— Анна Владимировна, почему одни сахара считаются вредными, а другие — полезными?
— Любые сахара — это углеводы. Они разделяются на моно-, ди- и полисахариды. Моно — это совсем примитивные сахара, например глюкоза. Ди — это сахар-песок или рафинад, состоящий из глюкозы и фруктозы. Полисахариды состоят из сложных цепочек, и к ним относятся крахмал, гликоген и клетчатка. Глюкоза жизненно необходима нашему организму: она поставляет энергию, стимулирует мозговое кровообращение, поддерживает работу всех органов и систем. Поэтому я бы не стала делить сахар на «плохой» и «хороший». По сути, организму все равно, откуда пришла глюкоза, а вот как она пришла — по пути «быстрых» сахаров или «медленных», — это важно.
— Расскажите почему.
— «Быстрые» углеводы почти сразу распадаются на глюкозу. Высокий уровень глюкозы приводит к резкому повышению инсулина, и таким образом мы получаем лишние жировые отложения. Кроме того, гипергликемия (повышенное содержание сахара в крови) негативно воздействует на внутреннюю стенку сосудов и предрасполагает к атеросклерозу. А вот продукты с «медленными» углеводами отдают глюкозу постепенно, она расходуется медленно, что в целом положительно влияет на организм. Довольно часто с сахарами происходит такая путаница: человек думает, что если он не ест сахар, то все в порядке. А если он пьет фруктовый сок, молоко, ест овощи и фрукты? Ведь в этих продуктах тоже содержатся сахара — природные. Более того, в последнее время сахар стали добавлять даже туда, где его в принципе быть не должно: в колбасы, сосиски, теперь даже селедку сахаром посыпают!
— Насколько опасна другая крайность, когда человек совсем отказывается от сахара?
— Полностью отказаться от сахара невозможно: он содержится во многих продуктах и так или иначе все равно поступает в организм. Тем не менее, если глюкозы поступает слишком мало, это приводит к слабости, разбитости и повышенной утомляемости.
— Как же тогда контролировать поступление сахара, если он есть везде?
— Для людей с ожирением это действительно может стать проблемой. Они могут отказаться от сладкого, но набрать вес на фруктах — даже на яблоках, не говоря уже о хурме и винограде. Кроме того, зачастую люди с лишним весом даже здоровую еду употребляют в таких количествах, что она превращается в нездоровую. Если же у человека нет проблем с перееданием, то фрукты и ягоды вреда не принесут, поскольку в этих продуктах содержится клетчатка.
— Почему на продуктах, содержащих много сахара, не пишут, что это вредно, как, например, это делается на сигаретных пачках?
— Этот вопрос постоянно поднимается в профессиональных сообществах и на конгрессах по ожирению. Но дело в том, что пищевую зависимость не выставляют в международную классификацию болезней. Потому что если ее признают диагнозом, то государства будут обязаны накладывать на производителей санкции, как на табачные изделия и алкоголь. И это сложно себе представить: ведь не будем же мы вешать таблички с надписью, что сахарные продукты детям до 18 лет не продаются! Сейчас сахарную зависимость сравнивают с наркотической, потому что сахар так же, как героин и кокаин, вызывает возбуждение определенных участков мозга. Однако это неидентичные структуры возбудимости, и мы не можем точно сказать, существует сахарная зависимость или нет.
— Как самому научиться поменьше есть сладкого?
— Если есть проблемы со здоровьем, то количество принимаемого сахара нужно считать. Если же мы говорим о здоровом человеке, то я бы порекомендовала придерживаться здравого смысла: не переедать белого хлеба, сладких фруктов, белого риса, кетчупов, соков, газировок, йогуртов, сладкого чая. Не используйте еду как развлечение, не путайте праздничную еду с повседневной. Торты и пирожные — это все-таки праздничные блюда, которые стоит употреблять несколько раз в год: на день рождения, Новый год и Восьмое марта. Говорите об этом с детьми и внуками, иначе они так и не смогут научиться отделять одно от другого.
— Какие болезни напрямую связывают с сахаром?
— Это сахарный диабет второго типа, гипертония и другие сердечно-сосудистые патологии. Сегодня много говорят о метаболическом синдроме — виновнике так называемого растущего живота. До некоторых пор основными причинами большого живота считались переедание и алкоголь, но теперь метаболический синдром связывают и с переизбытком сахаров — но не глюкозы, а фруктозы. Увеличенный объем живота может говорить о преддиабете, диабете, проблемах с сердечно-сосудистой системой, нарушениях липидного обмена, из-за чего может возникнуть атеросклероз. Сам по себе лишний вес не может приводить к этим заболеваниям, но если «пополз» живот — человек автоматически попадает в группу риска.
— В последние годы все чаще говорят о детском ожирении. В чем, на ваш взгляд, его основная причина?
— Я испытала удивление, когда три страны — Испания, Франция и Италия — признались в том, что у них пандемия детского ожирения. Они объединились, провели исследование, и выяснилось, что главной причиной этой проблемы являются калорийные жидкости. И первое место заняли молочные коктейли. У нас ведь всегда существовала установка, что молоко — это полезно, вот все и пичкают детей молоком.
Второе и третье места заняли свежевыжатые соки и газировка. Следом за жидкостями идут фастфуды. Проблема в том, что мы перестали готовить детям своими руками, их основная пища — полуфабрикаты или еда из кафе и ресторанов. Я думаю, родители просто не до конца осознают весь вред перечисленных продуктов. Они заботятся о своих детях, регулируют потребление шоколада и других десертов, но при этом дают пачку якобы полезного сока, который на самом деле представляет из себя «бомбу» из живого сахара и калорий.
— С недавних пор стали говорить о том, что сахар — виновник преждевременного старения. Вы согласны с этим утверждением?
— Действительно, сейчас активно муссируется тема, что сахар бомбардирует коллаген и эластин, вызывая преждевременное старение нашей кожи. Пока не очень понятно, имеет ли отказ от сахара омолаживающий эффект. Возможно, это просто мода, хотя ведь логично, что в подкожном слое много мелких сосудов, которые, возможно, страдают от переизбытка сахара и уже не так полноценно питают и поддерживают кожу. Это как с подростковыми прыщами: даже если полностью отказаться от сладкого, прыщи все равно никуда не уйдут — для 15—17 лет это норма. Но сладкое питание однозначно усугубит эту проблему. Так же и с возрастными изменениями. Никто не будет в 80 лет выглядеть на 20, если откажется от сладкого. Однако ограничения в любом случае будут положительно сказываться и на внешности, и на здоровье, и на количестве прожитых лет.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии