Фото: Архив АПФото: Архив АП

Выплаты в помощь

500

килограммов мяса в год ест в природе один волк

Проблема большой популяции волка актуальна в Амурской области последние несколько лет. Причем она усугубилась с 2014 года, когда охотникам перестали выплачивать премии за убитых хищников. За те пять лет популяция «санитаров леса» выросла до угрожающих размеров: согласно учету 2018 года, численность составляла 4 125 особей. В северных районах волки стали выходить к поселкам, нападать на фермерские стада. В 2019-м выплаты из регионального бюджета вернули — сегодня за каждого серого хищника выплачивается 7,5 тысячи рублей. И это сразу дало результат.

— Численность на сегодня еще высокая — 3 015 особей, а должна составлять в два раза меньше — 1700—1800 волков. Но хорошо, что благодаря возобновлению выплат, по крайней мере эта цифра уже перестала расти, — рассказывает заместитель начальника управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области Иван Болотский. 

Как мотивировать охотников

Сами охотники уверены: изменить ситуацию могут профессиональные волчатники. Положение о признании особого статуса для них разрабатывали Общество охотников и рыболовов Амурской области, Общество военных охотников Белогорска и Архаринский промхоз. По задумке общественников, претендовать на статус волчатника могут опытные звероловы, у которых за плечами не один пойманный серый хищник. Особый статус позволил бы им участвовать в регулировании численности волка и бонусом получать льготное разрешение на добычу парнокопытных. Этот вопрос обсуждали на Общественном совете амурского управления по охране животного мира еще в прошлом году.

Самыми распространенными способами охоты на волков считаются охотничьи бригады. Такая практика была в Приамурье в 80-е годы: при каждом промхозе работали штатные охотники. Такой опыт и сейчас остался в некоторых регионах.

— Необходимо урегулировать еще и нормативную базу для того, чтобы не оказаться закованными между общими требованиями и конкретной ситуацией. Например, когда даже охотник-волчатник при промхозе не может участвовать в регулировании численности — потому что сезон на этого зверя закончился или потому что показатель количества зверя в общем по территории не соответствует европейским стандартам добычи, — отмечает председатель правления Амурской региональной общественной организации «Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов» Сергей Калещук.

«Сейчас в Приамурье всего человек двадцать, которые занимаются охотой на волка: у них свои секретные тропы, свои хитрости и традиции».

Проще говоря, сколько ни завлекай дополнительной путевкой на косулю, а самостоятельно сдвинуть сроки охоты на волка не получится. Хотя охотиться на хищника в Приамурье волчатнику необходимо разрешить круглогодично: когда встретил, тогда и добыл, считают охотники.

Волчатники уходят

В областном управлении по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира уверены: разработанное общественниками положение необходимо. Однако кардинально проблему оно не решит. В Приамурье практически не осталось волчатников.

3015

особей составляет сегодня численность популяции волка в амурских лесах при норме 1700-1800

— Ситуация, можно сказать, плачевная: прежнее поколение охотников уходит в силу возраста, а приток молодых кадров совсем небольшой, — констатирует начальник отдела охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания Павел Диких. — Сейчас в Приамурье всего человек двадцать, которые занимаются охотой на волка: у них свои секретные тропы, свои хитрости и традиции. Не просто это — добывать такого хитрого и опасного зверя, как волк. Да и семь с половиной тысяч за добытого хищника — вознаграждение откровенно маленькое.

Чтобы стимулировать охотников, управление выступило с инициативой увеличить вознаграждение вдвое — до 15 тысяч рублей. На это потребуется около четырех миллионов рублей. Предложение поддержали депутаты регионального Заксобрания, сейчас инициатива находится на рассмотрении в правительстве Приамурья.

Волков — бояться?

На вопрос, не преувеличена ли опасность и наносимый волком ущерб, Павел Диких советует:  

— Спросите у фермера, у которого волки порезали стадо — например, в Архаринском районе, граничащем с Хинганским заповедником. Или у эвенков-оленеводов, которые ежегодно теряют по 500 северных оленей. Плюс волки болеют бешенством — в регионе фиксируются случаи их выхода в села и нападения на людей и домашних животных.

Чтобы стимулировать охотников, управление выступило с инициативой увеличить вознаграждение вдвое — до 15 тысяч рублей.

Тигр не помеха

В Амурской области сейчас живет шесть тигров. По мнению ученых, если на территорию приходит полосатый хищник, серый уходит. «Наличие тигра косвенно лишает волка кормовой базы: при споре за добычу добыча останется за тигром, — говорят специалисты. — Но амурская тайга большая — места хватит всем». 

Возрастная категория материалов: 18+