Фото: Олег СердечниковФото: Олег Сердечников

Фото: Олег Сердечников

— Глеб Сергеевич, что входит в ваши обязанности на посту советника амурского губернатора?

— В первую очередь работа по развитию культурно-исторического потенциала Амурской области. Важно организовать взаимодействие всех заинтересованных сторон — во власти, в бизнесе, в гражданском обществе — в реализации культурно-исторических проектов, прежде всего связанных с албазинской темой, но отнюдь ею не ограничиваясь.

Я всегда говорил и готов повторять это снова: экономическое и социальное развитие российского Дальнего Востока, повышение качества жизни населения на Дальнем Востоке невозможно без сопутствующего гуманитарного развития — изучения и популяризации своей истории и культуры. Только так получится изжить «колониальное сознание» в отношении Дальнего Востока, о вредности которого еще Столыпин говорил, психологию «вахтовика»: приехали — заработали денег — уехали.

Русские люди и русская культура пришли на Дальний Восток больше 350 лет назад, первый город в Приамурье — Албазино был основан, например, раньше Санкт-Петербурга. Вернуть эту историю людям, прочно связать дальневосточников с центральной Россией, с ядром общей культуры — вот наша задача. Тихоокеанская Россия — это прежде всего Россия, и только во вторую очередь Тихоокеанская — это русский язык, длинная и славная история, мощная культура, становящаяся точкой притяжения для других культур и народов.

Развитие и внедрение, если хотите, такого понимания — это и есть самая главная задача.

— Как можете оценить культурную политику в регионе, чем интересна Амурская область в этом плане и какие историко-культурные проекты в приоритете?

— История Амурской области начинается не с Албазина и, конечно же, им не заканчивается — огромное количество важнейших исторических событий и персоналий связаны с Дальним Востоком. Это и Муравьев-Амурский и граф Алексей Игнатьев, и история Великой Отечественной войны — недаром ДВОКУ носит имя маршала Рокоссовского. История Амурской области разнообразна и интересна, люди жили здесь уже десятки тысяч лет назад — селились по берегам рек, используя преимущества относительного мягкого климата в эпоху обледенения.

Во время раскопок в окрестностях Албазина мы находили археологические памятники эпохи неолита, раннего Средневековья, наши коллеги из Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области еще более подробно изучают стоянки древнего человека — это огромное наследие, требующее тщательного исследования.

Но именно Албазинский острог, история его героической обороны — это тот самый региональный «бренд», самая яркая страница, которая много может сделать для формирования имиджа региона.  

— Вы совмещаете работу в Фонде «Петропавловск» с работой в правительстве?

— Должность советника губернатора — это неоплачиваемая работа на общественных началах. Предмет моей деятельности — культурно-исторические и социальные проекты. Они актуальны вне зависимости от того, кто возглавляет «Петропавловск». В связи с изменениями в структуре управления группы компаний «Петропавловск» пока рано говорить, кто и как будет заниматься социальной ответственностью группы, и буду ли я сотрудничать с «Петропавловском» на новом этапе. Хотя, полагаю, новое руководство не изменит традиции и «Петропавловск» останется социально и экологически ответственной компанией.

Изначально и до сих пор основной региональный гуманитарный «албазинский проект» был преимущественно проектом «Петропавловска». Начиная с Албазинской археологической экспедиции — через изданные книги, документальные фильмы, проведенные мероприятия (как научные, так и общественные) — к сегодняшней стройке «Албазинского острога» на территории парка «Патриот» — во всем этом участвовали предприятия группы «Петропавловск». В том числе делались абсолютно уникальные вещи в «полевой части». 

 Съемочная группа Фонда «Петропавловск» работала над документальным фильмом «Албазинские скаски» больше двух лет. 

 — Какие именно? 

— В работе археологов участвовали геологи и геофизики, которые принесли на археологический раскоп современные технологии разведки недр и очень сильно помогли историкам. Использование геофизических методов позволило с высокой точностью обнаружить места наиболее вероятного расположения самых значимых сооружений.

Помощь «Петропавловска» была и в «научной части» — в Благовещенск возвращена так называемая Албазинская коллекция из Института археологии и этнографии СО РАН в Новосибирске (более 4 000 артефактов, происходящих из раскопок 1970-х годов), включавшая скелетные останки защитников острога.

 Один из черепов албазинского защитника удалось полностью реконструировать по уникальной методике Герасимова. 

По одному из черепов в 2013 году с помощью 3D-моделирования и метода Герасимова мы сделали уникальную реконструкцию облика одного из дальневосточных первопроходцев (все останки затем были с почестями перезахоронены на территории острога). И в просветительской части — мы участвовали в оформлении Албазинских залов краеведческого музея в Благовещенске, при содействии Фонда президентских грантов сняли большой документальный фильм о первых этапах освоения Дальнего Востока, а в прошлом году написали и издали книгу-прообраз первого учебника истории Приамурья.

 — Какие планы у фонда на этот год?

— Говорить о планах фонда на 2021 год пока, безусловно, некорректно. Возможно, и не будет у Фонда «Петропавловск» никаких планов в связи с изменением стратегии развития группы. Поэтому скажу скорее о собственных планах и приоритетах.

В первую очередь очень важно сохранить несколько «долгоиграющих» проектов: это поддержка Детской футбольной лиги «Амурец», подготовка нового сезона Албазинской археологической экспедиции, завершение съемок и монтажа документального фильма о графе Муравьеве-Амурском при поддержке Фонда президентских грантов.

Из новых больших проектов — мы сотрудничаем с федеральным Министерством образования по приданию нашей недавно изданной книге «Записки о Дальнем Востоке» статуса официального учебного пособия. У нас также есть планы по изданию полноценного учебника по истории Дальнего Востока, который мог бы использоваться в школах. После издания научной монографии по этнографии и археологии Приамурья и после презентации нашей последней детской книги об истории края это следующий большой шаг, и, я думаю, нам по силам сделать его.

Ну и в этом году планируем запустить вместе с партнерами из ДВОКУ и правительства области наш самый «видный» проект — макет Албазинского острога в благовещенском парке «Патриот». 

— Он ведь почти достроен? 

— Достроить сам острог — это только половина дела. Недостаточно красиво сложить бревна и повесить громкую вывеску, так ничего интересного не получится. Мы планируем насытить экспозицию острога, продумать дизайн внутренних помещений, пригласить к сотрудничеству местных умельцев, мастеров, реконструкторов, чтобы создать внутри и вокруг острога интерактивное пространство, рассказывающее и показывающее историю края всем желающим так, чтобы это было интересно и взрослым и детям.

Мы хотим не просто «сдать строительный проект», но в перспективе запустить долгоиграющее культурное пространство со своими мероприятиями, традициями, «тусовкой», которое будет «жить само по себе» и само будет генерировать значимые для жителей области и для ее имиджа события и культурно-исторические проекты.

А примет ли участие в этом «Петропавловск» или нет — покажет время. От себя скажу только, что будет очень и очень грустно, если в рамках новой стратегии крупнейший золотодобытчик региона станет воспринимать область только как «территорию охоты» — место, где зарабатываются деньги для акционеров, и не более того.

— Как вы оцениваете риск, что смена руководства группы «Петропавловск» действительно отразится на реализации социогуманитарной политики, которую группа вела?

— Пока сложно сказать. Я думаю даже не о Фонде «Петропавловск», а о его проектах, через которые реализовывалась политика социальной ответственности всей группы. Крайне важно сохранить то, что уже наработано, и обеспечить дальнейшее развитие.

Но даже если социальная политика не будет продолжена новым руководством группы, мы будем искать другие источники финансирования, потому что отказаться от продолжения работы не можем. У нас есть опыт неоднократного продуктивного взаимодействия с Фондом президентских грантов, с другими благотворительными и коммерческими организациями. Моя позиция солидарна в этом с правительством области — бросать начатое нельзя. Будем стараться привлекать к сотрудничеству всех, кому близки проблемы Дальнего Востока и кто разделяет нашу уверенность в том, что развитие России в целом возможно только при равномерном и гармоничном развитии ее территорий.

Невозможно свести роль и смысл существования всего Дальнего Востока только к каким-то экономическим и промышленным проектам: добыче, производству, переработке. Без культуры и истории ни одна территория не может гармонично развиваться. Сегодня в регионе строятся новые предприятия, новые города: Циолковский — это уникальный пример такого развития в масштабах всей страны, город, построенный с нуля. Но все это не может работать на долгую перспективу без общих культурных корней и истории, привязывающей все эти достижения, и земли, на которой это развитие идет.

Возрастная категория материалов: 18+