С амурских прилавков пропала говядина

Ветеринары не выдают документы на мясо скота, если бойня не сертифицирована
Просмотры: 8115
Комментарии: 3

«Телятины нет и не будет, говядины и баранины тоже, звоните на следующей неделе», — беспрестанно отвечают на телефонные звонки продавцы мясного отдела благовещенского Центрального рынка. Пустые витрины торговых точек говорят сами за себя: в небольших лотках лежит лишь свинина из Крестовоздвиженки и Улан-Удэ. Мяса рогатых от амурских производителей здесь не видели с начала 2020 года. С этого момента ветеринарные врачи области перестали выдавать документы на мясо скота, убитого не на сертифицированной бойне. Чем это грозит животноводам и покупателям, разбирался корреспондент «Амурской правды». 

Новые старые правила

Из-за недавних вспышек вируса африканской чумы свиней многие амурские мясоеды перешли с домашней свинины на говядину. На новогодних каникулах с открытием продуктовых рынков и ВДНХ потребителей снова ждал неприятный сюрприз. Коровье мясо внезапно исчезло с прилавков торговых точек. Правда, неожиданностью этот факт стал только для покупателей. Животноводы, продавцы и чиновники знали о грядущих переменах.

По правилам технического регламента, действующего с 2014 года, убой скота для продажи должен производиться только на сертифицированных бойнях. Лишь в этом случае мясо проходит ветеринарно-санитарную экспертизу и получает ветеринарно-сопроводительные документы, необходимые для реализации его на рынках. Для собственных нужд владельцы личных подсобных хозяйств могут забивать скот, как и раньше на своем дворе.

— Минсельхоз области давно готов оказывать поддержку людям, которые занимаются мясом, — рассказал начальник управления по животноводству и племенной работе амурского минсельхоза Николай Лисиченко. — Объединившись в кооперативы, мясники могут получить на строительство убойных пунктов до трех миллионов рублей.

Забить не по карману

Возведение подобных объектов — дело небыстрое. В связи с этим крайняя дата отсрочки стояла на 1 января 2020 года. Момент настал, но работники животноводческой сферы преференциями так и не воспользовались.

— Этот вопрос неоднократно поднимался на совещаниях с главами районов и городов, — уверяет начальник управления ветеринарии и племенного животноводства Сергей Самохвалов. — Если мы хотим жить в цивилизованной стране, то обязаны соблюдать закон и производить убой скота в нормальных условиях, а не где попало.

Сейчас на территории области для населения работает одна сертифицированная скотобойня — в Белогорске. Но, по словам владельцев ЛПХ, пользоваться ее услугами весьма накладно. На необходимые анализы, сопроводительные документы, перевозку скота и забой придется выложить около десяти тысяч рублей в зависимости от отдаленности от убойного пункта.

«Может, жители мегаполисов и покупают блочное мясо в супермаркетах, но амурчане привыкли к местной продукции, — рассказывает продавец мяса с 25-летним стажем Елена Колованчук. — Они охотно брали домашнюю охлажденную свинину, затем перешли на говядину. Еще нашу говядину в больших объемах закупают китайцы и везут к себе на родину. Сейчас они сидят на телефонах и постоянно звонят нам, спрашивая, когда можно будет купить мясо».

Успеть до нового года

— Нам до ближайшей бойни ехать 130 километров, это очень далеко, я пенсионерка и инвалид, мне не справиться, — качает головой фермер из Лермонтовки Тамбовского района Марина Куроленко. — У меня в прошлом году две коровы упали: у одной сердце схватило, у другой — послеродовой парез, порвала связки задних ног. Если за 5 дней такую корову не забить, она подохнет. По новым правилам, я просто не успею сделать все за этот срок и не смогу продать мясо легально.

Мелких сельских хозяйственников жалеют и перепродавцы мяса. «Под Новый год, чтобы успеть до 1 января, они резали маленьких стокилограммовых бычков, привозили их нам со слезами на глазах, — вспоминают торговцы. — Им это было совершенно невыгодно, а куда деваться?»

Также аттестованные бойни есть у мясоперерабатывающих организаций. Но они не работают с чужими животными даже за деньги. «Конечно, зачем им заразу цеплять?» — понимающе пожимают плечами животноводы.

Мясо подскочит в цене

Между тем рыночные мясные прилавки сейчас напоминают дефицитные советские времена. Редкие покупатели растерянно ходят между рядов, с недоверием разглядывают бурятскую свинину и задают торговцам один и тот же вопрос: «Как нет говядины? Совсем?»

Без работы скучают и специалисты ветлаборатории Центрального рынка. «Нам всегда есть чем заняться, но мясо занимало большую часть исследуемой продукции, — признались специалисты. — Пока говядины нет, когда будет — не знаем. Нам постоянно звонят из местных больниц и детсадов, интересуясь тем же вопросом».

По прогнозам предпринимателей, на следующей неделе в витринах должна появиться первая в этом году говядина. Но по какой цене она прибудет, остается только догадываться.

— Если ребра молодой говядины стоили 350 рублей, то будут стоить не меньше четырехсот, а мякоть с 480—500 рублей за килограмм подскочит до 600 рублей, — делится продавец свинины Наталья Кузнецова. — А телятину можно вообще не ждать, ее держат только владельцы ЛПХ, крупные фермы забивают только взрослых коров.

Информация предназначена для лиц старше 18 лет
Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью