Ливни и холод в июне: найти виноватого
Заканчивающийся июнь в Амурской области поставил сразу несколько рекордов. «Ну хоть что-то хорошее, не зря это все было», — невесело шутят синоптики. Для них погода за пределами нормы — большая головная боль, особенно в летний период, когда делать прогнозы в разы сложнее.
— На севере у нас нормальное, солнечное лето — там +25. В районах по осадкам либо норма, либо нехватка. А вот на юге Амурской области стабильно превышение. Благовещенск перекрыл все рекорды: на вечер 28 июня мы фиксируем 251,5 мм — это абсолютный рекорд июня. Самый дождливый июнь до этого был зафиксирован в 1931 году. Тогда в первый месяц лета выпало 235 мм. Кроме того, 24 июня 2020-го стал самым холодным днем за всю историю — до этого максимальная температура этого дня была также в 1931-м (+16,6), а в этом году максимум дня составил +13,1 градуса. В целом пока отмечаем, в июне на юге области температура на 5—7 градусов ниже нормы, а на севере — на 2 градуса выше, — рассказала Елена Печкина.
При этом синоптики уверенно отвечают на вопрос, кто виноват в таком холодном и мокром июне. Оказывается, у виновного есть имя — Гавайский антициклон. Именно его расположение в этом году решило судьбу погоды на юге области.
— Вообще в Амурской области, вопреки уверенности многих, не резко континентальный климат, а континентальный климат с муссонными признаками. Именно этот муссон определяет, что максимум осадков, который выпадает в Амурской области, приходится именно на летний период. Иногда этот муссон гораздо активнее. Поведение циклонов в этот период зависит от Гавайского антициклона. Летом он находится в Тихом океане, а над сушей — Южно-Азиатский циклон, — объясняет Елена Печкина. — Вот, смотрим на карту: чаще всего центр Гавайского антициклона находится далеко в океане, а значит, ничего не мешает циклонам, которые смещаются по территории нашей области, спокойно проходить, принося какие-то осадки, и уходить дальше по своей обычной траектории. В этом же году центр Гавайского антициклона находится здесь, очень близко к побережью, в Охотском море. Поэтому он не пускает циклоны дальше. Они доходят до этой зоны высокого давления и находятся здесь, пока не заполнятся — проще говоря, пока не умрут. В лучшем случае заполнятся и все. Но когда они стационируют, а внутри циклона циркуляция атмосферы против часовой стрелки, то весь холодный и мокрый воздух идет на территорию Амурской области. Поэтому у нас так холодно и дождливо. При этом север области не затрагивает, вся холодная и мерзкая погода идет на юг. Это термин «восточный вынос». Когда он прекратится, тогда у нас наступит то самое полноценное лето.
+18,8
градуса — среднесуточная нормальная температура июня в Благовещенске
Как поясняют специалисты, именно из-за такого поведения Гавайского антициклона и бывают в Амурской области особо дождливые летние месяцы, такие как в 2013 году. Однако картина всегда уникальна, и если антициклон снова блокирует циклоны, это не обязательно грозит наводнением.
— На самом деле идентичная ситуация невозможна. То есть одно небольшое смещение — и картина сразу же меняется. Например, в 2019 году сложилась уникальная ситуация: это был единственный циклон, который за несколько дней вылился на реках Селемджа и Нора. А в 2013-м, кроме того, что выходящие на область циклоны стационировали здесь же, периодически с Южного моря выходили другие циклоны, которые усугубляли ситуацию, и дождь лил полтора месяца именно над Зейским районом. И если брать отдельно июнь, то в этом году он не похож на июнь 2019-го, но при этом очень похож на июнь 2009-го — и тогда никакого наводнения не было. Все слышали термин «дальневосточная депрессия». Она у нас регулярно бывает, но бывает, что она развивается, бывает — нет. Все зависит от того, насколько долго она у нас задерживается. И в ближайшее время мы видим изменения: антициклон уходит дальше в океан, освобождая место, начинается также трансформация воздушной массы — наконец потихоньку будут выходить юго-западные потоки. Соответственно, будет меняться в сторону повышения температурный фон не только на севере области, но и на юге. При этом, безусловно, ничего не мешает антициклону вернуться к побережью. Поэтому сказать, на какой срок желанное жаркое и сухое лето вернется в наш регион, то есть сделать долгосрочный прогноз, невозможно, — отмечает Елена Александровна.
Нормальное лето будет
С выходных в Амурской области температура воздуха начала повышаться, и к началу июля термометры наконец-то покажут около +30 градусов. Однако расслабляться амурчанам не приходится. При таком количестве влаги и повышении температурного фона нас ждут локальные грозовые дожди — бич Амурской области. Поэтому и осадки разной интенсивности, и местами град — разные сюрпризы может принести капризное амурское лето в ближайшем будущем. «То есть было аномальное, а начнется нормальное лето, — шутят в Гидрометцентре. — Вот такой у нас регион! Нам расслабляться нельзя, так как мы находимся в зоне противоборства двух барических систем, а значит — в зоне атмосферных фронтов. Именно с Амурской области начинается все неприятное в погоде на Дальнем Востоке, что потом уходит в соседние регионы. Так мы географически и климатически расположены».
Долгосрочные прогнозы — неблагодарное дело
Амурский Гидрометцентр не делает долгосрочных прогнозов. Максимально точный прогноз наши специалисты дают на 2—7 дней. Долгосрочные же прогнозы составляют по определенной методике: ищется год-аналог за весь период наблюдений, когда атмосферные процессы вели себя примерно так же, накладывается на существующую модель, и тогда делается прогноз. Но оправдываемость таких прогнозов невелика. И не только в России, а в принципе во всех зарубежных службах долгосрочные прогнозы с высокой точностью пока не составляют. И если в интернете вы наткнулись на обещание жары или холода на какой-то сезон, скорее всего, это просто интерпретация тенденций. Точности этой информации доверять не стоит, уверены амурские специалисты.
— Последнее время слышу часто возмущения: «Где обещанное аномальное жаркое лето?!» Честно говоря, я не понимаю. А кто вам это пообещал? Да, сейчас долгосрочные прогнозы стали точнее, чем 20 лет назад, ведь появились технические новинки. Но выйти на абсолютную оправдываемость долгосрочного прогноза по всей территории нашего огромного государства на 100 % — это просто невозможно. И ждать того, что московские синоптики могут дать точный прогноз на лето в Благовещенске, это как минимум странно, — отмечает Елена Печкина. — Кстати, даже если на одну карту посмотрим мы и синоптик другого региона, то точнее прогноз будет именно у амурчанина. Потому что мы знаем не только свой климат, но и особенности рельефа, географическое положение, учитываем то, чего не знает синоптик другого региона. Например, разница температур в зимний период между Благовещенском и Сергеевкой Благовещенского района может быть 20 градусов. Только амурский специалист знает эти микроособенности. Второе: я сама лично не читала прогноз об аномально сухом и жарком лете-2020 в Амурской области ни от Гидрометцентра, ни от уважаемого мною Роман Вильфанда (директор Гидрометцентра РФ. — Прим. АП).
«Прогноз – это уравнение со многими неизвестными. И самое неприятное, что исходные данные меняются почти ежесекундно, поэтому на выходе мы никогда не получим абсолютного значения».
ГЭС и космодром — амурчане ищут причину изменений климата
Один из самых частых мифов, которые не раз приходилось развенчивать амурским метеорологам, — это влияние на климат Амурской области крупных промышленных объектов. Сначала в дождях винили гидроэлектростанции, сейчас к ним добавился космодром Восточный.
— При проектировании таких крупных объектов, конечно, учитываются климатические условия, но нам, специалистам, такие труды читать не нужно. Мы и так занимаемся изучением климата более 140 лет, вопреки мнению, что синоптики нужны только для того, чтобы знать, брать сегодня зонтик с собой или нет. Если говорить конкретно о Зейском водохранилище, безусловно, климат изменился — в городе Зее. Там с появлением ГЭС увеличилось количество изморозей, увеличилась влажность, смягчился климат — повысилась температура. Согласно исследованиям специалистов, водохранилище влияет на территорию 3—5 километров, максимум — 10. Говорить о влиянии на климат Амурской области в целом — глупость. Сейчас такие наблюдения ведем и в Бурейском районе на побережье водохранилища. Вывод об изменении климата можно сделать по итогам наблюдений минимум за 30 лет, именно исходя из данных за такой период пересчитывается норма. К слову, у нас в области 34 станции, и по всем абсолютно проводится такой анализ. Мы сравниваем показатели год из года по осадкам, температуре и так далее. И мы можем гарантировано сказать: ГЭС и космодром не оказывают существенного влияния на климат Амурской области. Думаю, зачастую люди путают такие понятия, как «климат» и «экология». Отсюда и возникают такие вопросы. При этом обратите внимание: этот вопрос влияния водохранилищ на климат нигде не поднимается в сухой год, но стоит пойти дождю и подрасти уровням в реках, все вспоминают про ГЭС. При прогнозировании гидрологической ситуации на реках, безусловно, мы учитываем данные по сбросам — станции передают нам сведения. Кстати, еще один миф: ГЭС сливает по ночам, когда никто не видит. Как это возможно? У нас ежедневно утром наблюдатель выходит на гидропост и фиксирует уровень. По всей Зее посты стоят — Овсянка, Поляковский, Ураловка и дальше вниз по течению — и мы сразу зафиксируем подъем воды, — отмечает Елена Александровна.
Климат в плюсе
+3,33
градуса — такой абсолютный максимум годовой температуры в Благовещенске поставил 2008 год
«Теперь ни одного лета нет нормального, одни дожди», — уверены амурчане в необратимом изменении климата Амурской области. К слову, несмотря на прохладные дни, синоптики констатирует — лето в регион пришло. Считается, что оно наступает, как только среднесуточные температуры устойчиво превышают +15 градусов. Что касается дождей, в амурском Гидрометцентре констатируют: устойчивого изменения количества осадков, которое привело бы к пересчету действующих норм, в области нет.
— Изменение климата, безусловно, есть. Это странно было бы отрицать, — отмечает Елена Печкина. — Однако мы его фиксируем не в количестве осадков, а именно в температурном фоне. Если взять Благовещенск, где годовая норма температуры составляет 0,0 — начиная с 1991 года этот показатель стабильно растет, а в последние 20 лет с серьезным превышением. Год бывает холоднее или теплее, бывает рекордным, но температура стабильно выше когда-то рассчитанной нормы. Температурный фон стал мягче за счет зимних температур — температуры ниже 40 градусов мороза остались далеко в 80-х годах прошлого века. Причина — глобальное потепление. Жизнь планеты меняется, факторов очень много, в том числе ежегодные пожары. Меняется экосистема, и с ней вместе меняется климат.
Елена Печкина: «Погода меня не удивляет, иначе меня можно уволить за профнепригодность»
— Если бы я утром посмотрела в окно и удивилась погоде, меня можно было бы увольнять за профнепригодность. Конечно, погода меня не удивляет — мы ее прогнозируем. Удивительно то, что, когда начинаем подводить итоги, вспоминаем, что было тяжелое лето — мы не спали, не ели, а по показателям итоговым по большей части все в норме! И, конечно, иногда бывает удивление именно от последствий: то есть прогноз дали, но такого не ждали — когда циклон подходит довольно обычный, но творит немыслимые вещи. Очень сильно удивила меня на моей профессиональной памяти гроза в ноябре 2005 года — такой колоссальной энергии не предполагали, и вообще в зимний период гроза для нас нехарактерна. Очень сильно удивил град, который прошел в июле 2006-м в Гродекове. Он был ночью, это удивительно, нигде такого не видела ни до, ни потом. И, конечно, удивил смерч в Благовещенске в 2011 году — не с точки зрения его наличия, они у нас бывают, это особенность региона. С 1994 по 2011-й официально в Амурской было зафиксировано 7 штук. Но грозовой очаг, в котором он зародился, настолько был не впечатляющий, никто на него не обратил бы внимания, это обычный очаг, которых огромное множество —и тем не менее он натворил такое, — вспоминает Елена Печкина.
Японский спутник помогает с прогнозами
Дальневосточные синоптики — гениальные специалисты, уверена Елена Печкина. Прогнозы локальных опасных явлений в прямом смысле приходится делать на голом энтузиазме — в 2005 году вышел из строя метеорологический радиолокатор, который находился в аэропорту Благовещенска. К слову, сейчас метеорологические радары есть только в западной части нашей большой страны. Однако второй год специалисты активно стали использовать возможности Дальневосточного филиала научно-исследовательского центра космической гидрометеорологии «Планета», который запустил новую программу через действующий спутник.
— Сейчас без снимков с этого спутника как без рук, — показывает на экране компьютера цветные фотографии из космоса Елена Печкина. — Преимущество в том, что он работает в динамике, мы видим движение воздушных масс, и он обновляется каждые 10 минут. Самое главное, это не просто фотография, это расчетная продукция. Мы можем видеть облачность, разграниченную по виду и высоте, на тот же снимок можем нанести расчетное количество осадков, есть карта ветра. Моделируя необходимые мне данные, гораздо проще делать прогноз. Вообще я считаю, наши синоптики на своих знаниях, опыте и профессионализме делают очень большую и серьезную работу.
Малые реки – большой сюрприз
824
мм осадков выпало в Благовещенске в 2013 году
Долгосрочные прогнозы гидрологической обстановки амурский Гидрометцентр не составляет. Вероятный прогноз на квартал в регион поступает из Хабаровска. Особенность Амурской области — это огромное количество малых рек, уровень по которым спрогнозировать практически нереально. Как отмечают синоптики, помочь увеличить сроки и точность гидрологических прогнозов могли бы автоматические осадкомеры на малых реках, но это возможно при условии стабильной связи и отсутствия вандалов.
— Чтобы понять, насколько сложно сделать прогноз по изменению уровня рек. Например, рядом с Экимчаном в Селемджинском районе на границе с Хабаровским краем лежит горный хребет. Когда мы видим там циклон, то предупреждаем МЧС о возможном пополнении водности реки. Однако это выяснится по факту, так как осадки могут пролиться либо с одной стороны хребта, либо с другой, — отмечает Елена Печкина. — На речках Тындинского района — Тынде, Олекме, Гилюе — у нас есть гидропосты, и мы учитываем при прогнозе осадки. Однако, сколько прибудет воды на малых притоках, просчитать невозможно. И особенность наших малых рек — они мгновенно поднимаются и падают от дождя, и местные жители прекрасно об этом знают.
Возрастная категория материалов: 18+
«Согласно исследованиям специалистов, водохранилище влияет на территорию 3—5 километров, максимум — 10»©
Я думал, что река Зея не замерзает под водохранилищем не на 3-10, а на несколько десятков километров. А зимой это влажность, туманы и иней.
— ПК