Фото: АмГУФото: АмГУ

В АмГУ реализуются все ступени профессионального развития, начиная со школьной скамьи.

Более 20 лет научных исследований

— С 1996 года, когда Благовещенский политехнический институт был преобразован в классический университет и стал называться АмГУ, в вузе было положено начало большой научно-исследовательской работе, в том числе в области гуманитарных направлений, — рассказывает руководитель научного центра РАО АмГУ Андрей Лейфа. — Именно тогда наш университет стал центром педагогической науки. Начиная с середины 1990‑х у нас стали открываться гуманитарные направления подготовки. Была создана кафедра психологии и педагогики, преподаватели которой включились в научно-исследовательскую деятельность университета.

Создание в АмГУ научного центра РАО во многом определилось широтой и эффективностью исследовательской деятельности ученых вуза в области педагогики и психологии, выполнением научных проектов, в том числе в рамках национального проекта «Образование». За последние годы в университете подготовлено более 30 докторов и кандидатов педагогических и психологических наук. Профессор кафедры психологии и педагогики Борис Карев стал член-корреспондентом Российской академии образования. Все это в конечном итоге и повлияло на решение о создании в АмГУ научного центра РАО.

61

образовательную программу бакалавриата и специалитета предлагает Амурский госуниверситет. 

14

образовательных программ среднего профессионального образования реализуется на факультете СПО АмГУ

Цель его деятельности — интеграция научного потенциала РАО, Амурского госуниверситета и нашего региона в реализации совместных фундаментальных и поисковых научных исследований в сфере педагогики, психологии и других наук об образовании и инновационных проектах. Среди направлений деятельности центра — апробация и внедрение научно-педагогических исследований в области педагогики, психологии, инклюзивного образования и обеспечение их согласованности со стратегическими целями и научными программами РАО, а также научно-методическое сопровождение инновационных проектов в области образования, проведение конференций, семинаров, научно-педагогическое сопровождение инновационных образовательных проектов, участие в конкурсах на получение грантов, экспертиза результатов научных исследований.

Сегодня в АмГУ реализуются все ступени профессионального развития, начиная со школьной скамьи: допрофессиональная ступень, профессиональная и постпрофессиональная подготовка. В структуру университета входит общеобразовательный лицей, который занимается допрофессиональной подготовкой учащихся. Занятия для лицеистов проводят преподаватели университета, в аудиториях и лабораториях вуза.

  В АмГУ реализуются все ступени профессионального развития, начиная со школьной скамьи. 

— В этой связи будут актуальны исследования, которые касаются методики преподавания общеобразовательных дисциплин, качество освоение учебного материала. Научный центр станет площадкой, в том числе для таких научно-исследовательских работ, — объясняет Андрей Васильевич. — В рамках реализации национального проекта «Образование» в декабре прошлого года был открыт Дом научной коллаборации имени академика Михаила Луценко — это тоже структурное подразделение АмГУ, которое занимается развитием современных компетенций у детей школьного возраста. Главная задача ДНК — помощь подрастающему поколению в выборе будущего профессионального пути. Амурский научный центр займется научным сопровождением программ дополнительного образования школьников, которые реализует Дом научной коллаборации.

Андрей Лейфа, руководитель научного центра РАО АмГУ:

 

— Система цифрового образования, активно вошедшая в нашу жизнь вместе с пандемией, принесла не только новые проблемы, но и обширные возможности, открывающиеся перед каждым, кто стремится реализовать свой потенциал.

В рамках обоснования профессиональной подготовки кадров важным будет являться изучение этапов, обоснование педагогической концепции, педагогические условия и педагогические тактики развития индивидуальной траектории профессионального развития студентов — будущих инженеров в системе непрерывного образования.

— Учащиеся лицея АмГУ и школьники, которые посещают занятия в ДНК, имеют возможность сделать первый шаг к своему профессиональному будущему. В нашем лицее подготовка ведется по двум направлениям: естественно-научному и гуманитарному, которое лицеисты могут выбрать, ориентируясь на свои индивидуальные качества и способности. Те, кто определился, после девятого класса могут поступить на факультет среднего профессионального образования. Следующая ступень — получение образования высшего, — продолжает руководитель амурского НЦ РАО. — Что касается постпрофессионального образования, то эту задачу решает факультет дополнительного образования, предлагающий широкий перечень программ повышения квалификации и переподготовки.

Цифровизация расширяет границы

Еще одна важная тема, исследованием которой займется научный центр, связана с психологическими ресурсами и потенциалом вовлеченности человека в современное образовательное пространство. Причем здесь будет рассматриваться участие в научно-исследовательской работе не только студентов, но и профессорско-преподавательского состава вуза. Проектированию индивидуальной траектории профессионального развития учащихся научный центр уделит особое внимание. Эта тема будет рассматриваться с точки зрения цифровизации образовательной среды.

Несмотря на дистанционный формат обучения, вуз продолжает проводить научные мероприятия. Так, в онлайн-режиме состоялся конкурс научно-исследовательских работ среди студентов и преподавателей.

— Выбор молодым поколением собственной профессиональной траектории сегодня происходит в условиях серьезных изменений в образовательной среде, связанной с цифровизацией. Система цифрового образования, активно вошедшая в нашу жизнь вместе с пандемией, принесла не только новые проблемы, но и обширные возможности, открывающиеся перед каждым, кто стремится реализовать свой потенциал, — считает Андрей Лейфа. — Электронные дневники, индивидуальные портфолио учащихся — все это элементы цифровой образовательной среды. В электронном виде теперь можно освоить ряд дисциплин и модулей. Цифровизация — это уже реалии сегодняшнего дня. В настоящее время в связи со сложной эпидемиологической ситуацией две трети наших студентов находятся на дистанционном обучении. Лишь три факультета проводят занятия в очном формате. В основном это лабораторные и практические занятия. За последнее время у нас в вузе создано порядка 5,5 тысячи личных кабинетов студентов и более 200 личных кабинетов преподавателей. Разработано свыше трех тысяч курсов в электронном формате. Цифровизация образования позволила преодолеть территориальные границы. К примеру, благодаря ей у студентов экономического факультета нашего вуза появилась возможность освоить три дисциплины на базе Финансового университета при Правительстве РФ.

Электронное образование позволяет преподавателям создавать новые формы обучения, не ограничиваясь только прочтением лекций. Включать в свою преподавательскую деятельность результаты собственных научных изысканий. То есть тоже выстраивать свою индивидуальную профессиональную траекторию.

5,5

тысячи личных кабинетов студентов и более 200 личных кабинетов преподавателей создано за последнее время в АмГУ

— Безусловно, интерактивные формы обучения с помощью цифровых технологий, как и все новое, вызывают немало вопросов и становятся предметом споров, — отмечает Андрей Лейфа. — В частности, это касается формирования у студентов практических навыков. Поэтому мы практикуем смешанное обучение, когда часть информации, направленной на формирование определенных умений, преподносится в традиционном формате. Кроме этого, процесс обучения предполагает и воспитательную работу, что также немаловажно.

В ближайших планах научного центра — проведение семинаров, конференций, симпозиумов по педагогическим и психологическим наукам совместно с другими территориальными центрами РАО. Рассматривается вопрос о создании экспериментальной площадки РАО на базе общеобразовательного лицея АмГУ в ДНК. Она позволит обсуждать актуальные вопросы по использованию форм, средств и методов обучения из педагогической практики и опыта амурских педагогов и преподавателей.

СПРАВКА

Государственная академия наук Российской Федерации объединяет ученых, работающих в сфере образования и педагогики. Академия педагогических наук РСФСР была создана в 1943 году, в 1966 году она была преобразована в Академию педагогических наук СССР при Министерстве просвещения. Преемницей ликвидированной АПН СССР в 1992 году стала РАО.

Возрастная категория материалов: 18+