Диплом или любимое дело
Ксюша: — Бабуль, когда ты была ребёнком, как тебя мама воспитывала? Какие советы давала?
Светлана Ивановна: — Ты знаешь, моя мама была директором детдома. На улице Калинина был детский дом N 5. Она почти все время там проводила: уходила рано, приходила поздно. Мы с сестрами постоянно ходили к ней на работу. Настрой был на доброту, на сердечность. Она говорила, что надо уметь понимать людей, уметь слышать друг друга. А вот дед с бабушкой мне всегда говорили такую фразу, я ее запомнила на все-все-все свои годы: героем можно стать единожды — человеком надо быть всегда.
Ксюша: — Почему ты выбрала профессию учителя?
Светлана Ивановна: — У меня получилось довольно интересно. По первой профессии я зоотехник.
Ксюша: — Бабушка, я не знала! Почему зоотехник, как ты к этому пришла?!
— За компанию. (Улыбается.) Мы вместе с двоюродной сестрой поступали в строительный техникум. Я прошла, а она нет. В итоге сестра поступила на зоотехника и сказала: «Ну как я буду без тебя?» И я пошла с ней за компанию. И дома ровно через полгода узнали, что я учусь не в строительном, а в зооветеринарном техникуме. После окончания приехала работать в колхоз в село Козьмодемьяновка Тамбовского района. Проработала три месяца младшим зоотехником, и меня направили по комсомольской путевке вожатым-производственником в местную школу. И с тех пор меня в колхозе практически не было — я все время пропадала в школе.
И наш председатель Михаил Максимович Ступников сказал: «Знаешь что, голубушка! Мы тебе даем направление — поезжай поступать в пединститут, это твое». Я поехала и поступила на русский и литературу. Ни на йоту не пожалела, что выбрала эту профессию. 51 год проработала в школе, из них 44 года — в школе № 12 Благовещенска. Но и о том, что училась на зоотехника, не жалею. Это был хороший опыт, я встретила много хороших людей, с которыми общалась всю жизнь.
Ксюша: — Я тоже не жалею, что отучилась на дизайнера. Куда и на кого поступать после школы — выбор был за мной. И мама меня тогда поддержала. Она всегда для меня была подругой, я могла поделиться с ней своими проблемами — и так по сей день. Мама развивала во мне самостоятельность, сейчас я за это ей и папе благодарна. Мама поддержала меня и тогда, когда после университета я решила не работать по специальности. Она и сейчас меня поддерживает и знает, что я на своем месте. Это дорогого стоит.
Светлана Ивановна: — Я тоже твое решение позитивно восприняла. Конечно, жалко, что окончила университет, а по специальности не работаешь. Но с другой стороны, человек ищет себя. Ты нашла себе дело по душе.
Ксюша: — В моем окружении многие не находят себя в профессии, которую получили. В наше время после школы было очень мало тех, кто точно знал, на кого хочет учиться. Чаще всего поступали просто ради высшего образования. И чаще всего выбор шел от родителей, которые говорили: «Получи образование, а дальше делай что хочешь». Насколько мне известно, раньше вообще высшее образование было самым главным. А может, многие дети хотели просто работать, заниматься любимым делом.
«Мы расходимся во взглядах на гражданские браки — бабушка их не принимает, а я считаю, что это выбор людей и штамп роли не играет».
Но выбирали более престижные специальности — юрист, экономист, а потом понимали, что на самом деле это им не нужно. А уже после диплома начинали заниматься тем, что им реально интересно. У меня, если честно, тоже были моменты, когда хотелось бросить учебу. Но я доучилась, потому что было нужно оставить эту галочку. И сейчас моя работа мне по душе. Я не просто работаю, а получаю удовольствие.
Светлана Ивановна: — Я с некоторой завистью на вас, молодых, смотрю: у вас свобода выбора, свобода свободы. Мы все-таки были немного ограничены в выборе, у нас была другая идеология, мы были под давлением старших, общества. А вы можете оставаться самими собой.
Карьера или семья
Светлана Ивановна: — Я вышла замуж в 22 года. У нас родилась дочь Таня, твоя мама. Но когда она была в первом классе, мы с мужем разошлись. Все-таки у нас не получилось — оба, наверное, были в чем-то виноваты. На два года мы с дочкой уехали в Гонжу, он приезжал, на перроне на коленях стоял, но я не вернулась. Тяжело было одной? Мне очень много помогала моя сестра Раиса, которой сейчас уже нет. Таня ходила в «Ровесники» — там у нее была вторая семья. И вот так вырастили.
Ксюша: — Я всегда хотела детей и знаю, что они у меня будут. Но не сейчас, я пока не готова. Мне хочется не просто поработать, а достичь своей цели в плане карьеры, но не в плане семьи. И муж меня поддерживает в этом плане. Судя по моим ощущениям, сегодня у молодежи семья не на первом месте — 100 процентов. Всем нужно сначала построить свою карьеру — и я так считаю. Просто сама еще не выросла, мне нужно встать на ноги, достичь такого уровня, чтобы я могла чего-то дать своему ребенку. Чтобы мой сын или дочь смотрели на меня и с гордостью говорили: «Это моя мама!» Многие сейчас так размышляют.
Светлана Ивановна: — Есть, конечно, здравое зерно в твоем мнении. Но в наше время было так: вышел замуж — рожай ребенка. Но мы в то время также развивались, занимались спортом — я всю жизнь каталась на коньках. Мы тоже любили, дружили. Я выросла в советскую эпоху, обожаю это время, там я состоялась и как профессионал, и как человек. То время помогло мне разобраться в главных вещах. Но ведь нельзя жить прошлым. Сейчас время другое, и вы совсем другие. Иногда, бывает, нападает может быть грусть, может быть злость, что я вас, молодых, не понимаю. Но понимаю, что у вас совсем другой настрой на жизнь и другие приоритеты.
Ксюша: — Мне кажется, в ваше время люди были добрее и вообще как-то все было по доброму. Я обожаю смотреть старые фильмы, они чему-то учили. Сейчас все-таки не так. Да, есть позитив, но много негатива, который мне непонятен. И мне страшно за своих детей, что они могут с этим столкнуться.
Мода или скромность
Светлана Ивановна: — Раньше мы жили очень скромно. Конечно, хотелось одеться. Нам с сестрами еще повезло, что мама с бабушкой обе шили, и у нас к каждому празднику было новое платьице. Ткань была самая дешевая, но мы всегда приходили в новых и незамысловатых платьицах. Я всегда хотела велосипед — и мне его купили, когда я была студенткой. А соседний мальчишка, Соседов Колька, взял его покататься и в первый же день разбил. Я мечтала о коньках, но у родителей не было возможности купить хорошие коньки.
Ксюша: — Сегодня девушкам все доступно — все зависит от бюджета и приоритетов. Для кого-то в приоритете сделать губы, а для кого-то — съездить в путешествие. Многие помешаны на внешности. Я не противник каких-то процедур, но некоторые совсем сошли с ума. Например, выбрали себе идеал — Анджелину Джоли — и все хотят быть на нее похожим. Делают скулы, губы. И в итоге получается просто ужас. Я этого немножко не понимаю — мне кажется, у девушки должна быть индивидуальность. Я обожаю стильных, красивых людей.
Выбор в жизни
Светлана Ивановна: — Я параллельно со школой работала в туризме, много путешествовала по стране, но уехать из Благовещенска точно не мечтала. У меня была по молодости странная мечта, сейчас это вызовет улыбку — я хотела, как мама, работать в детском доме и жить в деревне. Мне 78 лет, а я ушла на пенсию только в прошлом году. Сейчас появилось свободное время: я читаю, занимаюсь скандинавской ходьбой — с палками хожу по набережной, а на выходных с дочкой выезжаем гулять на природу.
Ксюша: — А я очень хочу переехать в Москву — это одна из моих главных целей. Это мой любимый город, мне нравится, что там постоянно движуха. В моем окружении большинство тех, кто не хочет уезжать, кому нравится маленький, компактный и уютный Благовещенск. Мне, наоборот, здесь скучновато, а в Москве комфортно. Я знаю, что смогла бы там жить и реализовывать себя. А муж у меня более спокойный, ему нравится здесь. Но, несмотря ни на что, он сказал, что поедет вместе со мной. Это любовь. Настоящая. (Улыбается.)
Светлана Ивановна: — Ксюша, я недавно прочитала стихотворение, мне очень понравилась строчка: «Жизнь порой играет нами, насмехаясь над судьбой, но молва гласит людская: будь всегда сама собой».
Возрастная категория материалов: 18+
«...обожает Чехова, Войнича,..» А разве главный редактор областной газеты не знает,что Войнич это женщина,а не мужчина?Однако...
— Alina