• Фото: Архив АП
  • Фото: Архив АП
  • Фото: Архив АП

В обход закона

В России с 5 мая начал действовать новый закон о запрете розничной продажи алкогольной продукции в заведениях общепита с залом обслуживания посетителей менее 20 «квадратов», расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях. Его цель — вытеснить с рынка мелкие «наливайки».

Такие точки зачастую становятся объектом жалоб жильцов многоквартирных домов. Понятное дело, что на площади меньше 20 квадратных метров полноценный бар не обустроишь, да и выпить бутылку на месте попросту не дадут. Поэтому покупатели выходят на улицу и устраивают «бар» с «караоке» и «туалетом» на ближайшей скамейке. 

Зачем же тогда предприниматели указывают при оформлении своего бизнеса, который, по сути, работает как магазин, вид предпринимательской деятельности «общепит»? Все просто — таким образом они обходят ограничения о запрете на продажу алкоголя для магазинов. В Амурской области торговать спиртным в розничных магазинах можно с 11 утра до 9 вечера. Также нельзя продавать алкоголь в дни, определенные распоряжением правительства — как правило, во время проведения массовых праздничных мероприятий. Понятное дело, что в такие дни спрос на спиртное повышен, но запрет направлен именно на недопущение излишнего потребления и спонтанных покупок, когда человек уже находится «под градусом».

Если сети и крупные магазины выполнят предписания (штрафы для них весьма серьезные, а наплевательское отношение к требованиям может привести вплоть до потери всего бизнеса), то мелкие «псевдобары», пользуясь правом точек общепита, обходят требования к алкогольным магазинам.

Такая ситуация характерна не только для Амурской области, но и для всей России. Поэтому и был принят федеральный закон, запрещающий работу подобных точек. Настоящих баров он не должен коснуться — площади у реальных точек общепита ощутимо больше. При этом псевдобарам не запрещено торговать алкоголем в розницу, необходимо лишь подчиниться требованиям законодательства и стать алкомагазином не только фактически, но и юридически.

Кстати, в Приамурье несколько таких точек даже сработали на опережение из-за пандемии.

— До конца прошлого года несколько объектов нашей сети работали в формате баров. Это было связано с тем, что у нас изначально был такой формат заведения, — рассказал АП представитель сети «Вино-Водочный». — Постепенно мы переводили наши точки в формат магазинов. К этому году у нас оставались пара объектов общественного питания. Но поскольку из-за пандемии общепит начали ограничивать в работе, мы сменили формат наших заведений на магазины. Разливные спиртные напитки мы не продаем, поэтому ни один из наших магазинов не попадает под ограничения нового закона.

Тех магазинов с алкогольной продукцией, которые работали по всем правилам до появления закона, нововведения не коснутся.

— Легальная торговля спиртными напитками — это всегда лицензированная деятельность и пристальное внимание со стороны властей и регуляторов, — комментируют представители сети «Винлаб» в Амурской области. — Наша сеть федеральная, работаем в полном соответствии с законодательством. В отличие от точек, которые оформлены как предприятия общественного питания, мы не продаем алкоголь до 11 и после 21 часа, закрываемся в дни, когда продажа алкоголя запрещена. Но считаем эти меры обоснованными, направленными на профилактику бесконтрольного потребления спиртного. Новые ограничения в законодательстве не коснутся наших магазинов, так как наши общероссийские классификаторы видов экономической деятельности соответствуют реальной деятельности.

Без права на разлив

Владельцы таких «пивнушек» заявляют: они бы и рады работать в формате алкомагазинов, но им мешает региональное постановление. Дело в том, что в Амурской области запрещено торговать разливными спиртными напитками в магазинах, которые находятся в многоквартирных домах. А абсолютное большинство таких псевдобаров продает в первую очередь пиво в кегах.

— У нас, как в сказке: налево пойдешь — федеральный закон нарушишь, направо — областной. Да, у нас все пивнушки в городе в помещениях, которые находятся в многоквартирных домах, оформлены как бары. И все об этом знают, но выхода нет! — делится на условиях анонимности владелец одного из таких заведений в Благовещенске. — Виной всему — областной закон. И я не понимаю, почему к алкомаркетам претензий нет, а разливному напитку — красный свет! Кокая разница, в бутылках пиво или на розлив?

Чтобы продолжить работу, такие «пивнушки» должны не только официально стать магазином, но и убрать разливное пиво из продажи, заменив его на бутылочное. Но в этом случае рентабельность бизнеса вызывает сомнение у его владельцев.

— Разливное пиво покупают около 70—80 процентов покупателей. Этот продукт значительно отличается от бутылочного аналога. Пиво в кегах — свежее, ароматное и имеет широкую линейку вкусов, — говорит владелец сети Пив&Ко Андрей Губенин. — Да, маленькие магазины нашей сети в многоквартирных домах работают в формате баров. К нашим точкам у жителей нет претензий. И зачем всех стричь под одну гребенку? Нужно наказывать тех, кто нарушает порядок. Среди наших клиентов большинство — люди среднего достатка и выше среднего. Они не устраивают дебошей в подворотне. В конце концов, человек от бутылки пива опьянеет гораздо меньше, чем от бутылки водки.

По словам Андрея Губенина, его сеть готова выполнять требования, предъявляемые к алкогольным магазинам, но хотели бы сохранить возможность продавать разливное пиво. Однако пока разъяснений от властей он не получил, потому занял выжидательную позицию: «В Якутии алкоголем торгуют с двух дня до шести вечера. Лучше ограничить время для работы всех алкогольных магазинов, но оставить выбор покупателям».

Чем не устроило разливное пиво?

На первый взгляд, возмущение владельцев пивных магазинчиков в жилых домах по поводу того, что «алкомаркеты не трогают, а зажимают тех, кто продает разливное», кажется оправданным.

С 2016 года в Амурской области запрещена продажа разливного пива в торговых точках, расположенных в жилых домах. Тогда же вступил в силу закон, согласно которому продавать спиртное в регионе можно с 11 до 21 часа по местному времени и до 23 часов в ресторанах и кафе, если они расположены в отдельно стоящих нежилых зданиях. Но с 2017 года субъекты потеряли право вводить дополнительные ограничения в отношении розничной продажи алкоголя при оказании услуг общественного питания, поэтому сейчас все объекты общепита Амурской области могут продавать спиртное круглосуточно.

Этому решению предшествовала настоящая война амурчан с пивнушками в многоквартирных домах. Жильцы, недовольные таким соседством, писали во всевозможные инстанции, обращались в СМИ и требовали убрать «наливайки» с первых этажей. Тогда же инициаторы борьбы обратились в Общественную палату России — к тому моменту в Благовещенске было открыто более тысячи точек, где можно было купить алкоголь.

В итоге продавать разливное пиво в магазинах, которые находятся в жилых домах, запретили. Однако «наливайки» не расстроились, закупили по паре барных столиков и пластиковых стульев и официально стали барами, продолжая работать в том же формате, что и прежде. Бонусом от нового статуса стала возможность продавать пиво до 11 вечера и не подчиняться запрету о закрытии алкомагазинов в праздничные дни.

На вопрос, почему объектом ограничения стало именно пиво, есть два ответа. Первый — этический. Тогда в СМИ звучала информация о том, что пивной алкоголизм развивается быстро и незаметно, что особенно опасно для детей и женщин.

Большинство владельцев псевдобаров отказались давать комментарии АП.

Вторая причина менее очевидная. Дело в том, что для торговли пивом, пивными напитками, сидром, пуаре и медовухой не нужно регистрировать юридическое лицо — достаточно оформить ИП. И, кстати, абсолютное большинство пивнушек в Амурской области именно так и делают. Сравните: чтобы открыть алкомагазин, который будет продавать вино, водку, мартини и любые другие спиртные напитки, необходимо оформить юридическое лицо и соответствующую лицензию, получить разрешение на открытие алкогольного магазина (по каждому помещению специальная комиссия принимает отдельное решение), также подключиться к системе ЕГАИС и контролировать с ее помощью местонахождение каждой бутылки. А вот индивидуальные предприниматели, реализующие пиво и пивную продукцию, должны передавать в ЕГАИС только сведения о факте ее закупки у поставщика. При этом предоставлять информацию о розничных продажах алкоголя они не обязаны.

Также алкомаркеты должны соблюдать все «алкогольные» законы, проходить проверки, которым регулярно подвергаются магазины со спиртным. В целом у юридических лиц гораздо строже отчетность и надзор (размеры штрафов за нарушения для ИП и юрлиц различаются в разы). Все эти шаги стоят немало средств, требуют соответствующих юридических знаний и отнимают много времени.

Гораздо проще найти помещение, оформить ИП и начать продавать пиво. Однако получить хорошую выручку на бутылках на одном только пиве и его производных, невозможно — ассортимент не так велик. А вот разливное позволяет таким «наливайкам» выделиться в отдельную нишу и получить своего клиента. Кроме того, значительно повышает рентабельность рынка и продажа пива после девяти вечера, когда законопослушные конкуренты — алкомаркеты — уже закрыты.

Так что новый федеральный закон действительно сможет стать причиной закрытия пивнушек в многоквартирных домах. На первом этапе — маленьких, с залом обслуживания меньше 20 квадратных метров. Но регионам дано право ужесточать федеральную норму. А учитывая, что жалобы на псевдобары на первых этажах жилых домов продолжают поступать от амурчан еженедельно, область, скорее всего, воспользуется возможностью очистить дворы от клиентов наливаек.

МНЕНИЕ

Виктор Радченко, председатель комитета Заксобрания по вопросам экономики и собственности области:

— Что такое 20 квадратных метров? Это чуть больше стандартной жилой комнаты обычной городской квартиры. Понятно, что на такой площади полноценно обслуживать посетителей заведение просто не сможет. А значит, скорее всего, оно является точкой продажи алкоголя на вынос. «Наливайки» маскируются под бары и закусочные с целью продолжать торговлю алкоголем и ночью. Большинство из них при этом располагаются на первых этажах жилых домов, население которых часто жалуется на шум и беспорядок. Некоторые предприниматели и юридические лица получили по 2—3—4 взыскания. Однако даже при том, что штрафы вовсе не копеечные, практически все лжебары продолжают работать. Поэтому, разумеется, я считаю федеральную инициативу правильной и справедливой. Мест, где можно цивилизованно поужинать, в Благовещенске хватает. А открывающиеся новые кафе и бары, если они таковыми себя позиционируют, должны обеспечивать посетителям достойные комфортные условия. Чего на 20-ти «квадратах» сделать проблематично.

Знаю, что многие регионы намерены воспользоваться правом еще более ужесточить правила вплоть до полного запрета розничной торговли спиртным в точках общественного питания в многоквартирных домах. Федеральный закон нам такую возможность предоставил. По какому пути пойдет Амурская область – пока говорить рано. Законодательное собрание совместно с минэкономразвития изучит ситуацию на рынке и на основе подготовленных предложений примет решение.

«В суде доказываем, что псевдобар — это магазин»

Татьяна Величко, замминистра экономического развития и внешних связей Амурской области:

— К сожалению, в погоне за прибылью предприниматели часто забывают о том, что, заявляясь объектом общественного питания, они обязаны работать именно по этому направлению, а не обходить антиалкогольное законодательство, пользуясь правами общепита. Бар — это не просто объект с вывеской и парой столиков, это место с созданием условий для потребления продукции на месте. При этом алкоголь в таких объектах должен продаваться только при оказании услуг общественного питания. То есть первично питание и отдых, а алкогольная продукция выступает возможным дополнительным элементом времяпрепровождения в объекте. Обязательное условие работы общепита — алкоголь употребляется на месте, в зале! — говорит замминистра экономического развития и внешних связей Амурской области Татьяна Величко. — Однако выпить там покупателям не дадут: даже если люди, зная свои права, пытаются сесть за столики, их просят покинуть магазин. До сих пор в некоторых таких псевдобарах стоят таблички «заказ столика — 2 000 рублей».

Мы регулярно проводим проверки проблемных точек и в суде доказываем, что они выполняют функцию магазинов, а не объектов общественного питания. При этом с лицензиатами, имеющими лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, таких проблем нет. Они выполняют требования законодательства. А вот «бары» с разливным пивом в многоквартирных домах пытаются обойти закон для круглосуточной реализации пива. С 2016 года «псевдобары», расположенные в многоквартирных жилых домах, должны были переехать или сменить формат — переключиться на другие услуги. К сожалению, больше половины таких объектов продолжают свою работу даже после привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности.

При этом, когда хозяйствующий субъект неоднократно привлекается к ответственности и наконец понимает, что обойти закон далее без штрафов невозможно, он перепродает бизнес, не погружая своего покупателя в будущие сложности с законом. Но есть и такие, которые намеренно открывают псевдобары, считая, что о его деятельности не узнает надзорный орган или его прибыль перекроет сумму штрафов.

«В окна жильцов летели бутылки»

Если до 2016 года и введения запрета на продажу разливного пива в жилых домах таких точек в области было около сотни, то теперь их стало значительно меньше — 65. Теперь возможности для открытия и соответствия деятельности по реализации пива на розлив в псевдообщепитах в многоквартирных жилых домах не осталось.

— Раньше субъекты не могли привлекать к ответственности такие объекты. Сейчас мы имеем возможность составлять протоколы, выносить постановления, выходить с контрольными закупками. Это очень важная для общества работа. Амурчане постоянно жалуются на проблемы, связанные с работой таких псевдообщепитов, — подчеркивает замминистра экономического развития и внешних связей Амурской области Татьяна Величко. — Людей беспокоит антисанитария вокруг таких объектов, потому что покупатели, приобретая пиво на розлив, обычно выходят на улицу, громко общаются, слушают музыку на большой громкости, например из машин, справляют нужду во дворах. Могут курить, и дым летит в окна к жильцам нижних этажей. При этом такие люди, как правило, неадекватно реагируют на просьбы освободить площадку, перестать нарушать спокойствие. Зачастую в окна летят бутылки с недопитым пивом. Поэтому министерство будет продолжать активную работу в этом направлении для создания условия спокойного проживания людей в многоквартирных жилых домах.

Амурчан просят сообщать о нарушениях на горячую линию

В регионе уже несколько лет существует горячая линия по вопросам нарушений, связанных с работой псевдобаров. Человек может не только позвонить на номер 8-914- 538-39-80, но и оставить сообщение в WhatsApp. Фотографии, подтверждающие факты нарушения, также приветствуются.

— Мы с готовностью принимаем все сообщения от граждан. Каждое из них фиксируется в журнале учета и в обязательном порядке отрабатывается, — подчеркивает Татьяна Величко. — Мы проводим соответствующие мероприятия и принимаем меры. Результат работы виден по количеству обращений. В прошлом году на горячую линию поступило 37 обращений, это в 2 раза больше, чем в 2018-м. На сегодняшний день количество жалоб — более 20. Напомню, что за продажу разливного пива в тару объемом больше полутора литров также накладывается штраф.

«Большие пивнушки не ускользнут»

Новый закон коснулся точек с площадью зала и зоны обслуживания менее 20 «квадратов». Однако регионы могут и увеличить этот параметр.

— Чтобы понять, нужно ли ужесточать меры, сейчас мы анализируем размеры залов обслуживания реальных точек общепита. Добросовестные предприниматели не должны пострадать от запретов. По предварительной информации, площадь залов в таких местах начинается от 40 квадратных метров, — говорит замминистра экономического развития и внешних связей области Татьяна Величко. — По федеральному закону, изменения в котором вступили в силу 5 мая этого года, площадь зала обслуживания для посетителей включает только площадь, предназначенную для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров (без учета площади расчета). После того как мы сведем всю информацию, сможем сформулировать предложения по размеру площадей для точек общепита, продающих спиртное в жилых многоквартирных домах и, возможно, на прилегающих к ним территориях. И затем можно будет принимать соответствующие нормативные правовые акты на региональном уровне.

МНЕНИЕ

Контролировать пивнушки смогут муниципалитеты

Вячеслав Логинов, председатель Заксобрания Амурской области:

— За исполнением антимонопольного законодательства следит в первую очередь министерство экономического развития Приамурья. Однако в области около семи тысяч точек, торгующих спиртным. Одному ведомству охватить сразу все такие магазины и объекты общепита довольно сложно. Поэтому 22 мая депутаты амурского Заксобрания утвердили передачу отдельных госполномочий по осуществлению контроля за розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции пяти муниципалитетам: Тынде, Тындинскому, Зейскому, Октябрьскому и Тамбовскому районам. Приступить к работе они должны будут с 1 января 2021 года. С прошлого года такими же полномочиями владеет Белогорск и Сковородинский район.

Теперь муниципалитеты могут самостоятельно, не дожидаясь приезда уполномоченных лиц из столицы региона, наказывать предпринимателей и организации за продажу спиртного несовершеннолетним, за производство и оборот без лицензии, за невыполнение своих же предписаний по устранению нарушений и так далее. Практика оказалась весьма успешной: меньше чем за год специалисты администраций Белогорска и Сковородинского района провели 38 проверок объектов, в том числе по жалобам жителей, изъяли свыше 1 800 литров контрафактного алкоголя. Эффект налицо. Соответственно, практику стоит продолжать.

Возрастная категория материалов: 18+