• Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев

«Удалите журналистов»

На скамье подсудимых два молодых амурчанина — жители села Новостепановка Свободненского района. Ребята выросли в одном селе, учились вместе в ПТУ, а сейчас живут на одной улице. В здание суда молодые люди заходят вместе — по решению суда они находятся под домашним арестом до 12 июля, а потому их доставляют в сопровождении. Совсем юные, больше похожие на мальчишек. Увидев журналистов, молодые люди спешат в зал и наотрез отказываются от комментариев.

На них защитные маски, и мои попытки заметить какие-то эмоции на лице подсудимых тщетны. Думается, пандемия в таких случаях для кого-то — большая радость. Как выясняется, оба парня официально трудоустроены водителями-машинистами погрузчика в солидных организациях, за плечами у обоих служба в армии. Оба до этого дня не судимы. У каждого есть маленький ребенок: у одного — четырехлетняя дочь, а у второго — совсем маленькая, четырехмесячная. Признаюсь, на этом факте, который озвучивают в суде, мое материнское сердце екает и жалостливо сжимается. Ровно до того момента, как один из молодых людей просит суд удалить из зала журналистов. Однако судья, которая годится по возрасту парням в матери, отказывает в этом.

Защитники общаться с прессой тоже отказываются — у каждого из молодых людей свой нанятый адвокат. Один из них решительно заявляет журналистам: «Мы категорически против всякого общения».

Перед заходом в зал судьи вносятся материалы дела — несколько увесистых папок женщине просто не поднять, а потому помогает пристав. Уже в первом заседании обвинение предлагало максимально отработать по делу — допросить свидетелей и сразу приступить к изучению письменных материалов: протокола осмотра места происшествия, вещественных доказательств, протокола следственного эксперимента. Однако адвокат настаивает на допросе всех свидетелей, которые не явились на первое заседание. А не явились почти все — в коридоре допроса ждет только один. Кстати, среди заявленных свидетелей ни одного со стороны защиты нет.

Суд пошел навстречу защитнику, хотя было отмечено, что извещения и СМС отправлены всем. Сами молодые люди пояснили, что у кого-то просто нет транспорта — Новостепановка, откуда и вызвана большая часть свидетелей, находится в 70 километрах от Свободного, а отец одного из подсудимых, который тоже вызван, сейчас на вахте. Также в числе неявившихся свидетелей — родители второго молодого человека. На суде было решено: если вызванные не явятся сами, их доставят в суд принудительно.

Сговор и умысел

После стандартных процедур все стороны приходят к согласию начать судебное следствие в том составе, который есть. И после разъяснения прав всем сторонам зачитывается обвинение. По версии следствия, 8 сентября 2020 года один из молодых людей в гостях у второго предложил поохотиться на тракторе, и тот согласился. Вечером инициатор прихватил  ружье TG2 с оптическим прицелом и забрал на тракторе товарища, который вооружился самодельной лампой-фарой.

С ее помощью браконьеры выслеживают копытных. Как правило, косуля и изюбрь застывают, ослепленные ярким светом, а охотники в этот момент стреляют. Этот незаконный процесс называется «засвет». Кстати, специалисты охотуправления на суде подтвердили: охота на транспорте с использованием подручных средств полностью запрещена, впрочем, не было у молодых и какой-либо лицензии.

Как следует из обвинительного заключения, в нескольких километрах от села охотники увидели тигра, светивший фарой произнес сигнальное слово: «Засвет!» После чего сидевший за рулем парень оставил трактор и выстрелил в животное, ранив его. Место друзья покинули, но вернулись утром. Раненый тигр был жив, и владелец оружия добил его выстрелом. По заключению экспертизы, молодой тигр 3—4 лет погиб от пули в грудную клетку. При этом при жизни Павлик был здоровым и крепким, озвучила при зачитывании обвинения помощник Свободненского городского прокурора Дарья Проскурова.

После этого судья просит подсудимых огласить свою позицию. Однако один за другим они отказываются это сделать до окончания судебного следствия.

«А тигра видели?»

Впрочем, их позиция стала ясна по поведению линии защиты. Оба адвоката очень настойчиво допрашивали свидетелей на предмет того: «А вы видели тигра? А вы точно знаете, что его можно отличить от другого зверя в этой ситуации?» И мнение экспертов, что ни один охотник не сможет перепутать косулю с тигром, сразу отвергались: «Ну вы же не видели».

— Действительно, я не видел тигра. Но мечтал об этом. Только шанса на это мне не оставили, — говорит представитель потерпевшего, ведущий специалист-эксперт управления по охране животного мира Амурской области Евгений Соловьев. Именно он отвечает за охрану животного мира в Свободненском районе. Специалист первым выехал на поиски Павлика, затем искал тело и вызвал полицию к найденным останкам. — Павлик пережил зиму в Амурской области и ни разу не подошел к людям, хотя находился здесь продолжительное время и прошел несколько районов. И там, где его настигла пуля, он тоже просто шел мимо — ему осталось три километра до заповедника. Не дошел…

Евгений Владимирович подробно описал то, что увидели он и его коллеги, когда удалось обнаружить убитого Павлика. На месте нашли GPRS-модуль от ошейника с механическим повреждением. Среди начавших сильно разлагаться останков тигра не обнаружили сам ошейник и голову хищника. По этому факту сейчас идет расследование отдельного уголовного дела. Причем, по словам Евгения Соловьева, даже убитый тигр вызывал такой трепет среди животного мира, что на этом месте не было стервятников и других животных, которые могли бы покуситься на труп. Зато на месте нашли следы протектора шин.

— Во время поисков с нами была собака. Так вот, она наотрез отказалась идти в то место, где лежали останки тигра — такой парадокс! Даже после смерти животные чувствуют опасность этого хищника, — рассказал Евгений Владимирович.

Эксперимент с коробкой

Евгений Соловьев — участник следственного эксперимента, который проводился во время расследования. С помощью окрашенной под расцветку тигра коробки следователи проверяли, можно ли перепутать хищника с косулей, на которую охотились подсудимые. Назвать место, где нашли Павлика, лесом нельзя. По факту это марь между двух хребтов, из растительности, которая могла теоретически скрыть хищника — три лиственницы в десятке метров от него.

По словам представителя потерпевшего, вес молодой косули составляет порядка 20 килограммов, а вес тигра доходит до 300 кг. Как выяснилось, со ста метров (расстояние указали сами задержанные в начале расследования) помещенная в траву коробка отчетливо просматривалась свете лампы-фары даже без оптического прицела.

— Отличить тигра от косули? Само собой, любой охотник сможет! Соотнесите размеры животного — голова тигра в несколько раз больше, — уверено заявил единственный явившийся свидетель — бывший опытный охотовед Михаил Артюхин, который работает пожарным и сначала не понял, на какое судебное заседание попал. — Тем более в свете лампы: она «бьет» на метров 500, не меньше. А оптика сейчас и вовсе супермощная.

Впрочем, на вопрос: «А вы видели засвет тигра?» — специалисты отвечают отрицательно. К счастью, думаю я, остальным амурчанам не приходилось охотиться на краснокнижное животное с браконьерской фарой и оптическим прицелом. Хотелось бы надеяться, что этот случай так и останется единственным.

Признание смягчит вину

После допроса свидетеля суд назначил следующее заседание по громкому преступлению на начало июня. За пределами зала было озвучено, что в этом деле не исключено и выездное заседание. Подсудимые и их защитники имеют право требовать повторного проведения следственного эксперимента уже с их участием.

— Свободенским городским судом постановлено начать рассмотрение уголовного дела по ч. 2 ст. 258 УК РФ — это незаконная охота на сибирскую косулю по предварительному сговору и ч. 1 ст. 258.1 УК РФ — незаконная добыча особо ценных диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу. Состоялось первое заседание по существу, — говорит помощник Свободненского городского прокурора Дарья Проскурова. — Мы огласили обвинение, подсудимые отказались высказать свое отношение в предъявленному обвинению, отметив, что свою позицию они обоснуют после исследования всех доказательств стороны обвинения, то есть после окончания судебного следствия. Также допросили представителя потерпевшего, свидетеля и определили дальнейший порядок работы. Пока в деле есть свидетели только со стороны обвинения, но у стороны защиты есть право заявить свидетелей в ходе судебного следствия, а также есть право заявить ходатайство о проведении выездного судебного заседания, в том числе о проведении повторного следственного эксперимента, чтобы установить, на каком расстоянии видно тигра, который прячется в кустах. Но решение принимает суд.

До тех пор, пока мы не знаем отношения к обвинению, говорить о наказании нельзя. Дело в том, что полное признание вины и раскаяние являются обстоятельствами, смягчающими вину. Также во время судебного заседания подсудимые могут принять меры по частичному возмещению ущерба, и это будет учтено судом. Мы думаем, что отказ озвучить свою позицию — это линия защиты. Мы считаем, что расследование проведено в полном объеме и доказательств достаточно для вынесения итогового решения и постановления обвинительного приговорам по обоим фактам совершенного преступления.

СПРАВКА АП

Обезображенные останки тигра Павлика обнаружили 23 сентября прошлого года близ села Новостепановка Свободненского района. Практически сразу были задержаны подозреваемые — местные жители, которым сейчас 24 и 25 лет. Как считает следствие, само преступление произошло в ночь на 9 сентября.

Не без препятствий дело дошло до суда. В первый раз, в конце прошлого года, суд вернул его на доработку. Изначально были возбуждены уголовные дела по ч. 2 ст. 258 УК РФ — это незаконная охота по предварительному сговору, и только одного из мужчин обвинили по ч. 1 ст. 258.1 УК РФ — незаконная добыча особо ценных диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу. После доработки квалификация была изменена. 

Сейчас обоих мужчин обвиняют и в незаконной охоте по предварительному сговору, и в незаконной добыче особо ценных диких животных, совершенной группой лиц. За эти преступления приговор более суров — до восьми лет лишения свободы. Заявлен и гражданский иск на возмещение ущерба в 2 миллиона 317 тысяч 535 рублей.

Тигр Павлик был возвращен в дикую природу вместе со своей сестрой Еленой весной 2019 года. Хищников выпустили в Архаринском районе Амурской области, после чего они разошлись в разные стороны: Елена выбрала для обитания Хинганский заповедник, Павлик отправился исследовать отдаленные районы области. Сейчас Елена остается в Архаринском районе, а на этой неделе была выпущена в этом же районе еще одна тигрица Санда. 

МНЕНИЕ

Сергей Арамилев, директор центра «Амурский тигр»:

— Пока за все это время тигры в Амурской области не сделали ничего плохого. Не создавали даже потенциально угрозу. Тигров убивают везде. Но в Приморье их живет около 450, там потеря одного не так бросается в глаза. У нас есть история с Павликом, который много путешествовал и при этом не выходил к людям. Ошейник не защита: показания снимаются раз в сутки, и ровно на столько мы отстаем от зверя. За сутки зверь может пройти до 12 километров,  а может и до 60-ти в зависимости от цели. Приставить к каждому дереву инспектора невозможно и бессмысленно. Павлик не зашел в населенный пункт и не напал на ферму. Это стечение обстоятельств, так бывает. Благодаря охотуправлению Амурской области установили подозреваемых, уголовное дело в суде, и мы надеемся на справедливый приговор. Главное, чтобы виновные были наказаны.

Возрастная категория материалов: 18+