Раздача пригласительных на экспозицию шла на сайте www.поездпобеды.рф 26 августа. Уже к полудню билеты закончились. Чем запоминается выставка – в репортаже журналиста АП.

На экскурсию – по 12 человек

В день открытия выставки для удобства ее работы (и неудобства родителей с детьми) подъезд к железнодорожному вокзалу был перекрыт сотрудниками городской полиции. Так что заезжать приходилось с улицы Островского, либо оставлять автомобиль на Тенистой. Зато благодаря этому в эпидсезон опасной инфекции удалось избежать толкучки.

Перед стойкой регистрации людей собиралось не больше двух десятков. Каждый подходил к своему времени. Если группа из 12 человек не набиралась, организаторы приглашали на экскурсию безбилетников. Обработка рук, измерение температуры, маска на лицо — и вперед в хвост состава, где находился нулевой вагон.  

«Поезд Победы» — это восемь вагонов, если считать вместе с нулевым. Каждый вагон — отдельная история жизни советского народа в период Великой Отечественной войны. Всем гостям старше 12 лет выдали наушники и аудиокниги. С помощью них мы слушали историю девушки Лидии, которая выросла в семье машиниста и сама получила такую профессию. Прототипом ее стала Елена Чухнюк, возившая в годы войны воинские эшелоны с оружием и боеприпасами к линии фронта.   

Экспозиция под стук колес

Экспозиция начинается с показа мирного времени. Под стук колес мы словно стали участниками тех далеких событий: вот мамочка заплетает косы вредничающей дочери, вон летчик запускает самолетик для мальчишки, а там мамочка кормит малыша. Плацкартные вагоны всегда полны самых разных людей. Видеоэкраны на месте окон имитируют движение состава и смену картинок за окном. На столиках — посуда и вещи довоенных лет. Удивительное совпадение: накануне вечером мы с сыном читали книгу Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» и на выставке увидели ее же — 1937 года выпуска.

Однако в следующем вагоне обстановка предстает совсем уже нерадостная. «Немцы бомбят наши города», — сообщает аудиогид пришедшим на выставку. Война известила о себе сама — бомбежками, взрывами, стонами, криками. За окном поезда — руины городов, сожженные деревеньки. Здесь же история Брестской крепости, героизма тех, кто ее защищал. Лица солдат, их силуэты выточены из кирпича. В своем мужестве они (павшие, но не отступившие) словно вросли в стены.        

Сражались насмерть

В третьем вагоне вновь два сюжета — солдаты едут на фронт и ведут ожесточенные бои. Вырытый окоп, из которого бойцы сражаются насмерть. Брошенная тут же маленькая саперная лопатка — словно символ нашей Родины, которая была брошена в полымя. Не готова была к столь вероломному нападению Германии, но стояла любой ценой за свою свободу.

В четвертом вагоне еще больше трагизма: пленного красноармейца допрашивают фашисты и товарный поезд везет советских военнопленных в концлагеря. Художникам и скульпторам удалось передать весь тот ужас, который испытывали будущие узники нацистских лагерей, которых ждали бесчеловечные эксперименты, пытки, голод и газовые камеры. Жутко смотреть на изможденных людей-скелетов, горы одежды и обуви, как будто оставшейся от их уже погибших предшественников. Не смолкающий лай овчарок атмосферу вагона делает еще более гнетущей.

Слова виртуального гида Лидии долго потом звучат в голове: «Когда партия рабочих умирала, приходил новый эшелон — конвейер смерти… Но среди всего этого парализующего ужаса были люди, похоже на сваи в речном потоке. Их было немного. Ни пытки, ни голод и не холод не смогли их сломать. Эти смельчаки подавали другим узникам пример, зажигали в них надежду и воскрешали волю...»         

Сложнейшие операции и банно-прачечный вагон

Пятый вагон — санитарный, где прямо на ходу поезда делали сложнейшие операции. В таких в войну на каждую медсестру было больше 150 раненых. В этом же вагоне скульптура ученого, которая спасла сотни тысяч жизней. Микробиолог Зинаида Ермольева изобрела первый советский антибиотик — пенициллин. Благодаря ему к концу войны почти уже не было ампутаций и заражения крови из-за гангрены.

«О, мам, банька!», — сказал сын, когда мы зашли в шестой вагон. И правда, легкий пар (который организаторы использовали для антуража), как тончайшая вуаль, прикрывал экспозицию, а потом рассеялся. Так что мы смогли рассмотреть и военные душевые кабины, и тазики с вениками, и мойки с краниками. Иногда для солдат с передовой такие баньки на рельсах были единственными помывочными за три-четыре месяца тяжелых боев.  

Также в банно-прачечном вагоне мы увидели взятых в плен немцев. Среди них генерала-фельдмаршала 6-й армии Фридриха Паулюса, которого маршал К.К. Рокоссовский решил отмыть перед тем, как везти в Москву. Немецкий офицер в феврале 1943 года (а дело было под Сталинградом) уже совсем не был похож на завоевателя, как в начале войны.

Дорога жизни

Во второй половине вагона — город Ленинград, освободившийся от блокады, в окне-видеоэкране — Ладожское озеро, ставшее Дорогой жизни для горожан. Вместе с речью аудиогида мы слышим пронзительное мяуканье — в клетках рядом с пассажирами едут кошки. Их везут из Сибири в помощь ленинградцам, уцелевшие дома которых наводнили крысы (в блокадном городе жители съели не только голубей и собак, но и кошек, из-за чего и расплодились противные грызуны).       

В седьмом вагоне разместился штаб с советскими радистами и маршалом К.К. Рокоссовским, чье имя носит наше ДВОКУ. Звезду маршала и звание «Героя Советского Союза» он получил за операцию «Багратион». Вторую часть вагона превратили в бронепоезд «Илья Муромец», построенный на деньги железнодорожников Муромского узла в подарок Красной Армии. Дойти до Берлина (оставалось 50 километров) помешал разрушенный мост через реку Одер.

В восьмом, последнем, вагоне нам снова улыбались скульптуры-пассажиры. За окном был месяц май и уже мирное небо, у пассажиров в руках цветы, играла веселая музыка. «Мам, смотри, у манекена в руках ваша газета!», — сказал сын, заметив газетку с похожим названием. Но только это была не «Амурская правда», а советская «Правда» — 1945 года…

Поезд должен увидеть каждый

«А теперь вы можете присесть», — неожиданно предложила уже наш реальный, а не виртуальный гид. Экскурсия по «Поезду Победы» подошла к концу, 40 минут пролетели незаметно. Под занавес мы оказались в «сидячем» вагоне, который повторял интерьер второго вагона состава. Там же мы сдали наушники и аудиокниги, и пошли на выход.

«Круто!» — воскликнул мой 9-летний сын, спрыгнув с подножки «Поезда Победы» на землю. «Хочу еще!» — озвучила мои мысли 4-летняя дочь. Я переживала, что она в силу возраста испугается реалистичных скульптур, но ребенок был в восторге. Действительно, впечатления мы получили непередаваемые!

Последующие несколько минут мы с детьми шли в полной тишине. Мы много читаем с ними о войне, детях-героях. Они знают о своих прапрадедушках, которые были награждены медалями за совершенные подвиги. Но ни мои рассказы, ни прочитанные произведения не проиллюстрирует столь ярко Великую Отечественную войну, как эти инсталляции.

Такой поезд нужно показать каждому взрослому и ребенку, чтобы люди ценили жизнь и чтили свою историю.

3Д-версию выставки можно увидеть на сайте www.поездпобеды.рф. Эта уникальная экспозиция была создана в 2020 году в рамках Года памяти и славы. Проект реализован творческой мастерской «Невский баталист» совместно с медиагруппой «Красный     квадрат» при поддержке Министерства культуры и высшего образования РФ, ОАО «РЖД и общественной организации «Волонтеры Победы». В Благовещенске выставка гостит впервые, но, возможно, в следующем году приедет снова. Из Приамурья «Поезд Победы» отправится в Приморье.

Что впечатляет больше всего? Реалистичность композиций. Ну и некоторые факты.

«Поезд Победы» — это:

  • 8 тематических и 4 технических вагона
  • 12 тематических зон
  • 400 квадратных метров декораций
  • 70 художников и 130 других специалистов
  • 800 кг пластилина и скульптурной глины
  • более 100 натурщиков, которые участвовали в создании образов
  • 150 скульптур и комплектов одежды
  • более 4000 единиц реквизита

Возрастная категория материалов: 18+