Фото: rg.ruФото: rg.ru

О маленьком человеке

— Если говорить о тех темах, которые мне интересны, я обозначила бы два важных момента. Первый — тема маленького человека в большой истории. Сплетение частной судьбы и большого исторического процесса, где исторический сюжет подталкивает, вдохновляет, ускоряет, а порой ломает. Это хорошо видно в романе о Зулейхе. С одной стороны, это история раскулачивания, ссылки в Сибирь, сплетенная с судьбой женщины, которая эмансипируется. Героиня проходит огромный путь от домашней рабыни до свободной женщины. Вторая тема — тема сосуществования разных этносов. Я из Татарстана, где родилась и выросла. В моем родном городе Казани живут татары и русские примерно в равном количестве, раньше еще жили немцы, а еще есть другие национальности. Во всех трех романах я тоже стараюсь рассматривать эту тему с разных сторон.

О современности

— Я долго думала, почему не получается писать о современности. И не только у меня. Я читала разные произведения, и мне пока не повстречалось большого интересного романа о сегодняшнем дне. Мне кажется, исторически в нашей жизни государство и политика играют очень большую роль. Если посмотреть на историю последних ста лет, то понимаешь, что государство было по сути определяющим фактором семейной истории. Многие события в семьях случались из-за политики государства. Это и перемещение семей, и знакомство, и расставание, и даже рождение детей. Так было и остается сейчас. Очень многие аспекты нашей современной жизни определяется сверху. Даже мелкие: какие лекарства мы покупаем аптеки, какие СМИ мы можем посмотреть, включив телевизор или открыв интернет.

Поэтому, пытаясь рассказать о сегодняшнем дне, автор волей или неволей вынужден говорить о политике, вынужден делать политическое высказывание. И совершившего такое высказывание автора автоматически отнесут к тому или иному политическому лагерю. А не все этого хотят. Поэтому рассказ о сегодняшнем дне так сложен.

Об эмансипации

— Для меня очень интересно смотреть в прошлое, потому что тогда в нашей стране, Советском Союзе, было спущено сверху несколько важных тем, которые сегодня актуальны во всем мире. Одна из них — тема женской эмансипации. Сегодня все рассказывают и читают истории, как женщина обретает свободу. А в Советском Союзе, на этом большом пространстве за железным занавесом, это уже случилось достаточно давно. Начиная с 1917 года, когда женщины получили избирательное право, одни из первых в мире. В 1920-м в советской России — в первой стране в мире — были легализованы аборты. А это, на мой взгляд, главное условие женской эмансипации   

Женщина нужна была власти сначала как ресурс избирательный, а затем как трудовой. Поэтому государство поддерживало идею равенства мужчин и женщин. Те события, которые происходили в нашей стране — гражданская война, репрессии, Вторая мировая война — уносили мужские жизни миллионами. Женщины вставали на места мужчин. На мой взгляд, эмансипация в Советском Союзе пусть странная, но состоялась. Правда, частичная: начиная уже с 30-х годов государство взяло противоположный курс. Большое значение стало уделяться демографии. Поэтому государство уже запрещало аборты и всячески поощряло многодетных матерей.

Но все же несмотря на то что советская женщина разрывалась между двумя этими противоположными векторами, можно сказать, что она эмансипировалась. В этом смысле гораздо дальше продвинулись, чем европейские страны. Еще одна интересная для меня тема, которую я рассматриваю с разных точек зрения во всех трех романах — сосуществование разных народов. Странным, противоречивым образом, но в СССР она была реализована. Тема секуляризации — освобождения от церковного влияния — чудовищным образом, но претворена в жизнь. Темы, которые сегодня звучат на мировой повестке, в Советском Союзе были странно, но реализованы, поэтому для меня это время особенно интересно.

О сериале «Зулейха открывает глаза»

 Кадр из фильма «Зулейха открывает глаза»

— Я читала сценарий на этапе подготовки и понимала, что у телевизионного жанра есть свои законы. Конец в книге предполагает много событий. Он не определяет окончательную судьбу главных героев — один уезжает в неизвестность по реке, другая стоит на берегу и делает шаг навстречу своей бывшей любви. А в сериале создатели обязаны рассказать все до конца, иначе зритель будет разочарован. Я понимала, что многоточие, которое стоит в конце романа, в фильме будут преобразовано в жирные точки в судьбе каждого героя.

Создатели сериала сделали своеобразный реверанс в сторону татарских корней героини и привели и Зулейху и ее сына именно в Казань — к истокам. Пусть. Это один из многих вариантов того, как могла развиваться жизнь Зулейхи и Игнатова. Что касается судьбы моей бабушки, которая вдохновила меня написать этот роман, то она после 16-летней ссылки действительно приехала в Казань.

О творчестве

— Когда живешь с большим произведением несколько лет, оно одновременно и дает, и забирает силы. Новый роман — это то ли ребенок, которого выращиваешь, то ли любовник, с кем общаешься. Главный урок, который я извлекала из «Зулейхи», случился уже после выхода книги. Это урок об ответственности за сказанное слово. Я просто писала и писала, а позже, когда люди стали говорить, что в судьбах героев увидели судьбы своих родителей, бабушек и дедушек, то я поняла всю ответственность И если честно, осознавая такую ответственность, писать было бы невозможно.

Автор пишет роман, а роман лепит автора. И не обязательно в хорошем смысле. Некоторыми вещами приходится жертвовать. Кидаешь очень многое в эту топку. Что-то получаешь, а что-то теряешь. Например, время, которое могла уделить дочери, я отдаю роману.

На прощание Гузель Шамилевна пообещала обязательно приехать в Благовещенск после пандемии.

Кстати, свой выбор на авторе популярных романов «Зулейха открывает глаза» и «Дети мои» сотрудники Амурской областной библиотеки сделали не случайно. Книга Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» стала самой популярной у амурских читателей за прошлый год.

Полностью интервью с Гузель Яхиной можно посмотреть на  youtube-канале Амурской областной научной библиотеки.

Возрастная категория материалов: 18+