Три года плохая погода
— Мы уже три года подряд страдаем от непогоды. В прошлом году ливневые дожди в районе были такими, что за ночь вода в поле поднималась на метр, — вспоминает Дмитрий Иванович. — Техника не смогла вовремя выйти на уборочную, а потом выпал снег, который не таял уже до весны. В итоге сою мы убирали по снегу и порядка 500 тонн урожая потеряли. Очень надеялись, что госпомощь позволит компенсировать наши потери, но выяснилось, что режим ЧС на территории, где находятся наши поля, объявлен не был. А значит, и на компенсацию рассчитывать не стоит. Чтобы свести потери урожая к минимуму, будем менять подход к возделыванию культуры, начнем сеять сою на гребнях. При такой технологии, которая применялась еще в советское время, избыток дождевой воды скапливается в бороздах. Это дает шанс получить более высокий урожай.
Чтобы начать работать по-новому, в прошлом году хозяйство заказало в Китае сеялки, но из-за закрытой границы груз дойти до Приамурья не успел. Второй год в КФХ будут применять широкорядный способ посева, который хорошо зарекомендовал себя в сравнении со сплошным севом.
— Преимущество в урожайности широкорядный способ показал у сорта «кофу». Он устойчив к переувлажнению, поэтому подходит для выращивания на территории нашего района даже при обильных осадках. Урожайность «кофу» при широкорядном способе сева составила в среднем 18 центнеров с гектара. При сплошном севе — 10, — поясняет Дмитрий Ганиш. — Что касается местных сортов, то у нас есть раннеспелая «грация», сеем также «кордобу» и «негу». Если бы не погодные условия, эти сорта тоже показали бы неплохой результат. Три раннеспелых сорта сои канадской селекции мы решили испытать в этом году на наших сортоиспытательных участках. Если они хорошо себя проявят, то в будущем займем ими часть наших полей. В 2016 году в хозяйстве в качестве эксперимента часть полей засеяли люпином, кормовой бобовой культурой. Однако спроса на него не было, поэтому от люпина пришлось отказаться.
Высокие цены на сою помогли отдать долги
За последние годы агропредприятие, открытое в Лукьяновке в 1998 году, значительно расширило территорию и укрепило материально-техническую базу. В хозяйстве построили собственный комплекс по переработке и очистке зерна, большой гараж для зимнего хранения техники, двухэтажное здание со столовой и офисом. Обновили и пополнили новыми машинами парк сельхозтехники.
— Укрепление материальной базы мы проводили не только за собственные финансовые вливания, но и за счет государственной поддержки и кредитных средств. В прошлом году на госпомощь рассчитывать не довелось. Чтобы погасить долги по кредиту, даже семенной материал частично продать пришлось. Продержаться помогли цены на сою, сложившиеся на мировом рынке, — продолжает глава крестьянско-фермерского хозяйства. — Если говорить о реализации зерновых, которых мы сеем не менее 400 га, то ценовая политика на сегодняшний день такова, что производство зерна себя не оправдывает. Увеличить площади под зерновые культуры у нас возможности нет, хотя это необходимо. Зерновой рынок в области как таковой отсутствует, свою продукцию каждый аграрий продает сам как может. Если для реализации сои у нас есть надежный партнер — Амурагроцентр, с которым хозяйство сотрудничает много лет, то с продажей овса и пшеницы все сложнее. Еще у нас сенокосных угодий порядка 200 га. Сено в основном владельцы личных подсобных хозяйств приобретают. Есть на зерно и оптовые покупатели. Но в этом году на складах до сих пор осталась часть непроданной пшеницы. Словом, трудностей достаточно. Но, благодаря поддержке семьи, удается справляться.
Семейное дело
Свое предприятие Дмитрий Иванович назвал в честь внучки Дианы. Впрочем, о том, что КФХ в Белогорском районе — это семейное дело, говорит не только название. Рядом с опытным фермером работают его сын Валерий Ковальчишин и внук Александр. Последний, окончив магистратуру в Дальневосточном ГАУ и отслужив в армии, не в пример многим решил вернуться в родное село. В кабину трактора молодой человек впервые сел, еще будучи школьником, помогая в поле отцу и деду. А теперь дипломированный специалист несет ответственность за исправность всей электрики и техники на предприятии.
— Решил вернуться, рассудив, что в городе работать на чужих людей не стоит, — говорит Александр Ковальчишин. — Дед, как опытный наставник, до сих пор многому меня учит, и в особенностях техники разбираться помогает, подсказывает. Человеку всегда есть чему учиться.
«Надеемся на свои силы»
Проблемой для «Дианы» в этом году стал дефицит рабочих кадров. Из-за пандемии и закрытых границ в Приамурье не приехали граждане Узбекистана, которых в хозяйстве на протяжении нескольких лет привлекали к сезонной работе. Даже несмотря на то что найти людей удалось в Березовке и Томичах, рабочих рук в КФХ все равно не хватает. — На посевную и уборочную нам нужно человек 12. Будем выкручиваться, а как иначе, — не унывает лукьяновский фермер. — Духом падать нельзя. Это сразу видят люди. И на работе уныние отражается. Мы, конечно, надеемся на изменение ситуации, но больше — на свои силы
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии