• За одну ночь Дмитрий Миронов и Павел Рыжко вывезли из опасной зоны 38 человек.
  • Фото: Пресс-служба областного поискового отряда

«Пятый, Пятый, прием»

— Мы прибыли за сутки до того, как вода стала заходить в дома в Черняеве, — припомнил Павел Рыжко. — Сначала давали прогноз, что вода в Амуре во время первой волны поднимется до 10 метров, потом добавили, что ожидается новая волна — уже до 12 метров. В итоге они обе объединились, и Амур поднялся больше чем на 12,5 метра. Местные жители позже говорили, что даже в 2013 году вода не доходила до таких отметок.

— Поэтому люди так легкомысленно и отнеслись ко всем предупреждениям, — добавил Дмитрий Миронов. — Дня за два-три местный пожарный пост оповестил жителей о необходимости эвакуироваться. Но все подумали, что пронесет. Не пронесло…

Пять спасателей из Благовещенска и парни из сельской пожарной части на несколько дней забыли про отдых и сон.

— Хочется отдельно отметить работу пожарных из Черняева, — с улыбкой попросил Павел. — У начальника поста был позывной Пятый, так он в эфире всегда звучал. Работал круглосуточно. Дошло до того, что его дети ходили по огороду с деревянными брусками в руках и играли в папу с рацией. Постоянно твердили в бруски: «Пятый, Пятый!»

Самый сложный день

Тот самый сложный и страшный день, когда в село пришла большая вода, спасатели помнят чуть ли не по минутам.

— В 10:30 вечера нам позвонил начальник поста и сказал, что вода на нижней улице заходит в дома, — припомнил Павел. — Мы выехали по первому адресу — возле самой реки жила пожилая семейная пара, и поток воды уже струился по их двору. Сразу вывезли черняевцев.

 

Дмитрий Миронов:

 

«Однажды меня под лодку затянуло — было неприятно».

 

Буквально за полчаса вода на улице поднялась почти по колено. В сельской группе ватсапа и через громкую связь стали оповещать, что идет эвакуация.

— В первую очередь вывозили женщин и детей, — рассказали наши герои. — Но не все захотели покидать свои дома. На улице Молодежной, первой к Амуру, паренек обосновался на крыше и наотрез отказался уезжать. А картина на самом деле была тревожная — на этой улице старая протока, в которую сразу вошел Амур, и несколько домов оказались буквально на острове.

Драгоценное время, когда местные жители могли добраться до безопасного места и отвести туда свой скот, стремительно уходило. С каждой минутой вода прибывала все быстрее. Ближе к часу ночи спасатели надели гидрокостюмы и пересели на лодку. Люди, которые отказывались от эвакуации несколько часов назад, стали сами просить о помощи.

— Возникли проблемы с эвакуацией скота, — припомнил ту ночь Дмитрий Миронов. — Телятам пришлось связывать копыта и таскать их, словно индейцы, на шестах. А они не понимают, что им хотят помочь — кричат, брыкаются. А еще представьте, что все это происходит в темноте, так как электричество к этому времени уже отключили. Можно было раньше их вывести, но местные чего‑то ждали.

Опасная лесопилка

Было опасно, не скрывают спасатели. Амур затопил местную лесопилку. Бревна, угрожая перевернуть лодки, плыли вместе с бурным потоком по улицам. А течение такое, что с ног сбивает.

— Самая большая сложность, что все это происходило в темное время, — продолжил Павел Рыжко. — Не было видно ни звезд, ни луны, накрапывал дождик. А местность мы еще досконально не изучили. Сколько людей эвакуировали в ту ночь — не считали. Злости не было. В голове держали главную задачу — спасти. Потому что больше их никто не спасет.

8

килограммов весит стандартный гидрокостюм спасателей. Именно в таком обмундировании благовещенцы работали в Черняеве во время наводнения в июне этого года

Уже позже в пункте временного размещения подсчитали, что ребята в ту ночь вывезли из подтопленных домов около 38 человек.

— Некоторые местные жители отнеслись к нам негативно, — признался Дмитрий Миронов. — Это психология: всегда нужно кого‑то обвинить в своих промахах. Но уже во время общения понимали, что мы не могли одновременно быть во всех местах сразу. В приоритете у нас было все‑таки спасение стариков, детей, немощных. Помню, как эвакуировали пожилого грузного мужчину, который недавно перенес инсульт. Сын его довез на своей лодке по тихой воде до нас, а мы уже переправили через самое опасное место — перекат, где была большая разница высот. Поток там был хороший. Однажды меня там сбило с ног и под лодку затянуло — было неприятно.

«Такую память уже не вернуть»

Две недели благовещенские спасатели помогали жителям Черняева — вывозили людей, спасали имущество, помогали привести дома в порядок после того, как большая вода ушла.

 

Павел Рыжко:

 

«Работать приходилось в темноте».

 

— Жалко было смотреть на стариков, — вспоминает Дмитрий. — Плакали они не над утонувшими телевизорами и холодильниками, а над фотоальбомами с семейными фотографиями. Собирали снимки, пытались их как‑то спасти. В такие моменты становилось тяжело на душе. Технику можно вернуть, а такую память уже никогда.

Дмитрий и Павел не считают себя героями, а говорят, что делали свою обычную работу, пусть и с риском для жизни. Самым приятным после такой командировки было не отдохнуть, не отоспаться, а крепко обнять своих близких — жен и детей.

Хвостатые жертвы

Фото: Пресс-служба областного поискового отряда

Под утро амурских спасателей отправили на метеопост на самом берегу Амура. «К этому времени солнышко уже взошло — стало легче. Эмоционально, по крайней мере», — признались герои.

— Мы подошли к нему на КамАЗе, который нам дал хозяин лесопилки — спасибо ему большое, — продолжили парни. — К этому времени в местах, где вода пару часов назад была по колено, поднялась по пояс. На посту остались две героические женщины, которые до последнего снимали показания, спасали имущество. Женщин погрузили в машину, но они не могли уехать без собаки. Пришлось за ней еще полчаса бегать. Сначала животному плот соорудили, на нем толкали. Потом питомица с него спрыгнула и решила уплыть — имущество охранять.

Сильным течением собаку прибило к ограждению в кустах. К этому времени она уже так ослабла, что не стала кусать своих спасителей.

Только на следующий день в 10:30 утра пришла замена — подъехали спасатели из Свободного. К этому времени благовещенцы отработали в Черняеве больше десяти часов. Уставшим ребятам дали поспать три-четыре часа, и начался новый длинный день. На следующее утро им поставили новую задачу — собрать с затопленных дворов животных. На счету Павла и Дмитрия — почти десяток спасенных кошачьих и собачьих душ.

— Собаки сообразительные. Они сразу в лодку прыгают и сидят, будто здесь их дом, — улыбнулись парни. — Один спасенный кобелек даже у нас поселился — охранял базу. Из всех сельских животных только одного песика не успели спасти. На улице Молодежной застрял. Никому в руки не давался, даже хозяина покусал. Унесло его течением. Прошла еще информация, что корова плыла и где‑то зацепилась за колючую проволоку, но найти ее не удалось.

КОММЕНТАРИЙ

Владимир Путин, президент России:

— Я много раз бывал в тех ситуациях, в которых вам приходится постоянно работать. Я приехал и уехал. А вы там, непосредственно с людьми. Я знаю, как это непросто — физически, морально, и вам приходится через все это проходить, из этого состоит ваша жизнь. Я от имени тех людей, которым вы помогаете, которых вы спасаете, хочу искренне поблагодарить за службу, работу. У вас есть свои семьи, дети, близкие люди. Я так понимаю, что по‑другому невозможно: приходится все отключать и думать только о тех, кто ждет вашей помощи. Знаю, как это бывает сложно, когда сталкиваешься с чужой болью, с людьми, которые страдают. И вы протягиваете им руку помощи и поддержки, подставляете плечо, рискуя иногда собственной жизнью. И к сожалению, так бывает, что люди отдают свою собственную жизнь ради спасения других. Ничего более благородного не существует. Спасибо вам большое за вашу работу.

Место подвигу есть и на пляже

Место для подвига в работе спасателей есть не только во время стихийных бедствий. Эта история случилась в июне прошлого года. Однажды вечером поступил сигнал, что посреди Чигиринского водохранилища перевернулся и затонул гидроцикл. Позже оказалось, что он остался на плаву, но люди не могут выбраться на сушу.

— В июне еще достаточно холодно, — рассказал Павел Рыжко. — Парни готовили лодку, а я первым надел гидрокостюм и пошел в воду. А там темно, ничего не видно. Очевидцы показали примерное место, где все произошло, на машине включили дальний свет, но  все равно ничего не видно.

Позже оказалось, что свидетели немного промахнулись с направлением и спасателю пришлось сделать крюк метров в триста. Когда Павел увидел пострадавших, сразу понял, что дело серьезное — счет идет на минуты. На «носу» гидроцикла цеплялись за жизнь испуганные и сильно замерзшие три человека — два парня и девушка.

— Даже в темноте я видел, какие у нее синие губы — явное переохлаждение, — рассказал спасатель. — Вместе с напарником Евгением Сорокиным мы решили первой эвакуировать даму. Небольшой спасательный круг подложили под девушку, держали ее за руки, постоянно с ней разговаривали. А плыть до берега метров триста, и где-то на полпути она стала терять сознание. Тащили на себе. Если бы опоздали минут на 15—20, то девушка могла утонуть. Устали так, что, как только вышли из воды, сразу упали на землю без сил.

Двое парней тоже не пострадали — один из них под наблюдением спасателей добрался до берега своим ходом, а второго эвакуировал на лодке кто-то из отдыхающих.

Возрастная категория материалов: 18+