ЕГЭ пройдет по плану
По словам главы ведомства, еще раз переносить уже назначенные даты ЕГЭ в сейчас не планируется. Единый госэкзамен пройдет в сроки, обозначенные на сайте Рособрнадзора.
— У нас ЕГЭ в 11 классах начинается с 8 июня. Сроки сдачи экзаменов в девятых классах также перенесены и начинаются с 9 июня, — пояснила Светлана Яковлева. — С учетом переноса государственной итоговой аттестации будет сдвинут и срок приема документов в учреждения профессионального образования. Мы на официальном сайте министерства образования и науки области об этом информируем.
Светлана Яковлева уверена, что дистанционное обучение не станет помехой для выпускников при сдаче итоговых экзаменов.
— Сразу могу заверить — сдать они смогут. По одной простой причине — очно они учились полных 11 лет, за исключением двух месяцев, которые сейчас у нас проходят в режиме дистанционного обучения. Второе — программы 11-го, как и 9-го, класса сформированы таким образом, что четвертая четверть, вот эти последние месяцы, содержат в основном подготовительный материал для сдачи государственной итоговой аттестации. Это повторение ранее изученного, поэтому абсолютно уверена – ребята смогут сдать! — высказалась министр. — Более того, на сайте федерального института педагогических исследований, на сайте нашего института развития образования ведутся онлайн-консультации, размещены тренировочные контрольно-измерительные материалы, которые можно сейчас прорешать, а на следующей неделе будут выданы ответы. Таким образом ребенок сможет оценить, насколько он подготовлен. То есть все условия для работы выпускника и подготовки к ЕГЭ есть.
Пользователи «Инстаграма» поинтересовались у министра, можно ли каким-то образом минимизировать для школьников сдачу Всероссийских проверочных работ (ВПР). Решить этот вопрос должно на своем уровне Министерство просвещения РФ, пояснила Светлана Яковлева, как только придет официальный ответ, станет ясно, как будут проходить ВПР.
Сроки приемной кампании в вузах будут изменены, обещают в минобре.
В связи с приостановкой очного обучения сейчас встал вопрос и о том, как организовать сессии в вузах и ссузах. Есть вариант провести их в онлайн-режиме. По высшим учебным заведениям окончательное решение будет принято до 30 апреля. По формату сессий в колледжах власти также определятся в ближайшие недели, исходя из эпидобстановки. Средние специальные учебные заведения в дистанционном формате работают до 30 апреля. Кстати, плата за проживание в общежитиях колледжей в период «дистанционки» взиматься не будет. Такое решение принял амурский минобр. Вузы вопросы по поводу оплаты общежитий решают самостоятельно, уточнила министр.
Завершать год досрочно — нерационально
Дистанционно в Амурской области сейчас обучаются школьники в Благовещенске, Свободном, Белогорске и Благовещенском районе. В других местах решение о школьной «удаленке» принимает муниципалитет в зависимости от сложившейся на территории эпидобстановки. При этом завершать учебный год раньше времени из-за коронавируса в Амурской области не планируют.
— Мы считаем, и такое решение принято коллегиально, что заканчивать досрочно учебный год в нашем регионе нерационально по двум причинам. Первая — у нас эпидемилогическая обстановка не такая напряженная, она находится под контролем, мы согласовываем все свои действия с Роспотребнадзором по Амурской области (причем не только в режиме работы оперативного штаба, но и помимо этого, в кратчайшие сроки). Коронавирус пройдет, а вот качество знаний должно остаться, — подчеркивает Светлана Яковлева. — Поэтому сегодня в тех территориях Амурской области, где это возможно, обучение переходит в очный режим. Там, где эпидобстановка ухудшается, обучение должно продолжаться в дистанционном режиме. Учебный год мы закончим в обычный срок. С учетом того, что в следующем году надо будет дополнительно возвращаться и повторять пройденный сейчас материал, и проверять качество его усвоения.
Будут ли проводиться последние звонки и выпускные вечера в школах, также зависит от эпидобстановки. Такая же ситуация с детсадовскими выпускными. Пока массовые мероприятия в регионе по-прежнему запрещены.
Младшекласников могут отправить на каникулы раньше
Возможно, амурских младшеклассников отправят раньше на каникулы. Такой вариант сейчас рассматривают в минобре.
— Мы прорабатываем этот вопрос. Я сама бабушка, у меня есть внук-первоклассник. Сразу возникает вопрос: в чем разница между дистанционным обучением и тем, что малыш просто сидит дома. Даже если мы отправим начальные классы на каникулы, все равно во многих семьях дети будут сидеть дома одни, когда родители на работе. На «дистанционке» малыши хотя бы заняты, они обучаются, смотрят электронные ресурсы, рекомендованные педагогами и родителями. Я считаю, что больше пользы будет для младшеклассников, если их пребывание дома будет более организованным. Но пока вопрос по младшеклассникам у нас в разработке, — объяснила министр.
Учебную нагрузку будут снижать
По словам Светланы Яковлевой, недовольство родителей, чьи дети обучаются дистанционно, во многом связано с высокой учебной нагрузкой. Зачастую школьники, в том числе и младшего возраста, получают слишком большие домашние задания.
— Прежде всего вопрос о высокой нагрузке нужно адресовать директору школы, завучу, классному руководителю. Мы видим, что в некоторых школах и классах действительно есть такие перекосы, когда выдается огромное количество заданий и, что самое недопустимое, еще и требуется исполнить их в короткие сроки, — заметила глава минобрнауки. — Это недопустимо. У учителя стоит большая задача не только организовать дистанционное обучение в режиме онлайн, но и пересмотреть содержательную часть как того, что доносится до ребенка, так и того, что проверяется. Когда на уроке музыки детям задают дома составить презентации, наверное, это неправильно.
При этом Светлана Вячеславовна подчеркнула, что указать педагогу, как учить детей, минобр не может. Но в виде рекомендации посоветовала тем же учителям музыки давать другие задания. Например, задавать прослушивание классической музыки с последующим рассказом о том, что ребенок в этой музыке услышал и понял.
— Сегодня у нас состоялся очень конструктивный разговор с институтом развития образования, методические рекомендации педагогам по снижению нагрузки на детей будут даны, и, более того, это будет поставлено на контроль, — пообещала министр. — Еще раз хочу сказать, все рекомендации школам направлены на то, чтобы максимально снизить нагрузку. Пересмотреть содержательную часть предметов, оставляя только самое главное, самые нужные составляющие в новой теме. По поводу того, в каких предметах можно перейти на более щадящие домашние задания, тоже даны рекомендации.
Стандартов «дистанционки» нет
На самом деле дистанционный формат обучения школьников начали постепенно внедрять в стране несколько лет назад. В 2012 году его узаконили, а в 2017-м разработали порядок дистанционного обучения. Какую-то часть амурских педагогов даже успели подготовить к такой работе (возможности дистанционного обучение планировали использовать более активно), но обучить всех не успели, рассказала Светлана Яковлева.
Требования к дистанционному образованию сейчас определяет сама школа, так как стандартов такого обучения пока нет. В частности, не регламентируется выбор платформы, на которой с детьми будет работать в онлайне педагог. Использовать для проведения видеоконференций со школьниками можно любые сервисы, в том числе ZOOM, это не запрещено, подчеркнула министр.
— Мы должны с вами понимать, что учитель, который ведет урок в режиме онлайн, определяет платформу, исходя из количества детей, имеющих возможность подключиться, а также учитывает удобство для той темы, которую преподает. Поэтому выбор платформы абсолютно свободен — учителя могут ее определять, посоветовавшись с родителями и с детьми. Мы провели мониторинг и видим, что у нас, помимо ZOOM, очень активно используют и «Скайп», и разные мессенджеры. Вариантов предостаточно, все исходят из технической возможности, — пояснила руководитель минобра.
Между тем ведомство рекомендовало амурским педагогам не проводить длинные онлайн-уроки по 40 минут, а предпочесть 20-минутный вариант.
Двойки ставить не стоит
«Можно ли ставить два на дистанционном обучении?» — с обидой поинтересовалась у министра одна из зрительниц прямого эфира.
Светлана Яковлева призналась: «Если бы я снова работала в школе, в этой ситуации все-таки двойки не ставила. Но официально мы не можем педагогу запретить ставить двойки, у нас нет таких полномочий». Вместе с тем, подчеркнула она, минобр уже направлял по этому поводу рекомендации и убеждал педагогов ставить сейчас только положительные оценки. «Потому что темп усвоения разный. Освоить через дистанционное обучение материал не так легко даже для взрослого, а тут ребенок. Считаю, что это не совсем правильно, когда педагог пытается ставить двойку в такой ситуации. Учитель должен просто сказать ребенку: «У тебя не получилось. Давай вместе разберемся, почему не получилось».
— Вот это будет правильное оценивание и правильное действие педагога. А двойками мы качество образования не поднимем. Ошибка в задании – это повод для учителя вернуться к этой теме и помочь ребенку, — настаивает Светлана Вячеславовна.
А вот что касается отметок о пропусках урока («энок»), то фиксировать факт невыхода школьника на обучение необходимо, считает глава минобра. Но дальше нужно разбираться, что кроется за отсутствием на уроке. Буква Н — информация для родителей. Надо выяснять, в чем причина пропуска: школьник заболел или просто не захотел выйти в эфир с учителем.
Амурские школы-интернаты, где живут дети-сироты, также находятся на дистанционном обучении. Накануне минобр провел выездную проверку по этим учреждениям.
Совет от министра: как организовать учебу на «удаленке»
Светлана Яковлева, которая сама была школьным учителем, ответила на вопрос о том, как сама бы организовала дистанционное обучение.
— Наверное, я бы начала с того, что посмотрела на возможности моих учеников, на то, что они могут, на какой платформе им удобнее работать, будет ли это действительно эффективно проходить в режиме онлайн, через конференц-связь, — перечислила первые шаги глава минобра. — Второе — я бы все-таки обозначила детям финал моей работы. Как учитель физики, я бы сказала, что в конце нам, ребята, надо вот это знать и понимать. А вот эти знания вам пригодятся в жизни, даже если вы не сможете их рассчитать по формуле. Ну, важно знать, например, правила безопасности, связанные с электричеством, пригодится и умение использовать какие-то приборы. Сказав детям, какие знания мне нужно будет получить от них от них через 2—3 урока, я бы начала выстраивать с ними в разных вариантах диалоги. Может быть, сначала проводила со всем классом занятие, а вечером — с одним или двумя учениками. Если я с детьми этими до этого работала, я знаю, кому надо больше помочь. Я бы выстроила дистанционное обучение, исходя из понимания возможностей своих учеников. Одному достаточно учебник прочитать, и он сам может «уйти» вперед своих одноклассников, а другому надо больше внимания.
Родителей Светлана Яковлева предложила позвать к себе в союзники и совместно — учителям и семье — помочь детям участвовать в дистанционном обучении. «Организуйте для них режим. Поставьте рядышком с занимающимся ребенком чай, яблоко, купите ему шоколадку. Ему будет комфортно слушать учителя на «дистанте» — и попить может, и поесть, — посоветовала министр. — Дисциплина здесь не в том, чтобы не шуметь, дисциплина в том, чтобы слушать и понимать, что эти знания — гарантия твоего успешного будущего».
«Научите детей преодолевать трудности»
Зрители эфира, вымотанные дистанционным обучением, из-за которого каждому родителю приходится активно помогать отпрыскам осваивать материал и корпеть вместе над домашними заданиями, поинтересовались — а может пора уже семьям, а не учителям, платить за обучение.
Министр напомнила, что обязанность обеспечить образование, сохранение здоровья у детей возложена на родителей: и Конституцией РФ, и 63-й статьей Семейного кодекса. «Поэтому, наверное, все-таки доплачивать родителям за дистанционное обучение мы не будем. Тем более что работа учителями ведется, — подчеркнула Светлана Яковлева. — Труд учителя состоит не только из объяснения материала, но и из разработки и корректировки учебных программ, выдачи домашних заданий и их проверок, о которых упоминают родители, и заработная плата педагога не определяется только сообщением новых знаний. Поэтому, я думаю, здесь нам все-таки надо быть вместе, на одной стороне. Если вы считаете, что учитель перегружает вашего ребенка домашним заданием, обращайтесь к директору школы».
Руководитель минобра акцентировала: цель у родителей и учителей одна. Во-первых, это здоровье детей. Во-вторых — необходимость «в этих тяжелейших условиях» давать качественное образование.
— Третье — это воспитательная составляющая. Не забывайте, уважаемые педагоги и родители, что когда мы говорим что-то ребенку, мы не только сообщаем какой-то факт, но еще и воспитываем. Умение переживать трудности, которое сейчас требуется — это и есть тот аспект воспитания, которому мы вместе можем научить детей. Мы можем научить их быть вместе, и не хандрить, а преодолевать трудности, — рассчитывает руководитель ведомства.
Один компьютер на всех
Порядка 10 процентов амурских школьников не могут подключиться к интернету, выяснили в минобрнауки региона. Проблемы в некоторых семьях возникают, в том числе, из-за нескольких учащихся, которым одновременно нужно участвовать в онлайн-уроках.
— Мы считаем, что родители сами должны посмотреть, какой ребенок более успешен в обучении, и решить, кто в приоритете слушает уроки онлайн. Рекомендуем им все-таки уступать место у компьютеров в первую очередь младшим школьникам. Кроме того, при отсутствии понимания со стороны учителей и классных руководителей проблемы (с одним компьютером в доме и большим количеством детей) надо обращаться к директорам школ. Там есть возможность принятия решения по пересмотру расписания и форм обучения детей в таких семьях, — объяснила Светлана Яковлева.
Кому положены сухпайки
Задавали во время эфира вопросы про школьное питание в условиях дистанционного образования. Продуктовые наборы в Амурской области выдают сейчас детям-инвалидам. Так регион выполняет федеральный закон об образовании.
— Сухие пайки формируются, исходя из договоренности со школой и родителями. Кто-то получает продуктовые наборы через день, кто-то раз в неделю, кто-то в другие сроки. Требования к пайкам по наличию того или иного перечня продуктов отсутствуют. Но еще на прошлой неделе минобрнауки отправило письмо в органы местного самоуправления, где мы рекомендовали в такие продуктовые наборы включать все-таки больше продуктов, из которых можно приготовить горячее питание, — поделилась Светлана Яковлева. — По поводу организации питания других категорий школьников вопросы от родителей звучат в основном так: будут ли кому-то выдаваться сухие пайки и куда денутся потом деньги, предназначенные для организации школьного питания. Мы отвечаем: эти деньги никуда, кроме как на школьное питание, направляться не будут.
Министр заметила: находясь дома, ребенок из благополучной семьи не будет долго находиться без еды. «Дома рядом родители, а если они на работе, в любом случае можно в домашних условиях и яблоко съесть, и чай попить», — говорит руководитель ведомства. Другое дело, если семья многодетная или малообеспеченная. Поэтому сейчас решается, как помочь продуктовыми наборами малоимущим категориям школьников.
— Вопрос прорабатывается не только на уровне министерства образования, так как учет таких категорий детей ведет министерство социальной защиты населения. Будет готовиться нормативный документ, поэтому нам нужна помощь министерства юстиции. Возможно, уже в начале следующей недели будет принято решение, — надеется Светлана Вячеславовна.
В детские лагеря не продают путевки
Продажу путевок в детские лагеря — пришкольные и загородные — пока пришлось приостановить до 1 июня.
— Как сложится оздоровительная кампания, зависит от эпидситуации, — констатировала министр. — Мы не можем сейчас сказать, что лагеря будут работать. Если ситуация ухудшится, все придется останавливать. Дополнительные разъяснения еще будут даны. Наши учреждения дополнительного образования готовятся к проведению оздоровительной кампании, но пока, до 1 июня, продажа путевок остановлена. Их можно либо вернуть и получить деньги, либо согласовать с лагерем перенос сроков.
Другие организации дополнительного образования также не работают. К штатному графику разрешат перейти только тогда, когда в области снимут ограничительные мероприятия. Почему учреждениям допобразования работать нельзя, а школам можно, родители спросили в прямом эфире.
— Дополнительное образование не является основополагающим. В отличие от школьного, по которому проходит государственная итоговая аттестация, и которое человек должен получить, чтобы были гарантии достойного будущего. Но там, где возможно, допобразование проходит в дистанционном режиме. Там, где невозможно, предлагаем пересмотреть программы. И когда ситуация с эпидобстановкой более менее нормализуется, выдать ту часть программ, которую не было возможности реализовать сейчас. В любом случае мы в первую очередь руководствуемся сохранением здоровья детей и недопущением распространения коронавирусной инфекции в области, — сообщила родителям Светлана Вячеславовна.
Дежурные группы в детских садах продолжают работать
Также зрители эфира поинтересовались работой детских садов. В частности, уточнили, можно ли попасть в дежурные группы по желанию. Сейчас такие группы работают в дошкольных учреждениях Благовещенска, Свободного, Белогорска и Благовещенского района — там, где ограничительные меры более жесткие: детские сады для всех малышей закрыты, а школы учат дистанционно.
— Если кто-то считает, что его ребенок должен посещать дежурную группу, нужно обратиться к заведующей детским садом, она объяснит, как попасть туда. Но нужно понимать, что дежурные группы формируются в первую очередь для семей, где родители работают врачами, в полиции, на предприятиях, обеспечивающих жизнедеятельность, то есть это коммунальные структуры, — напомнила Светлана Яковлева. — Перечень этих организаций утвержден постановлением губернатора Амурской области номер 190. Желающих просто так пойти в дежурную группу, к сожалению, на сегодняшний день принять не могут.
10 апреля оперативный штаб по коронавирусу рекомендовал органам местного самоуправления принимать решения об открытии дежурных групп самостоятельно, с учетом эпидемиологической ситуации в конкретной территории. «То есть, если потребность в дежурных группах увеличивается в связи с тем, что часть системообразующих предприятий и предприятий непрерывного цикла работают во время периода самоизоляции, то группы можно открывать дополнительно. Главное условие — они не должны быть большими, только до 12 человек. Второе — необходимо соблюдение всех мер предосторожности», — пояснила министр.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии