Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №14 (28956) от 15 апреля 2021 года
Издается с 24 февраля 1918 года
22 апреля 2021,
четверг

Китайский город с русской душой: как появился и чем жил Харбин

Общество

«Восточный Париж», «Восточная Москва», «Счастливая Хорватия», «Восточный Петербург», «Восточный Клондайк» — все это названия одного города, появившегося на карте Маньчжурии в 1898 году. Русский город, основанный как станция Китайско-Восточной железной дороги, сегодня называют последним осколком Российской империи. Город, который был построен «русской рукой» и приютил тысячи эмигрантов, бежавших от хаоса Гражданской войны и революции на родине. К книжному фестивалю «Берег», который прошел в Благовещенске, Центр изучения дальневосточной эмиграции, созданный в Амурском госуниверситете, подготовил лекцию о культурной и литературной жизни Харбина в начале прошлого века.

  • Фото: Фонд Центра АмГУ
  • Фото: фонд Центра АмГУ

Загадка имени и первые летописцы Северной Маньчжурии

Существует несколько версий происхождения названия города в Северо-Восточном Китае, который сегодня известен многим амурским туристам. Исследователи полагают, что «Харбин» — слово не китайское. Есть мнение, что оно произошло от монгольского «хараба» — «баранья лопатка», которую территория города напоминает с возвышенности.

Русская жизнь, а вместе с ней и русская культура, литература, обычаи и традиции пришли в Харбин вместе с началом строительства КВЖД.  В начале XX века город жил богатейшей культурной и литературной жизнью, о чем свидетельствует множество художественных произведений и материалов периодической печати. Литературный же образ русского Харбина, по оценкам современных исследователей, начал создаваться в 1900 году.

«Харбинцев объединял образ Николая Чудотворца, стоявший многие годы на вокзале. Китайцы называли его «старик вокзала», и с ним связаны мифы и легенды»

— Вместе с русскими строителями в Харбин прибыли амурские казаки и войска охранной стражи, защищающие строителей от набегов банд хунхузов. В то же время приезжает в эти края Николай Аполлонович Байков, офицер, писатель, натуралист. Именно он стал одним из первых этнографов, запечатлевших облик и характер жителей этого края в своей книге «В горах и лесах Маньчжурии». Позже, уже после Первой мировой войны, вернувшись в Манчжурию через Египет, он создает целый ряд произведений, которые стали летописью Северной Маньчжурии того времени. Другой писатель — ученый-практик Павел Васильевич Шкуркин, который начал свою дальневосточную жизнь с Владивостока. Он свободно говорил на китайском и маньчжурском языках. Овладел китайским разговорным языком. Это позволило Павлу Васильевичу собрать уникальные материалы, связанные с этнической ситуацией 1901—1904 годов в Северной Маньчжурии. Он же смог дать оценку итогам Русско-японской войны и действиям царского правительства, — рассказывает автор лекции Анна Забияко, заведующая кафедрой литературы и мировой художественной культуры АмГУ, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра изучения дальневосточной эмиграции.

Наряду с официальным названием Харбин в начале ХХ века имел и топонимические перифразы. Неофициальную столицу КВЖД, построенную русскими, называли «Счастливой Хорватией» в честь генерала Дмитрия Хорвата, бессменного управляющего КВЖД с 1903 года.

— В Харбине смогли найти себе занятие творческие личности, исследователи Востока, евреи, которые в России были ограничены чертой оседлости. Потому Харбин называют «Восточным Сионом». В современном городе сохранилось немало зданий, построенных с участием еврейского влияния. Эти здания находятся сегодня под охраной государства, — отмечает Анна Забияко.

 «Харбин-папа» — еще одно название города, в котором наряду с литературой и искусством был развит и этнический бандитизм. Любопытно, что среди шаек хунхузов, промышляющих разбоем, были не только китайцы и жители других восточных территорий, но и подданные Российской империи.

Петербург и Москва в одном городе

Если первые харбинские русские были в основном строителями и служащими КВЖД, то после революции и Гражданской войны город стали населять солдаты и офицеры, участвовавшие в Белом движении, государственные деятели, ученые, интеллигенция и самые обычные люди. «Восточным Петербургом» Харбин стал не только потому, что напоминал Северную столицу России своим архитектурным обликом, но и ввиду его богатой культурной и литературной жизни.

—  Арсений Несмелов, например, писал о Харбине как о счастливом оазисе для русских людей, сохранившемся после революции. Опорой же для людей, строивших город, стали их семьи. Они привезли в Харбин не только мебель и личные вещи, но и свое русское отношение к жизни, отношение к воспитанию и образованию детей. В Харбине создавались русские школы, в том числе гимназии. Были русские высшие учебные заведения, библиотеки. Размах читательских интересов здесь был настолько широк, что ему можно позавидовать даже сейчас. Харбинцы читали не только советскую литературу, но и американских, французских, английских авторов. А также дореволюционную русскую литературу, которая в советской России в это время уничтожалась, — замечает Анна Забияко. — В Желсобе, Железнодорожном собрании,— центре культурной жизни русского Харбина — проходили белые и розовые балы, конкурсы красоты и другие мероприятия.

У Центра изучения дальневосточной эмиграции АмГУ есть собственный YouTube-канал, где можно узнать о жизни русских и китайцев в первой половине XX века и русском городе на китайском земле.

Когда же о Харбине говорят как о «Восточной Москве», то вспоминают о его по-купечески хлебосольной жизни и русских храмах, которые строились в каждом районе города.

Символ русского Харбина — Свято-Николаевский собор в 1930 году.

— Одним из главных символов русского Харбина был Свято-Николаевский собор. С ним связаны чаяния и молитвы эмигрантов. В собор приходили в праздники, поминали усопших. Собор этот был уничтожен во время культурной революции, но память о нем осталась. Очищен от застройки Софийский собор, который сегодня представляет собой исторический музей. Обрела духовника Свято-Покровская церковь. Харбин был многонациональным и многоконфессиальным городом, но несмотря на различие вероисповеданий, харбинцев объединял образ Николая Чудотворца, стоявший многие годы на вокзале. Китайцы называли его «старик вокзала», и с ним связан ряд мифов и легенд, — рассказывает Анна Анатольевна.

Харбинцы первыми увидели «Унесенных ветром»

Еще одно название «Восточный Париж» Харбин получил потому, что в начале прошлого века жил модной европейской жизнью. Периодика тех лет пестрила рекламой известных марок и брендов. Здесь ставили модные спектакли, работали варьете и кабаре.

— В известном харбинском отеле «Модерн» останавливались и выступали такие звезды, как Вертинский, Шаляпин, Лемишев. В кинотеатре «Модерн» впервые показали новинку звукового кино — фильм «Унесенные ветром». На советских экранах картина вышла гораздо позже, — делится фактами профессор. — Жизнь в русском городе посреди маньчжурских болот была для русских не только школой выживания, но и стимулом для развития русской жизни. А тот материал, который собрали исследователи Харбина, стал ценнейшим источником информации и для современных отечественных, и для китайских исследователей.


«В музее АмГУ собраны не только предметы домашнего обихода и личные вещи харбинцев, но и фотоматериалы, редкие издания, посвященные истории города. Научный музей АмГУ расположен в седьмом корпусе университета, и мы приглашаем всех его посетить», — говорит Анна Забияко.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Как Невельской пожертвовал семьей, а жена-француженка поехала за Муравьевым на АмурКак Невельской пожертвовал семьей, а жена-француженка поехала за Муравьевым на Амур
Почему жители Албазина привыкли жить на кладбище: мнение экспертовПочему жители Албазина привыкли жить на кладбище: мнение экспертов
Благовещенский школьник снял историческую короткометражку об амурском купце Глебе Ларине
Могилы под выгребной ямой: албазинский священник просит снести сельский клуб со старинного кладбища
Лодку «Орочанин» нашли в Японии: история про золото амурских большевиков приняла новый оборот
Предатель или герой: краеведы призвали пересмотреть историческую роль Федора Мухина
Ушел за миллион: фотоальбом первого дальневосточного фотографа продали на аукционе
Тайны истории: четыре памятника Сталину снесли с улиц Благовещенска
Фотоальбом автора первой фотографии Благовещенска выставили на продажу
Амурские краеведы планируют отыскать пропавшую лодку с золотом большевиков
Школьникам Благовещенска подготовили краеведческий курс о городе

Фото: Фонд Центра АмГУФото: Фонд Центра АмГУФото: фонд Центра АмГУФото: фонд Центра АмГУ
Тельцы будут смущать своей честностью, а Овны могут расслабиться: гороскоп на 22 апреляСоветы
На развитие первичного звена здравоохранения в Приамурье направят свыше 3,5 миллиарда рублейОбщество
От ковида привились свыше 73 тысяч амурчанОбщество
Еще четверо амурчан за сутки подхватили коронавирусную пневмонию: статистика COVIDКоронавирус
Благовещенск снова затянуло дымом из КитаяПроисшествия
Пятеро амурчан стали полуфиналистами конкурса «Лидеры интернет-коммуникаций»Общество

Читать все новости

Общество

5 советов, как победить скуку, и кто придумал посудомойку: утро с АП 5 советов, как победить скуку, и кто придумал посудомойку: утро с АП
На развитие первичного звена здравоохранения в Приамурье направят свыше 3,5 миллиарда рублей
От ковида привились свыше 73 тысяч амурчан
Послание Владимира Путина: неполные семьи и беременные женщины получат новые выплаты
В яблочко: на полигоне ДВОКУ собрались самые меткие стрелки
Система Orphus