• Фото: Сергей Селезнёв

Непопулярный амурский Байкал

Зейское водохранилище с его живописными заливами и сопками, летом утопающими в багульнике и полевых цветах, а зимой укутанными снегом, не зря называют амурским Байкалом. Самое известное озеро в стране давно стало центром притяжения для туристов со всей России и мира. Там построены гостиницы и турбазы, разработаны круизы, джип-туры, этнические экскурсии, лыжные и велосипедные прогулки. 

А про красоты нашего моря, образовавшегося 40 лет назад после строительства Зейской ГЭС, знают немногие даже в самой Амурской области. Причины понятны: слишком далёк и неизвестен суровый Зейский район.
 

Потому так исторически сложилось, что в отдаленной территории, куда порой только вертолётом можно долететь, о развитии туризма не задумывались. Из инфраструктуры на берегах красивейшего водохранилища — только старые избушки метеорологов и кордоны Зейского заповедника.

Суровую красоту и удалённость от цивилизации можно и нужно превращать в достоинства, решили энтузиасты Федерации мультиспорта «Амурбайк». И приступили к первым туристическим экспериментам. В прошлом году велосипедисты организовали 75-километровую поездку из райцентра в поселок Снежногорский.

— Мы разговаривали с Лешей Денисенко — известным в Зее тренером, лыжником и одним из основателей «Амурбайка» — о том, как красиво зимой на Зейском водохранилище, — вспоминает зарождение идеи заместитель руководителя «Амурбайка» Роман Шабанов. — Ведь во всем мире по замерзшим водоемам ездят велосипедисты, развивается туризм! Взять тот же Байкал! И Леша говорит: «А я, когда жил в Береговом, крутил на колёса шипы и ездил на велосипеде по льду!» И мы решили собрать компанию, купить специальную резину и попробовать доехать до Снежногорска.

И всё получилось. Фото и видео людей, крутящих педали по льду Зейского моря, облетели весь район и шокировали местных жителей — такого они еще не видели. Зато благодаря соцсетям и СМИ зимними красотами района любовались тысячи жителей региона. В этом году «Амурбайк» решил заезд повторить и усложнить, проехав 80 километров до Берегового. Цель — проложить маршрут, испытать себя и стать примером спортивного образа жизни.

Влюблённые в экстрим: разговоры по дороге

Три машины с велосипедистами и снаряжением выдвинулись из Благовещенска в Зею субботним утром 26 февраля. «Покатушки» они устраивают по выходным, ведь у каждого — работа в офисе или свой бизнес. А такие велоприключения — способ сбежать, а точнее уехать от повседневности.

— Зачем мне это надо? А что дома делать — перед телевизором сидеть?! — смеётся Роман Шабанов, сидя за рулем отечественного «Соболя», под крышу забитого велосипедами. — Когда встречаешь умных и интересных людей, получаешь огромное удовольствие. В таких поездках у тебя не только ноги, но и голова работает: что еще придумаем, куда поедем в следующий раз! Это невозможно остановить!

Рома — один из самых активных двигателей внутреннего туризма в Амурской области. Экономист и юрист по образованию семь лет работал в управлении занятости населения Амурской области. Мотался по командировкам, на два года даже переехал в Райчихинск — возглавлял там городской Центр занятости.

Он помнит день, когда его жизнь изменилась раз и навсегда: 22 февраля.

— Мне года 24 было. Я получил премию и отпускные в управлении занятости, пошел и купил велик Stels Adrenalin. Мне это казалось верхом технического прогресса! — вспоминает Роман. — Продавцы в магазине сказали: «Ничего не бойся, садись и едь на нем домой, тебе понравится!» Я говорю: «Так там же снег?!» А они: «Так это еще кайфовее!» Я сел на велосипед и поехал. Ощущения на всю жизнь запомнил. Это действительно был кайф. И после этого я начал кататься.

Признается: после первых поездок не мог ходить — отказывали ноги. Но с каждым преодоленным километром страсть к поездкам и испытаниям себя росла. Рома познакомился с такими же неисправимыми велосипедистами, объединившимися в «Амурбайк», а позже вошел в руководство федерации.

Сегодня за плечами у генерального директора  стоматологической клиники, неисправимого романтика и отчаянного туриста — самые экстремальные экспедиции Приамурья. Именно он с единомышленниками прокладывал дорогу к месту столкновения и падения двух советских самолетов в Бурейской районе, маршрут по забытой царской дороге в Селемджинском районе, поднимался на горы Брюс и Эзоп, доезжал до дальних сёл эвенков-оленеводов. Он и не заметил, как туризм стал не просто отдушиной, но и образом жизни. А на перспективу — и бизнесом. «Правда пока бизнесом это трудно назвать — только вкладывать приходится. (Смеётся.) В этом году мы с индийцами создали совместное предприятие, будем организовывать туры на космодром Восточный», — удивляет Роман.

А пока он ничего не зарабатывает, а тратит время, силы и средства на необычные экспедиции по области. И завлекает в них людей, влюбленных в свободу и экстрим.

— Звонит Рома и говорит: «А поехали!» И ты снова едешь — хоть куда! — смеется Анастасия Косицына, которая снова согласилась на очередную авантюру. — Я занималась бегом, сноубордом, спортивным туризмом, ориентированием. Но велосипед как-то незаметно захватил часть моей жизни. Если бы пару лет назад кто-то сказал мне, что я буду столько времени и денег тратить на это, я бы покрутила пальцем у виска. Но все так случилось! Я филолог, работаю в УМВД, но что-то не сидится мне с книжкой на диване.

Для Насти это будет уже вторая поездка по льду водохранилища. В прошлом году она доехала до Снежногорского.

— Мы выехали в пургу, метель, было ощущение, что километра через три развернемся и поедем в кафе чебуреки есть. А потом все наладилось, — вспоминает девушка. — Я очень люблю такие мероприятия, когда ты сбегаешь от цивилизации! Ты входишь в медитативное состояние: просто крутишь педали и глазеешь по сторонам! И отключаешься от всего!

— Для меня главное — приключения, а потом уже спорт, — признается сосед по «Соболю» Сергей Соболев.

Покорять Зейское водохранилище один из основателей «Амурбайка» едет в первый раз. Суровый север его не пугает — Сережа вообще не из пугливых. Во время первой поездки на велосипеде по Благовещенску он упал, ударился головой о тротуар и оторвал себе ухо. «Ничего, пришили — и через неделю я снова сел на велосипед», — невозмутимо вспоминает любитель высоких скоростей и выездов на природу.

За рулем своего велосипеда он покорял не только соседний Китай, но и жаркий Таиланд. Сергей в одиночку проехал 1 300 километров вдоль моря от Паттайи до Пхукета. «Да, круто, только жарко, — замечает он. — Две недели заняла поездка. Проезжал примерно по 130 километров в день: слева — море, бриз, жара под 40».

Велосипедный торт для юбиляра

В обед видавший самые красивые и непроходимые виды Амурской области «Соболь» въезжает на автозаправку на федеральной трассе «Амур». И встречает «японку» с тремя велосипедами на крыше и логотипом «Амурбайка» на заднем стекле — свои!

За рулем иномарки — руководитель федерации Станислав Кряжев, а с ним — известный в Благовещенске тренер Екатерина Гончарова и лидер «Амурбайка» в Белогорске Сергей Наливкин. Накануне ему исполнилось 50 лет, но это не помешало ему бросить всё и рвануть в очередное путешествие с друзьями-экстремалами. Сергей и не подозревал, что его ждет сюрприз.

Когда компания села в соседней кафешке подкрепиться борщом, под «Пусть бегут неуклюже» «амурбайковцы» поставили перед ним огромный торт — конечно, с велосипедом. Съедобным!

— Серега, дорогой, всей нашей бригадой поздравляем тебя с внеочередным юбилеем! Новые дороги мы тебе обеспечим, а завтра — желаем пройти соточку до Берегового! — пожелал Роман Шабанов смущенному имениннику.

Торт хотели съесть тут же, но решили — лучше подзаправиться углеводами на ночь перед велоавантюрой.

— После поездки в Снежногорский желание повторить усилилось! Тогда не угадали с погодой: март, оттепель, лёд начал подтаивать, образовалась скользкая колея. Плюс было много снега, дорогу перемело. В этом году, как нам сказали, на водохранилище чистый лёд — как на Байкале. Картина радует! — строил оптимистичные прогнозы Рома Шабанов, пока «Соболь» приближался к Зее.

Он еще не знал, как встретит велосипедистов непредсказуемое Зейское водохранилище.

Сборы и ночь в храме

К вечеру три экипажа добрались до города энергетиков и встретились на территории православного храма Святителя Николая. Соратников по велосипедной религии встречали Алексей Денисенко и его брат — настоятель храма, иерей Александр.

Путешественникам приготовили для ночевки комнаты в старом доме священника. И то, что в нем было всего три кровати, которые отдали девушкам, никого не смутило: велосипедисты спокойно достали спальники и разложили их на полу. К таким походным условиям все привыкли.

Меню на ужин после долгой дороги простое и сытное — пельмени с бульоном. К плите встали представительницы нисколько не слабого, а такого же сильного и прекрасного пола.

Катя Гончарова взялась делать бутерброды для завтрашней поездки. С виду и не скажешь, что эта хрупкая девушка — легенда благовещенских бегунов, или, как они называют себя, «беганутых». Она тренировала членов клуба «Бег к мечте», сейчас занимается со спортсменами индивидуально. 

— Я бегун со школьной скамьи! Прерывала тренировки только на время декрета. А три года назад увлеклась триатлоном (мультиспортивная гонка, в которую входит плавание, велогонки и бег. — Прим. АП). Два года вместе со Стасом Кряжевым мы ездили на марафон IronStar в Сочи, в этом году неожиданно для себя показала очень хороший результат, — скромно рассказывает Катя, нарезая батон. — По льду поеду впервые. Не страшно, меня уверили, что все будет хорошо! Будет ведь не соревновательный темп!

— Да, выживательный! — пошутил заглянувший на кухню Рома Шабанов.

Практически сразу после ужина — отбой.

Подъем в шесть утра, гречка на завтрак, загрузка велосипедов в машины — от храма до водохранилища несколько километров по спящему городу.

— Температура -21, ощущается как -30, — бодро сообщил велосипедистам Алексей Денисенко. Но обратного пути уже не было. Впрочем, никто и не собирался отступать.

Перед отъездом отец Александр провел в храме молебен о путешествующих и пожелал преодолеть трудный путь. С Божьей помощью.

Страдания на льду: ломались велосипеды, но не люди

То, что дорога станет настоящим испытанием, всем стало ясно с первых метров заезда. Когда команда спустила велосипеды с машин и выехала на море, по льду уверенно покатились лишь несколько человек. Остальные начали падать друг за другом. Несколько метров вперед — падение. Снова на велосипед — и опять удар об лёд. Не помогали ни опыт, ни шипованная резина.

Когда первые экстремалы укатились далеко вперед, забуксовавшая группа приняла решение приспустить колеса — но снова падения. Тогда решили, наоборот, накачать колеса по максимуму — и наконец велосипеды поехали по ледяной глади.

Колонна растянулась на несколько километров. Впереди их сопровождал уазик Зейского заповедника с представителями «Амурской правды» и ГТРК «Амур». А позади на «Соболе» — директор Зейского ФОКа Олег Хоменко.

— Они просто сумасшедшие, — констатировал водитель заповедника Евгений Думановский, глядя, как «амурбайковцы» самоотверженно крутят педали, а некоторые даже пытаются обогнать УАЗ. 
 

В первые километры пришлось останавливаться довольно часто: кто-то вспотел и решил снять часть одежды, у кого-то вышла из строя техника, у других от ледяного ветра замерзли руки и ноги. Грелись в уазике чаем и растирали пальцы.

Денис Фролов успевал не только крутить педали, но и весело фотографировать друзей — его экстремальные кадры точно войдут в историю!

— Первые впечатления? Нормальные, даже успеваю по сторонам посмотреть. Очень красиво! — призналась Катя Гончарова, снимая в салоне авто мокрый свитер. — Сначала раз упала, два упала, а потом настроилась! По экстремальности — средняя нагрузка!

Она еще не знала, что через 15 километров без сил рухнет на лёд. Но, конечно, потом снова встанет и поедет.

— В прошлом году первые километры были гораздо тяжелее: буря, снег хлопьями. Сейчас в принципе нормальная погода, но холоднее. Морозно — ранее утро. К обеду будет все хорошо, — строил оптимистичные прогнозы Стас Кряжев. — Езда на велосипеде имеет свою специфику: надо не делать резких движений, подобрать темп и вкатиться! Думаю, когда вкатимся, все нормально будет! Ты едешь и терпишь все это ради финиша! То чувство, которое ты в этот момент испытываешь, ни с чем не сравнить! Это эйфория! Ты это сделал, ты это смог!

— Надо держаться левой стороны! Там снег на льду и ветра поменьше! — заглядывает в машину и прерывает разговор Алексей Денисенко.

После небольшого отдыха все снова на льду — только вперед. В таких авантюрах экстрима мало не бывает, решил оператор ГТРК «Амур» Сергей Селезнев. Он взобрался со своей камерой на крышу УАЗа, на скорости и ледяном ветру снимал то приближающуюся, то отдалявшуюся велогруппу.

Суперспасатель Севастьянов: «30 лет не сидел на велосипеде!»

Не снижал темп и не отдыхал, а потому уехал далеко от группы самый опытный спасатель Амурской области и «начинающий» велосипедист — начальник региональной поисково-спасательной базы «Авиационно-космический поиск и спасение» Алексей Севастьянов.

— Когда 30 лет не сидишь на велосипеде, то попадаешь в совсем неизвестную стихию! — признался он, когда его догнала машина сопровождения. — У меня только одна задача — не подвести ребят! Далеко бы не отстать! Как я первый?! Ничего себе! Пока дыхалки хватает, не устал! Мои тренировки по заснеженным горам помогают! А вообще это оригинально — ехать по льду! Я в детстве только по снегу катался.

Встречный ветер на водохранилище — 25 метров в секунду, прикинул опытный спасатель.

— Ребят, боюсь если остановлюсь, то замерзну! — извинился Алексей Ярославович, поправил модный шарф и поехал дальше.

«Постоянно едем в гору!»

Примерно первую половину маршрута энтузиазм у велосипедистов только прибавлялся: солнце взошло и прогревало, ветер стих, техника привыкла к работе на ледяной поверхности.

Правда без поломок все равно не обходилось. Велосипедных дел мастер Роман Рычков терпеливо помогал соратникам с ремонтом.

— Ярославович, вот когда ты уже дома будешь сидеть, а не по горам и морям ходить? Заведешь курочек, буду к тебе в гости приезжать, — шутя, отчитывал он Алексея Севастьянова, меняя ему лопнувшую велокамеру. Тот только смеялся в ответ.

После долгожданного обеда, во время которого уставшие туристы подкрепились домашними котлетами, бутербродами, салом, яйцами и шоколадными батончиками, погодные условия резко изменились — на водохранилище поднялся сильный ветер, температура упала.

— Такое чувство, что постоянно едем в гору! Очень тяжело, — признавались путешественники, но продолжали крутить педали.

Лидеры и аутсайдеры менялись местами, кто-то шел пешком рядом с велосипедом. Богатырской силы и выносливости турист Роман Вервинский после поломки загрузил свой велосипед на крышу отечественного внедорожника и просто побежал. Часть спортсменов на несколько километров пересели в машину — чтобы немного отдохнуть и отогреть закоченевшие пальцы.

«Ташкент далеко?» — подъехал и весело поинтересовался у отдыхающих на привале друзей Рома Шабанов. Юмор в тяжелые моменты спасет если не мир, то уставших туристов — точно!

Стас Кряжев попытался собрать всех в одну колонну и предложил замыкающему Сергею Наливкину проехать вперед на машине и присоединиться к основной группе. 

— Серега, доедешь на машине до Севастьянова и с ним поедешь! — скомандовал Стас.

— Нет, я сам, потихоньку! — улыбался тот в ответ.

— Ты можешь сделать так, как я прошу?! Нам надо нагнать расстояние! Мы же так до девяти вечера будем ехать! — возмущался Стас.

— У нас еще есть время. Вы едьте, я за вами, — не сдавался принципиальный Наливкин.

— Да делай, что хочешь! — махнул рукой Кряжев, сел на велосипед и помчался вперед.

Немного отдохнуть удалось во время перехода через перешеек по тайге.
 

Сначала группа поднялась в горку, а затем их ждал долгожданный спуск. А после возвращения на лёд — новый вызов. Видимо, во время ледостава на поверхности моря была волна, поэтому почти 200 метров пришлось ехать по острым снежным торосам.

Однако после этого лидирующую группу ждало совсем неожиданное испытание — решив, что до Берегового уже рукой, а точнее колесом подать, уазик уехал чуть дальше, чем надо было. На 13 километров.

Окоченевшие велосипедисты доехали до машины без остановок почти через час.

— Вы ума сошли?! Зачем так далеко уехали?! Мы же на морально-волевых последние километры ехали! Ни погреться, ни перекусить! — справедливо отчитывали они водителя и журналистов.

Но, выпив горячий чай с бутербродами и сосисками в тесте, подобрели и простили.

Когда гонщики подъехали к берегу, на небе показались звезды. Путь в 80 километров команда преодолела почти за 11 часов — на машинах береговчане проезжают это расстояние за полтора часа. До поселка — еще пять километров. Экстремалы въезжали в Береговой в свете уличных фонарей.

— Рад за себя, смог преодолеть маршрут: ноги не отказали и техника не подвела, — признался Роман Шабанов. — Хотя условия были реально экстремальные. Были ситуации, когда я шел пешком, ноги болели так, что и не знал, смогу ли опять сесть и поехать. Но опыт преодоления больших расстояний сказывается. Я знал, что если не смогу ехать, то смогу идти.

— Все получилось! — добавил, казалось, совсем неуставший Алексей Денисенко. — Со стороны, может быть, кажется, что мы едем и получаем удовольствие. Но мы страдаем: болят мышцы, хочется кушать, пить, психологическое напряжение. Но мы, как покорители вершин, поставили цель и ползем к ней из последних сил! И доползли! Все ради этого! И мы знали, что нас ждут в Береговом дети: мы хотели быть примером для них!

Все ради детей

Путешественники переночевали в школьном интернате: многим снился лед. Утром гостей ждали школьники.
 

На встрече в музее велосипедисты рассказали о своих походах, развитии туризма и о том, как красива Амурская область. В этом может убедиться каждый — стоит только захотеть.

— Мы рады, что привезли в Береговой если не весну, то наше тепло. И, думаю, зиму точно увезем! — смеется Роман Шабанов. — Это такой кайф, когда видишь детей и понимаешь, что все не зря. Себе я уже все доказал. А если пойму, что после меня кто-то заразился туризмом головного мозга, буду очень счастлив! Особенно если это дети из Берегового или других отдаленных поселков. Мы всегда стараемся в наших поездках встречаться со школьниками и пропагандировать спорт, туризм. Хотелось бы, чтобы власти Зейского района поняли, что у них район бесценный. И люди бесценные. И если вы не помогаете, то хотя бы не мешайте. Хотя бы просто встретьте и пожмите руку тем, кто что-то важное для района делает! А лучше, конечно, помогайте!

После экскурсии по поселку золотодобытчиков экспедиция отправилась в обратный путь — уже на машинах. Но посреди моря они все-таки опять пересели на велосипеды и устроили коллективную прогулку по льду. Уже не ради испытаний, а в удовольствие.

Спустя несколько дней после экстремального заезда ребята признаются: усталость и эмоции от сложнейшей дистанции ушли — в памяти лишь дружеское общение, забавные ситуации и потрясающая природа.

Теперь всех мучает только один вопрос: когда лёд Зейского водохранилища перестанет сниться?

Спортсмены благодарят за помощь в организации поездки ФОК города Зеи, Зейский заповедник, храм Святителя Николая и школу поселка Береговой.

Возрастная категория материалов: 18+