• Сергею Маковецкому пришлось играть два возраста царя: зрелые годы и пожилые.
  • Художники-постановщики, гримеры и костюмеры были внимательны ко всем деталям.
  • Игорь Миркурбанов в роли Афанасия Вяземского.
  • Виктор Добронравов сыграл одного из опричных воевод — Федора Басманова.
  • Артем Ткаченко исполнил роль князя Владимира Старицкого.
  • Опричный воевода Алексей Басманов в исполнении Виталия Хаева.

Заглянуть в глубины души

Как утверждают создатели сериала, «Грозный» — попытка разобраться в истоках поступков Ивана IV и заглянуть в темный лабиринт его души. Хронологически картина охватывает первые 26 лет царствования Ивана IV. Через отношения Грозного с окружавшими его людьми показаны исторические события: Московское восстание, основание Печатного двора, установление торговых и дипломатических отношений с Англией, строительство Покровского собора, поход на Москву крымского хана Девлет-Гирея, опричнина и многие другие.

— О Грозном, с одной стороны, все всё знают, с другой — никто ничего, — отмечает продюсер сериала Екатерина Жукова. — Для одних он ангел, для других — черт с рогами. Когда писался сценарий, и мы думали, как подступиться к этой фигуре, то решили, что постараемся уйти от любых оценок. У нас, конечно, не документальное кино, но все же мы идем за историческими источниками. А зритель, надеемся, сделает для себя какие-то выводы и открытия. Наш фильм о Грозном как о человеке, в котором есть свет и есть тьма. Фактически он состоит из двух частей: первая часть — его молодость, светлый период жизни, в том числе и для страны. Он был полон замечательных идей, многие из которых воплотил в жизнь: судебник, реформа армии, административная реформа. А вторая часть жизни, конечно, во мраке. Но даже в этот тяжелый период и для него, и для страны была одержана великая победа в битве при Молодях, которая по своему значению не уступает Куликовской битве или битве за Сталинград. Это было сражение за независимость нашей Родины, где мы победили. А ведь крымский хан шел по Руси в полной уверенности, что возьмет Москву и заранее поделил нашу землю между своими мурзами.

 Узнать в пластическом гриме Никиту Панфилова практически невозможно (в образе боярина Ивана Челядина).

Исторические события в фильме достоверны: в основе сценария — книга советского и российского историка Руслана Скрынникова «Иван Грозный», получившая высокую оценку в профессиональном сообществе. Кроме того, съемочную группу консультировал профессор исторического факультета МГУ Николай Борисов и заведующий кафедрой церковной истории Московской Духовной академии Алексей Светозарский. Благодаря этому многие эпизоды сериала до малейших деталей соответствуют исторической действительности. Например, сцена свадьбы царя создавалась в соответствии со «свадебным чином» – сценарием церемонии того времени.

Звездный состав

Ивана Грозного играют два артиста — это сделано еще и для того, чтобы более наглядно показать перемены в характере Ивана Грозного. Александр Яценко — Иван IV в молодые годы, Сергей Маковецкий — после смерти его первой жены Анастасии Захаровой-Юрьевой. Перед гримерами стояла непростая задача: показать исторически сложившийся стереотипный образ Ивана Грозного и одновременно сделать физически похожими друг на друга двух совершенно несхожих людей. А перед артистами – «слиться» в единый образ. Сергей Маковецкий проводил в гримерной по нескольку часов: он и сам играет Грозного в двух возрастах.

 Виктор Сухоруков в образе Малюты Скуратова.

Конечно, в сериале кроме них занято большое количество известных артистов, которые играют знаковых исторический персонажей: Малюту Скуратова — Виктор Сухоруков, Афанасия Вяземского — Игорь Миркурбанов, Алексея Басманова — Виталий Хаев, а его сына Федора — Виктор Добронравов, князя Андрея Курбского — Константин Крюков, думного дьяка Андрея Щелкалова — Владимир Стеклов. Также в фильме снимаются Артем Ткаченко, Людмила Полякова, Евгений Цыганов, Владимир Симонов, Никита Панфилов и многие другие.

Машина времени

 Иван Грозный в зрелом возрасте в исполнении Сергея Маковецкого. 

Так как проект исторический, отдельно стоит сказать про пластический грим, а с его помощью создано более 400 образов! Многих артистов в таком гриме сложно узнать — ведь было важно, чтобы каждый соответствовал своему историческому персонажу. Но речь здесь не идет о точном воспроизведении сохранившихся с тех времен портретов.

— У нас в фильме столько возрастных гримов и сложной пластики, что этот проект по объему и сложности грима можно считать уникальным для российского телевидения, — поясняет нам Анастасия Эсадзе, художник по гриму. — Но уходить совсем в портретный грим и воплощать черты исторических персонажей со старинных гравюр мы не хотели. Актеру надо максимально оставить его живое лицо, потому что под гримом он может потерять часть индивидуальности. Конечно, можно делать исторично: красить лица мелом, щеки — свеклой, чернить брови и зубы. Но наш фильм не о том, как красили лица 400 лет назад! Не хотелось, чтобы антураж отвлекал внимание от главного – от истории человека. Не просто исторического персонажа, а человека, который страдал и мучился, убивал и ненавидел, был не уверен в себе и в окружающих людях. Показать Грозного во всей сложности и многогранности — вот задача, которую решал каждый из нас.

 Съемки проходили в различных декорациях.

Конечно, так же тщательно работали и над костюмами персонажей. Художники по костюмам делали акцент на деталях, все наряды отшивались из натуральных тканей, использовали для отделки ручную вышивку, жемчуг. Кстати, одежду для съемок специально «старили». Ведь новые вещи смотрятся под лампами съемочной площадки неестественно и слишком театрально. Всего для картины были созданы тысячи предметов гардероба: многослойная верхняя одежда, рубахи, обувь, головные уборы, кушаки, воротники, красные кафтаны кремлевских стрельцов и черные – опричников, одежда горожан и крестьян, татарских послов и войска крымчаков, доспехи военачальников и многое другое.

И строили, и сжигали…

 Те самые сцены с пожарами Москвы.

Для картины в киностудии «Главкино» были построены декорации московского Кремля, где в деталях воссоздали убранство и быт той эпохи. В павильонах разместились личные палаты Ивана IV и царицы Анастасии, трапезная, Грановитая палата, где проходили пиры, Красное крыльцо и парадные Фроловские ворота — сегодня Спасские. Кроме Кремля, художники возвели декорации приказных палат, лагерь войска, рынок, хозяйственный двор, царские псарни и многое другое.

Часть декораций — средневековая Москва — перекочевала в картину из сериала «Годунов» (премьера была на телеканале «Россия 1» в ноябре 2018 года), но с серьезными изменениями, соответствующими исторической правде: например, Лобное место при Годунове было каменным, а для эпохи Ивана Грозного его сделали из бревен. Кремлевские стены были «красные», а при Грозном беленые. В конце работы над проектом были запланированы сьемки двух грандиозных пожаров, случившихся во время Московского восстания 1547 года и набега татар на Москву в 1571-м. Пожары снимали на территории киностудии в Подмосковье. Огонь контролировался бригадой пиротехников.

 Александр Яценко сыграл Ивана Грозного в молодости. На фото Константин Крюков, Александр Яценко, Татьяна Лялина и Софья Лебедева.

Съемки также проходили в усадьбе Коломенское, в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде и в Золотой Палате Московского Кремля.

Не обошлось и без компьютерной графики, с помощью которой частично воссоздали битву при Молодях, некоторые декорации Москвы, где была восстановлена атмосфера и детали XVI века. Над «Грозным» в течение семи месяцев трудились больше 80 художников компьютерной графики.

Бремя власти

 Иван Грозный и Малюта Скуратов — Сергей Маковецкий и Виктор Сухоруков.

— Главное, что отличало Иоанна Васильевича, как он сам признавался: «Лютый зверь во мне сидит, да одолеть не могу», — поделился с нами Сергей Маковецкий, один из исполнителей заглавной роли.  — Он прекрасно понимал, что совершает великий грех — и ничего не мог с собой поделать, и мучился сильно. Мы старались показать этого человека, которого раздирают две абсолютные противоположности: грех страшный и страх Божий — все это вместе у него соединялось. И я его за то люблю, что в нем очень много человеческого. Ну кто из нас, обывателей, скажет себе самому: «Зверь лютый во мне сидит, да одолеть не могу»? Совершил что-то нехорошее, да не знаю, как извиниться... Многим сложно себе в этом признаться, а ему — нет. Другой вопрос – что он не может в себе это преодолеть… Знаете, когда человек теряет любимого первенца, а потом любимую жену, которую отравили, и ему кажется, что вокруг заговоры, измены… А у него на плечах — держава! И осознание этой миссии самодержца было во главе его существования. Если он молил Бога, то говорил: «Об одном молю: чтобы Господь не сделал за мои прегрешения рабства страны моей». Вот такая у него основная молитва к Господу — а не о здравии своем собственном. Я даже не претендую на то, чтобы сотворить Иоанна Васильевича. Но, может быть, хоть на какую-то йоту приближусь к пониманию, что его мучило, к масштабу этой личности...

Александр Яценко, сыгравший Ивана Грозного в молодости, уже имел опыт работы в исторических картинках.

 Сцена свадьбы царя Ивана Грозного. На фото Александр Яценко.

— Это у меня уже второй царь — я ведь играл Петра III в «Екатерине», — вспоминает Яценко. — Только тот был веселый, а этот — грустный и грозный. Постепенно в фильме я плавно превращаюсь в Сергея Васильевича Маковецкого, а вот у него уже из пальцев молнии летают! Мне не страшен Иван IV — он мне симпатичен. Мне кажется, вообще нелегко какой-то властью обладать. Это, наверное, самое тяжелое, что может быть. Я, может быть, хотел бы сняться в фильме, где сыграл бы абсолютно счастливого монарха, который был бы при власти, и народ был бы довольным, и он сам жил бы в любви и счастье... Но такое невозможно! Поэтому у нас все по-настоящему: власть — тяжелая ноша.

Фото пресс-службы телеканала «Россия 1»

Возрастная категория материалов: 18+