько соображений насчет того, насколько дорогая электроэнергия. Говорят, на продукты граждане тратят половину своих доходов. Например, 20 тысяч рублей. А на электроэнергию? Допустим, двухкомнатная квартира «потребляет» 250 кВт-ч. в месяц и плата около 1 тысячи рублей — это всего 5%. Но у вас есть свет, тепло, горячая пища, интернет, телевизор, холодильник. Много это или мало? При какой цене семья откажется от пользования электроприборами? Это и будет цена разрушения рынка электроэнергии.
Возрастная категория материалов: 18+
«Около 54% в структуре тарифа на электроэнергию занимают расходы на ее приобретение на оптовом рынке энергии» -т.е. почти 100% накручивают посредники и всех это радует.
А «экономист » нам ещё растолковывает, что мало платим. За «говнопродукты» мы целых 20 тыс. платим, а за электроэнергию всего 1000руб. а сколько в этих некачественных продуктах заложено расходов за эл. энергию и бензин с соляркой «экономиста» не интересует.
Для меня непонятно, такие тупые сейчас люди или всё таки они просто продажные.
Почему автор не указал стоимость продаваемой в Китай эл.энергии, да потому,что в Китай продают оптом по 0,5 рубля, а у нас оптом по 1,8 рубля — втридорога.
Стоимость электроэнергии в Китае отлично видно на набережной Амура, Китай светится как новогодняя ёлка а наш берег как тусклая лампочка.
— (гость)Почему автор обошёл тему взимания двойной платы за результат работы ТЭЦ. деньги взимают за тепло и отдельно за электричество при том, что за уголь платят один раз.
В СССР вся электроэнергия стоила 4 копейки, а у мошенников в РФ за дорогой уголь берут с населения дважды.
— (гость)