Новые старые правила
Из-за недавних вспышек вируса африканской чумы свиней многие амурские мясоеды перешли с домашней свинины на говядину. На новогодних каникулах с открытием продуктовых рынков и ВДНХ потребителей снова ждал неприятный сюрприз. Коровье мясо внезапно исчезло с прилавков торговых точек. Правда, неожиданностью этот факт стал только для покупателей. Животноводы, продавцы и чиновники знали о грядущих переменах.
По правилам технического регламента, действующего с 2014 года, убой скота для продажи должен производиться только на сертифицированных бойнях. Лишь в этом случае мясо проходит ветеринарно-санитарную экспертизу и получает ветеринарно-сопроводительные документы, необходимые для реализации его на рынках. Для собственных нужд владельцы личных подсобных хозяйств могут забивать скот, как и раньше на своем дворе.
— Минсельхоз области давно готов оказывать поддержку людям, которые занимаются мясом, — рассказал начальник управления по животноводству и племенной работе амурского минсельхоза Николай Лисиченко. — Объединившись в кооперативы, мясники могут получить на строительство убойных пунктов до трех миллионов рублей.
Забить не по карману
Возведение подобных объектов — дело небыстрое. В связи с этим крайняя дата отсрочки стояла на 1 января 2020 года. Момент настал, но работники животноводческой сферы преференциями так и не воспользовались.
— Этот вопрос неоднократно поднимался на совещаниях с главами районов и городов, — уверяет начальник управления ветеринарии и племенного животноводства Сергей Самохвалов. — Если мы хотим жить в цивилизованной стране, то обязаны соблюдать закон и производить убой скота в нормальных условиях, а не где попало.
Сейчас на территории области для населения работает одна сертифицированная скотобойня — в Белогорске. Но, по словам владельцев ЛПХ, пользоваться ее услугами весьма накладно. На необходимые анализы, сопроводительные документы, перевозку скота и забой придется выложить около десяти тысяч рублей в зависимости от отдаленности от убойного пункта.
«Может, жители мегаполисов и покупают блочное мясо в супермаркетах, но амурчане привыкли к местной продукции, — рассказывает продавец мяса с 25-летним стажем Елена Колованчук. — Они охотно брали домашнюю охлажденную свинину, затем перешли на говядину. Еще нашу говядину в больших объемах закупают китайцы и везут к себе на родину. Сейчас они сидят на телефонах и постоянно звонят нам, спрашивая, когда можно будет купить мясо».
Успеть до нового года
— Нам до ближайшей бойни ехать 130 километров, это очень далеко, я пенсионерка и инвалид, мне не справиться, — качает головой фермер из Лермонтовки Тамбовского района Марина Куроленко. — У меня в прошлом году две коровы упали: у одной сердце схватило, у другой — послеродовой парез, порвала связки задних ног. Если за 5 дней такую корову не забить, она подохнет. По новым правилам, я просто не успею сделать все за этот срок и не смогу продать мясо легально.
Мелких сельских хозяйственников жалеют и перепродавцы мяса. «Под Новый год, чтобы успеть до 1 января, они резали маленьких стокилограммовых бычков, привозили их нам со слезами на глазах, — вспоминают торговцы. — Им это было совершенно невыгодно, а куда деваться?»
Также аттестованные бойни есть у мясоперерабатывающих организаций. Но они не работают с чужими животными даже за деньги. «Конечно, зачем им заразу цеплять?» — понимающе пожимают плечами животноводы.
Мясо подскочит в цене
Между тем рыночные мясные прилавки сейчас напоминают дефицитные советские времена. Редкие покупатели растерянно ходят между рядов, с недоверием разглядывают бурятскую свинину и задают торговцам один и тот же вопрос: «Как нет говядины? Совсем?»
Без работы скучают и специалисты ветлаборатории Центрального рынка. «Нам всегда есть чем заняться, но мясо занимало большую часть исследуемой продукции, — признались специалисты. — Пока говядины нет, когда будет — не знаем. Нам постоянно звонят из местных больниц и детсадов, интересуясь тем же вопросом».
По прогнозам предпринимателей, на следующей неделе в витринах должна появиться первая в этом году говядина. Но по какой цене она прибудет, остается только догадываться.
— Если ребра молодой говядины стоили 350 рублей, то будут стоить не меньше четырехсот, а мякоть с 480—500 рублей за килограмм подскочит до 600 рублей, — делится продавец свинины Наталья Кузнецова. — А телятину можно вообще не ждать, ее держат только владельцы ЛПХ, крупные фермы забивают только взрослых коров.
Возрастная категория материалов: 18+
Одной рукой дают (ДВ гектар), другой забирают , в виде запретов, и как фермерам развиваться, как ?
— Недофермер (гость)А Правительство и Губернатор Приамурья кричат на всех углах — что Сельское Хозяйство в Амурской области поднялось с колен!
— (гость)Зато показывают, как наша колбаса и мясные продукты пошли в Китай на экспорт... Всё на продажу! А своему народу г*вно остается!
— Дзержинский (гость)