Фото: pixabay.comФото: pixabay.com

В условиях пандемии в амурской столице был закрыт городской роддом, помещения которого переоборудовали под ковидный госпиталь. Благовещенск лишился единственного межмуниципального учреждения родовспоможения второй группы. Как это отразилось на будущих мамах и новорожденных? На каком сроке беременности COVID-19 наиболее опасен, как вирус влияет на развитие плода и зачем в роддомах нужны психологи? Эти и другие вопросы обсудили медики, представители Росздравнадзора и общественных организаций по защите прав пациентов на круглом столе в АП. Он состоялся во Всемирный день безопасности пациентов, который в этом году прошел под лозунгом: «Безопасность при оказании помощи матерям и новорожденным».

УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА

Семенкова Светлана Валерьевна — врио руководителя территориального органа Росздравнадзора по Амурской области.

Петрова Ксения Константиновна — главный внештатный акушер-гинеколог министерства здравоохранения Амурской области.

Дударикова Светлана Александровна — главный внештатный педиатр министерства здравоохранения Амурской области.

Кривощекова Наталья Анатольевна — заместитель главного врача по родовспоможению Благовещенской городской клинической больницы.

Коломыцын Павел Геннадьевич — председатель регионального отделения Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Росздравнадзоре по Амурской области.

Воржева Дарья Ивановна — консультант по грудному вскармливанию, многодетная мать.

Что делается для защиты беременных в пандемию

—  Рожать или подождать, пока не закончится пандемия? Таким вопросом задаются  многие амурчанки. Что делают чиновники от здравоохранения, чтобы рассеять эти сомнения, а беременность и роды были безопасными даже при угрозе заражения  ковидом?

Наталья Кривощекова: — Амбулаторное наблюдение беременной во время пандемии принципиально не отличается от обычного, тем не менее особенности есть. С одной стороны, мы должны обеспечить для пациентов полный спектр обследований,  и скрининговых в том числе. Беременная женщина должна получить полную медицинскую помощь и обследование, но если она имеет признаки ОРВИ или ковида в любой степени проявления, то не должна создавать риски для пациентов, посещающих женскую консультацию. Это была первая трудность. Мы наладили дистанционную связь: каждая пациентка получает личный телефон лечащего врача и при малейших симптомах вирусной инфекции у них есть контакт, беременная  получает рекомендации,  что нужно делать. Плюс дистанционное консультирование: разработаны чек-листы по опросу беременных, чтобы они дома получали консультативную помощь. Выездные акушерские бригады сегодня выезжают на дом при необходимости  в два раза чаще, чем это было до пандемии.  

— В соцсетях обсуждалось, что беременных с признаки ОРВИ нигде не хотят видеть. В поликлинике говорят: «Вы не наш пациент, идите в консультацию», а в консультации: «Только к нам не заходите, заразите беременных!»

—  Сейчас эти вопросы решены. Женские консультации работают в плотном контакте с поликлиниками. Таких проблем больше не возникает. Я не скажу, что у нас все безоблачно, в начале становления шероховатости были. Мы только приказ по маршрутизации три раза меняли. Сейчас и с областными учреждениями акушерскими, и с консультативным перинатальным центром все вопросы четко определены. Не было ни одного обращения, где бы пациентка пожаловалась на то, что не получила скрининговое обследование в связи с признаками ковида. 

Пока пандемия продолжается, отдельного роддома для таких пациентов нет, мы обязаны ребенка дистанцировать от матери.

Когда пандемия только началась, было несколько эпизодов, когда мы вынуждены были закрывать целые подразделения родильного дома в результате заноса инфекции. Любая пациентка в принципе была потенциально опасна: прибыла из дома, родила, потом выявляем у нее коронавирус, а женщина лежит в общей палате. Чтобы минимизировать риски, теперь на плановую госпитализацию беременных принимаем только при наличии отрицательного мазка сроком до 72 часов. Разделены потоки пациенток с установленным и неустановленным статусом по COVID-19.

Прием на лечение по экстренным показаниям и на родоразрешение женщин с подозрением на инфицирование проводится в изоляторе. Обследуем их экстренными тестами. Они закуплены и для всех доступны. С тех пор как мы открылись после перепрофилирования в госпиталь, больше активных заносов инфекции не было.

— Были случаи заражения новорожденных ковидом?

— В госпитале прошло более 100 родов. Инфицированным оказался один новорожденный. На каком этапе это произошло, сложно сказать: либо это был вертикальный путь (внутриутробно) — мы его не смогли подтвердить, либо это было все-таки какое-то контактное инфицирование. Ребеночек недоношенный, видимо, защитные механизмы были снижены. Но в целом работа в госпитале налажена так, что риски инфицирования новорожденных минимизированы. Родильный бокс развернут в отдельном блоке, изолированно от палатных отделений госпиталя — у больных ковидом туда доступа нет.   

Для новорожденных развернуто отдельное помещение, где они находятся до перевода либо в детскую больницу, либо в перинатальный центр, то есть в изолятор уже за пределы госпиталя.  Как только ковидная мама родила, мы сразу изолируем от нее ребенка. С детками работает отдельно выделенный персонал, который приходит сразу из чистой зоны.

—  Изоляция новорожденного от матери имеет тоже массу негативных последствий. Насколько она обоснованна?

— Мы обязаны изолировать ребенка до определения его статуса. Если и у мамы, и у новорожденного статус ковид-положительный, то их совместное проживание возможно.  Также если статус мамы не установлен, а ребенок с отрицательным статусом, то при соблюдении противоэпидемических мероприятий они тоже могут находиться вместе. Но мы не можем в ковидном госпитале организовать детский пост. Тогда риски для новорожденного превысим многократно!

215

врачей акушеров-гинекологов и 46 врачей неонатологов работают в Амурской области. Из них 32 имеют высшую категорию, 28 — первую и 17 — вторую категорию

В наших условиях, когда в Благовещенске нет изолированного родильного дома, который бы работал только на ковидных пациентов, мы делаем все в рамках приказа Минздрава РФ — изолируем новорожденных. Чтобы у рожениц не было психологических травм,  малютку фотографируют, дают полную информацию о его самочувствии. Точно так же мамы контактируют с детской больницей, перинатальным центром. И состояние здоровья матерей в большей части позволяет им после контрольных мазков выписаться через 7—10 дней из госпиталя и к ребенку прийти. Лечение матерей с легкой степенью коронавирусной инфекции не длительное, позволяет сохранить грудное вскармливание, и наш акушер-гинеколог занимается с этими мамами. К сожалению, иногда тяжесть заболевания такова, что некоторые мамы у нас и полтора, и два месяца продолжают лечение. Тогда ребенка чаще всего забирают родственники.

Каждый пятый ребенок у ковидных мам родился недоношенным. Но я хочу сказать, что преждевременные роды мы обычно инициируем. Тяжесть состояния пациентки с коронавирусной инфекцией не позволяет пролонгировать беременность. После родов  медики могут применить методики, которые нельзя применять во время беременности. Это случаи, когда родоразрешение проводится, чтобы спасти пациента.

Зачем вакцинируют беременных и насколько это опасно

— С недавнего времени беременным амурчанкам стали предлагать вакцинацию от ковида. Многие переживают, как это отразится на ребенке?

Светлана Семенкова: — Прежде всего врачи рекомендуют будущим родителям прививаться еще на этапе планирования беременности. Если этого не было сделано, вакцинацию препаратом «Гам-КОВИД-Вак» («Спутник V») с 22 недель беременности предлагают только тем, у кого хронические заболевания и имеется высокий риск тяжелого течения ковидной инфекции. То есть определяются случаи, когда ожидаемая польза для матери превышает потенциальный риск для плода.  И это делается с единственной целью — для минимизации материнских потерь.

Наталья Кривощекова: — Сама по себе беременность создает предрасположенность к ОРВИ. Происходят физиологические изменения в иммунной и сердечно-легочной системе, поэтому вероятность тяжелого течения респираторных инфекций высока не только для самой женщины, но и для плода. Вирус в первую очередь действует на сосуды, и у беременных страдает плацента. Могут случаться и преждевременные роды, и выкидыши — мы это видели и в первую, и во вторую волну. У детей, рожденных с внутриутробной пневмонией, не очень благоприятное течение болезни.

Беременным нужно делать прививку, только если они находятся в группе риска и если риск заболевания COVID-19 и его осложнений превышает все другие риски.

Во всем мире процент смертности от COVID-19 среди беременных составляет до 25 процентов. В группу наиболее высокого риска развития тяжелых форм входят беременные, страдающие бронхиальной астмой средней и тяжелой степени тяжести, сахарным диабетом, у кого есть сердечно-сосудистая патология, ожирение, заболевания почек и печени. Собственно говоря, эта группа риска беременных подлежит вакцинации на сроке с третьего триместра, когда все органы и системы плода уже полностью сформированы. Риск для ребенка становится минимальным. В женских консультациях проводится работа по информированию. Пока в Благовещенске привитых беременных всего 15 человек. Надеемся, что женщины более осознанно будут подходить к минимизации рисков для своего здоровья. 

Ковидная волна пошла по школам

— В начале пандемии были заявления специалистов, что дети к новой коронавирусной инфекции практически невосприимчивы или мало восприимчивы. Потом появился дельта-штамм, стали говорить, что вроде как дети инфицируются в большей степени. На сегодняшний день с точки зрения науки и практики насколько опасна коронавирусная инфекция для детей?

Светлана Дударикова: — Дети чаще стали болеть ковидом. Причем самого разного возраста, начиная от новорожденных, которые поступают к нам из роддома уже с таким диагнозом.  На сегодняшний день только по Благовещенску 104 ребенка с подтвержденным диагнозом лечатся в амбулаторных условиях. И в стационаре — инфекционном госпитале, который расположен в детской городской больнице, лежит 12 детей. Переносят дети новую коронавирусную инфекцию в легкой или средней степени тяжести. Только одна девочка была госпитализирована с ковидной пневмонией, но ей уже 17 лет, практически взрослый человек. У остальных детей ринит и фарингит — это максимум. Сейчас волна пошла по школам. В основном болеют 10—12-летние дети и малыши, посещающие садики. Для детей вакцина против новой коронавирусной инфекции еще не разработана. Надеемся, что все-таки будет прорыв. Потому что контактных детей очень много.  С начала учебного года заболеваемость ковидом возросла в три раза! 

В роддомах нужны перинатальные психологи

Дарья Воржева: — У меня вопрос по родильным домам.  Здесь прозвучало, что для поддержки матерей и беременных много всего сделано. Но как консультант по грудному вскармливанию я вижу определенную проблему: у нас отсутствуют перинатальные психологи, которые бы работали непосредственно в роддоме. Очень много мам, которые впадают в послеродовую депрессию. Я сама мама четверых детей и понимаю рожениц, которые говорят: «Мне никто психологически не помог. Все настолько сухо: порой невозможно получить ответы даже на вопросы по уходу за ребенком».  Мамы не понимают, что делать со своей грудью, как правильно подходить к ребенку. Отсюда лактостазы — застой молока в протоках молочной железы, это очень частое осложнение, связанное с грудным вскармливанием. Многие звонят и просят: «Мы завтра выпишемся, очень вас ждем. Грудь полная, поднимается температура». Вот такие мамы выходят из роддома.

Наталья Кривощекова: — В родильных домах психологов нет. Но они есть в женских консультациях. Конечно, грудным вскармливанием они не занимаются, но психологическую поддержку до родов или после родов окажут. В любой момент женщина может обратиться, если у нее возникают какие-то проблемы. Но мы не видим заинтересованности самих женщин. В основном психологи занимаются с теми, кто хочет прервать беременность, так называемым доабортным консультированием.

100

с лишним родов ковидных пациенток провели в акушерском отделении инфекционного госпиталя, развернутого на базе городского роддома

В плане специалиста по грудному вскармливанию — такой штатной единицы в роддоме не предусмотрено. В родильных домах второго уровня пребывание в послеродовом периоде сокращено — на четвертые сутки всех выписываем домой. Как раз начинается  становление лактации, и налаживание грудного вскармливания идет уже за периметром роддома. Акушеры учат пациенток, как прикладывать ребенка к груди, но, возможно, в штате нужен еще человек, который бы занимался только этим вопросом.

Дарья Воржева: — В ожидании родов, если ребенок желанный, психолог не нужен. Вот когда ребенок родился и возникают сложности на этапе естественного родоразрешения (экстренно было назначено кесарево сечение или женщина находится в реанимации, а ребеночек — в детском отделении), в этот момент мамы выходят из состояния равновесия. Я сама четырежды кесаревосеченная и прекрасно знаю состояние женщины, которая находится в реанимации. Некоторые, начитавшись интернета, такого себе накручивают, что ребенка опасно в руки дать. В таких случаях психолог не рекомендован — он просто необходим.  Поэтому в наших родильных домах нужен специалист, который бы мог выделить каждой роженице буквально 3—5 минут для того, чтобы выявить: есть там проблема или нет.

Светлана Дударикова: — В каждой детской поликлинике Благовещенска есть психолог. Специалисты достаточно опытные. Когда мама выписывается с ребенком из роддома домой, обязательно на первый патронаж к ней приходят и педиатр, и медсестра. Если есть какие-то вопросы по грудному вскармливанию, мамы пусть не стесняются, задают. Специалисты все квалифицированные. Это не тот случай, когда после 6-го курса начинает работать выпускница медицинской академии, которая своих детей еще не имеет. Каждый педиатр и медицинская сестра могут проконсультировать по поводу грудного вскармливания, объяснить, что делать с грудью и ребенком. Если они видят, что мама, выписавшись из роддома, немножко неадекватно себя ведет, обязательно сообщают об этом в медико-социальную службу, где в штате есть детский психолог. С мамой созваниваются. Если нужна помощь, психолог может ей тут же позвонить или даже приехать на дом. И сама женщина может прийти в детскую поликлинику на консультацию к психологу. Проблем нет. Просто не все женщины об этом знают. Это называется недосказанность. И хорошо, что сегодня этот вопрос подняли. Это еще раз доказывает: обратная связь очень нужна. 

Безопасность равно информирование

Фото: Алексей Сухушин

Павел Коломыцын: — По данным Всемирной организации здравоохранения, ежедневно в мире в перинатальном периоде умирают 810 женщин; и по причинам, связанным с родами и беременностью, погибают 6 700 новорожденных. Мы тут заседаем два часа, а за это время погибло 74 женщины и 540 детей. Судя по заслушанным сообщениям, у нас в регионе ситуация не такая жуткая в этой сфере. Проблемы, которые решает медицинское сообщество в гинекологии, акушерстве и неонатологии, конечно, есть, но в целом система  выстроена. За весь период пандемии в Росздравнадзор поступали единичные обращения с жалобами на ненадлежащее оказание именно акушерской помощи, а за 2021 год таких обращений не было. Нужно стремиться все равно к лучшему. В процессе дискуссии не раз прозвучало, что у нас возникают проблемы информационного характера в первую очередь. Многие женщины просто не знают о том, что они могут получить какие-то сведения, услуги, необходимые для успешных родов. Мне кажется, что и специалисты не всегда знают, какие вопросы волнуют пациентов. Поэтому необходимо принять меры по усилению работы именно по информированию женщин о тех возможностях, которые имеются, в частности, относительно специалистов — психологов, консультантов. Есть предложение программу «Здоровье молодой семьи» расширить на региональный уровень и при регистрации брака выдавать сертификаты на бесплатное скрининговое обследование состояния репродуктивной системы организма всем амурчанам-молодоженам.

Ковидно-акушерская статистика по Амурской области

В инфекционном госпитале Благовещенска с начала пандемии пролечили около 300 будущих мам, из них 176 при сроке беременности более 22 недель. Это и жительницы амурской столицы, и прибывшие по направлению из районов области. 

88 % пролеченных беременных были в состоянии средней тяжести течения ковида, 2 % — в тяжелом и 0,5 % — в крайне тяжелом.

6 пациенток в 2021 году были внесены в реестр критических акушерских состояний — для их спасения потребовалась мобилизации всех организационных и лечебных сил.

12 беременных с коронавирусной инфекцией лежат на данный момент в инфекционном госпитале.

19 процентов ковидных беременных родоразрешились преждевременно.

Практически каждой третьей роженице (32 %) провели кесарево сечение — даже меньше, чем в перинатальном центре в обычное время. В каждом третьем случае выбор оперативного метода был связан с тяжестью течения инфекционного процесса.

Возрастная категория материалов: 18+