Миллионы — не главное
Программа трехлетняя. В первый год малые города и села готовы принять 47 педагогов, в 2021-м — 41-го, а в 2020-м — 38. Учителя нужны в 40 населенных пунктах 26 муниципальных образований. Больше всего вакансий от Тынды, Шимановского, Мазановского и Серышевского районов. На этот год Правительство РФ выделило Приамурью 79,9 миллиона рублей на единовременные выплаты учителям, областная казна добавила 14,1 миллиона. Вопреки скептическим мнениям о том, что в село поедут лишь за большими деньгами, Светлана Яковлева заявила: критерий качества и профессионализма заложен в конкурсном отборе.
— Если учитель нигде не работал, не подтвердил свою категорию — это уже говорит о том, что у него меньше шансов получить финансовую поддержку. Правительство России оказывает большое внимание Дальнему Востоку, и тот факт, что к нам можно приехать и работать с хорошей отдачей — первопричина такого большого количества заявок, — объяснила министр образования. — Мы не раз говорили: 30 процентов наших выпускников едут в престижные вузы страны и поступают на бюджетные места. Это говорит о высоком качестве нашего образования. Во-вторых, на Дальний Восток пришли большие инвесторы — Газпром и «СИБУР». Экономика развивается. То есть педагогам, приехавшим в сельские школы, будет интересно работать. Они могут не просто преподавать свой предмет, но и показать детям, для чего нужно современное высокое образование. И мне кажется, все-таки больше интерес в том, что есть возможность преподавать. Я бы не сказала, что учитель в приоритет ставит деньги. Потому что в дальнейшем, если ты в приоритет ставишь деньги и работаешь некачественно, не исполняешь все требования, ты рискуешь не подтвердить категорию и не пройти аттестацию.
Главными критериями профессионального отбора потенциальных участников программы министр образования назвала категорию (чем она выше, тем больше баллов присвоят кандидату), наличие дополнительных специальностей (например, учитель физики и математики с правом преподавания астрономии), компетенции в области дополнительного образования (помощь школе в организации мероприятий допобразования). Важная пометка: участвовать в программе не может кандидат, проживающий в муниципалитете, от которого подана заявка. Например, двум селам Архаринского района — Касаткино и Кундуру — нужны учителя английского языка. Если вы живете в Архаре, то переехать туда по программе не получится.
Педагогам из центра России — дополнительные баллы
Впервые о программе наподобие «Земского доктора» для медиков амурские учителя заговорили еще пять лет назад. Сотрудники минобра, приезжая в города и районы, слышали от педагогов один и тот же вопрос: «Почему нет "Земского учителя"?» Система распределения выпускников педагогических вузов в глубинки давно канула в лету. Острый вопрос поднял сам президент Владимир Путин, оглашая свое послание Федеральному собранию в феврале 2019 года. Глава государства предложил создать программу «Земский учитель» и выплачивать с 2020 года учителям по миллиону рублей. Дальневосточникам выплату повысили вдвое. В частности, сотрудники амурского минобра выступали за это.
Одна из задач «Земского учителя» — привлечь людей на Дальний Восток. Сейчас разрабатывается еще один дополнительный критерий — начислять кандидатам на вакансию из центральной России дополнительные баллы.
Сотрудники министерства видят количество заявок на портале программы. Пока там указаны лишь сухие цифры: число претендентов на ту или иную вакансию. Самая большая нехватка с учителями английского языка. На 19 вакансий уже подана 101 заявка, вакансий учителя физкультуры всего две, а заявок в 20 раз больше. После 15 апреля — дня окончания приема заявлений — министерство образования сможет составить портрет участника программы «Земский учитель». Тогда будет видно, сколько мужчин и женщин согласны на переезд, средний возраст педагога, сколько возрастных учителей, из каких городов и районов больше всего желающих.
— Пока мы не видим, кто подал заявки. Зато принимаем звонки из разных регионов. Лично мне звонили за консультацией учитель из Санкт-Петербурга, педагоги из Ульяновской области, Хабаровского края, Владивостока, один учитель из Благовещенска, — рассказала замминистра образования Лариса Закирова.
Сводные данные о кандидатах сотрудники минобра используют в своих целях. Благодаря ей специалисты узнают, в каком возрасте педагоги более мобильны, будет понятно, из каких территорий хочет переехать больше всего учителей. «Для нас это будет сигнал тревоги, будем смотреть, почему учителя решили поменять место жительства», — объяснила министр Светлана Яковлева.
Программа «Земский учитель» заинтересовала многих педагогов. Огульной радости нет: учителя знают о высоких критериях отбора, взвешивают все за и против. Недавно, 21 января, Лариса Закирова приезжала в Тамбовку. Там к ней подошла учительница с вопросами по программе. Она рассказала, что уже десять лет не работает в школе, а последние курсы повышения квалификации проходила в 2010 году.
— Естественно, она не пройдет отбор, — заключила замминистра. — Мы, когда рассматривали документы от муниципалитетов и размещали вакансии, выкладывали на портал «Земский учитель» фотографии населенного пункта, рассказывали об амурских традициях и особенностях. Люди, интересуясь о программе по телефону, всегда говорят, что эта информация была им полезна, есть желание ехать. Мы ведь и так закроем эти вакансии. У нас есть педагогический отряд, который выезжает в села, но наша задача — привлечь в школу высококвалифицированные кадры. Это самая главная задача.
О жилье и зарплате
Земским учителям будет где жить. Жилищный вопрос решен по 70 процентам вакансий: есть 23 благоустроенные квартиры и 10 жилых домов. Остальные населенные пункты еще решают квартирный вопрос. Некоторые готовы оплачивать вновь прибывшему педагогу аренду жилья до 8 тысяч рублей. Что касается зарплаты, то она зависит от количества часов, которые возьмет на себя педагог, дополнительной нагрузки, например ведение кружков и, конечно же, его квалификации.
— Финансовая составляющая работы педагогов сейчас вызывает много вопросов. Есть понятие о средней зарплате, но у каждого учителя она по факту своя. Средняя заработная плата зависит от объемов и качества выполняемой работы, — подчеркнула Светлана Яковлева. — В программе «Земский учитель» важен подбор качественного педагога. Его зарплата в месте, куда он приедет, как и у тех коллег, которые работали до него в этой школе, будет зависеть от объема учебной нагрузки — 18 часов или 20 часов, от категории, качества его работы. Может, он будет еще вести кружок и мероприятия, связанные с развитием военно-патриотического направления. Вместе с тем напомню: президент Владимир Путин объявил о доплатах классным руководителям в 5 тысяч рублей. Это тоже существенная поддержка наших педагогов. Мы рады, что классное руководство становится в один ряд с преподаванием предметов.
Деньги могут отозвать
Программа «Земский учитель» предусматривает отзыв компенсационной выплаты, если, к примеру, педагог недобросовестно выполнял свою работу. В таком случае он пишет заявление, что в связи с такими-то причинами обязуется вернуть деньги.
— Нам не нужны такие события, поэтому и существует конкурсный отбор, — заверила министр образования и науки Амурской области Светлана Яковлева. — Я прекрасно понимаю, что от ошибок никто не застрахован, но мы же должны понимать: если учитель имеет высшую категорию, стаж работы, если он успешен — а все это входит в критерии — ошибки будут сведены к минимуму. Мы не настраиваемся на такие ситуации.
Заявки на участие в программе «Земский учитель» принимаются от педагогов с 16 января по 15 апреля.
Затем конкурсная комиссия будет отбирать кандидатов. К работе педагоги приступят 1 сентября, а выплаты в два миллиона рублей получат до 1 декабря.
Возрастная категория материалов: 18+
А почему учитель, приехавший из центральной России, при прочих равных условиях имеет больше шансов на получение компенсации чем педагог из своего региона? Свой-то уже знаком и с климатическими условиями и менталитетом местных жителей. А приживётся ли приезжий — это ещё вопрос.
— (гость)