• 1976 г. В. В. Белоглазов с Олей Виноградовой. Архив «Ровесников»
  • В телестудии Останкино на съемках «Голубого огонька». Москва, 1979 г. Архив «Ровесников»
  • Вячеслав Васильевич с Олегом Нерадовских и Ларисой Ермолиной. Архив «Ровесников»
  • «Казачок» на палубе «Авроры». Архив «Ровесников»
  • Генеральный прогон в центральной студии. Архив «Ровесников»
  • Цыганский танец на зеленой стоянке. Архив «Ровесников»
  • Выпуск 1982 г. Архив «Ровесников»
  • Архив «Ровесников»
  • Архив «Ровесников»
  • Архив «Ровесников»
  • Архив «Ровесников»
  • Архив «Ровесников»
  • Архив «Ровесников»
  • Архив «Ровесников»
  • Архив «Ровесников»
  • Архив «Ровесников»
  • Архив «Ровесников»
  • Архив «Ровесников»
  • Архив «Ровесников»
  • Архив «Ровесников»
  • Архив «Ровесников»
  • Архив «Ровесников»
  • Архив «Ровесников»
  • Архив «Ровесников»
  • Архив «Ровесников»
  • Архив «Ровесников»
  • Архив «Ровесников»
  • Архив «Ровесников»

«Мы доверяли друг другу»

Алексей Самарин, выпускник 1975 года, Благовещенск. Экс-министр культуры Амурской области, бывший министр культуры Сахалинской области

— Это было удивительное и неповторимое время. Мы просто жили во Дворце пионеров и всё свободное время, кроме школьного, проводили именно там. Нас ревновали наши школьные друзья, потому что вся наша основная жизнь проходила именно в ансамбле «Ровесники». Мы были свидетелями начала организации самоуправления коллектива. Многие традиции, которые именно тогда рождались, живы до сих пор. И мы принимали в этом самое непосредственное участие. Причем нам была дана такая свобода, при которой мы могли решать и делать так, как считали нужным. Иногда об организации каких‑то праздников, мероприятий Шеф (так уважительно Ровесники называли своего педагога между собой. — Прим. авт.) узнавал, когда мы были уже на самом мероприятии или на сцене. Что‑то ему нравилось, что‑то нет. Мы спорили, мы имели право на собственное мнение, которое с жаром отстаивали и защищали. Иногда это было очень горячо, даже жестко; нам казалось, что только наше мнение правильное. У шефа всегда хватало выдержки, педагогического чутья, и он прекрасно умел такие моменты сглаживать. Поэтому мы не боялись делать ошибки, понимая, что мы можем их всегда исправить и сделать лучше, чем мы могли бы сделать это без его помощи. Мы доверяли друг другу. В ансамбле я руководил сектором дней рождений более 5 лет, мы организовывали все большие праздники и мероприятия, а День рождения ансамбля был апофеозом всей нашей работы за целый год. Наверное, эта работа в творчестве и определила мою дальнейшую жизнь. И после окончания физико-математического факультета Благовещенского пединститута я пошел в культуру, где проработал 42 года.

«Попасть в коллектив всегда было непросто»

Елена Федина, выпускница 1985 года, Благовещенск.  Художественный руководитель хореографического ансамбля «Ровесники»

— У каждого в памяти — свое впечатление о первой встрече с Вячеславом Васильевичем. Для меня это ощущение неожиданной, накатившей почти физически, силы духа.

Трудно передать, как много значил он для меня. Рядом с Вячеславом Васильевичем прошла лучшая часть моей жизни — детство, юность, начало зрелых лет. Он взял меня в ансамбль семилетней девочкой. С этого момента круто изменилась и вихрем понеслась вся моя жизнь. Часто вспоминаю мое детство — всё оно, в сущности, было связано с «Ровесниками». Попасть в коллектив всегда было непросто. Существовал очень строгий отбор, так как всех желающих взять не могли. Но тот, кто становился Ровесником, с гордостью нес это имя всю свою жизнь.

Мне выпала счастливая судьба побывать с Вячеславом Васильевичем на гастролях. В поездках, как он говорил, открывались и мы сами. Вячеслав Васильевич был любознательным человеком и старался показать нам как можно больше.

Вспоминаю Ленинград. Приезжаем на экскурсию в Эрмитаж. Мы обошли его за несколько часов. Выходим и ждем Вячеслава Васильевича. А его нет. Час, другой проходит. Когда он вышел, то был расстроен — от того, что мы умудрились так быстро просмотреть шедевры нашей истории и культуры.

Вообще, школа «Ровесников» оказалась школой высокой пробы — целым университетом, создатель которого обладал способностью объединять детей через творчество и умел предопределить их дальнейшую судьбу во взрослой жизни. Многие стали педагогами и пошли по его стопам.

И я считаю, что лучший способ сохранить память о нем — это воспитание его учениками новых поколений. Чтобы не прерывалась времен связующая нить, как говорят романтики.

Сегодня своих детей мы готовим к пониманию основной, пожалуй, истины: мы должны действовать, чтобы хоть что‑то изменилось к лучшему. Должны действовать во имя будущего, во имя тех, кто придет после нас. И, наконец, мы должны действовать, чтобы не потерять высокое звание ЧЕЛОВЕКА! Такова аксиома Вячеслава Васильевича Белоглазова. Он утвердил ее примером всей своей жизни.

«Он был учителем, который влияет на судьбу»

Светлана Городович, выпускница 1981 года, Благовещенск. Директор школы «Наш дом»

— Спустя много лет я все чаще задумываюсь о том, что Вячеслав Васильевич не был для меня учителем, которому бы я доверяла свои тайны, переживания, тревоги, который давал бы мне какие‑то советы, решал мои детские проблемы. Нет. Он был величиной, тем учителем, который влияет не на ситуацию, а на судьбу. Причем на судьбу не только мою, но многих ребят-Ровесников, и я это наблюдаю спустя много лет. Он влиял именно той самой авторской системой воспитания, уникальной системой, внешним обликом, очень яркими, честными эмоциями, образным словом, которым владел в совершенстве. Сейчас говорят, что главная задача воспитателя — социализировать детей, дать возможность ребенку войти в этот мир. Он не приспосабливал нас к миру, не социализировал, но он призывал быть другими и помогал в этом. Призывал быть лучше, чем тот мир, который нас окружал, а значит — призывал менять его к лучшему. И в этом он был мощнейшим, не ординарно мыслящим мотиватором. Он был другим в этом мире и преображал его, как будто призывал нас заглядывать в будущее, отправлял нас туда, чтобы мы были лучше. Вот это как раз и есть та черта, которая отличает хорошего учителя от великого. Таким, несомненно, был Вячеслав Васильевич.


«Где бы я еще задал вопрос легендарному Махмуду Эсамбаеву!»

Александр Садчиков, выпускник 1980 года, Благовещенск. Водитель Амурского областного суда

— Ансамбль мне подарил очень много друзей. Мне повезло, что всё свое детство и юность я провел рядом с таким прекрасным человеком, как Вячеслав Васильевич. Он был не просто мудрым педагогом, но и очень чутким человеком. Если я приходил на репетицию не в настроении, он всегда интересовался, в чем дело. За все десять лет пребывания в ансамбле я не видел его понурым или уставшим — идя в ансамбль, он нес нам только положительные эмоции. А сколько интересных людей я узнал благодаря Клубу интересных встреч! Все гости города тут же становились гостями нашего ансамбля. Ну скажите, где еще можно было задать вопрос легендарному Махмуду Эсамбаеву или станцевать вместе с донскими казаками?

«Мы, малышня, слушали его мудрые слова и старались понять»

Ольга Прохорова, выпускница 1997 года, Краснодар. Заместитель гендиректора по персоналу 

— Его выражение «Важно не только слышать, но и слушать» — одно из самых запоминающихся для меня из детства. Я помню, как Вячеслав Васильевич часто говорил старшим ребятам на репетициях о честном отношении к жизни, окружающим людям и его честном отношении к детям. А мы, еще совсем малышня, уже тогда слушали его мудрые слова и старались понять.

Он развивал в нас эмоциональный интеллект, который закладывается именно в раннем возрасте. Эмпатия, понимание своих и чужих эмоций — это очень важный навык для гармоничной жизни в обществе. Он воспитывал в нас ответственность. Мы не могли представить, что можем не сделать то, что пообещали. «Быть безответственным — это как быть двоечником, только еще и бессовестным. Это страшно, ведь безответственность — это почти равнодушие», — говорил нам Вячеслав Васильевич. Ответственность — это то, что оттачивают педагоги и сейчас. Общаясь с молодым поколением, я убеждаюсь, что все законы нашей «ровесничей» жизни, сформулированные когда‑то нашим педагогом, — живут! На одной из репетиций я услышала и запомнила на всю жизнь: «Вы носители культуры не только на сцене и во Дворце пионеров. Вышли из ансамбля и забыли про культуру? Тогда всё это неправда, нечестно. И в школе, и в автобусе, и в гостях — вы носители культуры и культурные люди».

Он заложил в нас очень правильные нормы человеческой жизни. Труд, честность, готовность помочь, порядочность, уважительное отношение человеку любого возраста и стремление делать всё, за что ты берешься, на высоком уровне. Это очень помогает в жизни, в том числе и в профессиональной. Коллегам легко работать с нами, мы никогда не ноем — берем и делаем. И для нас не бывает «Меня не касается». Это школа «Ровесников». Система Белоглазова — это проекция сложной взрослой жизни. В самом чудесном и настоящем детстве, полном красоты, хороших привычек и исключительных людей, с которыми тебе повезло встретиться в жизни.

«Совет самоуправления был очень неординарным шагом»

Игорь Селезнев, выпускник 1983 года, Благовещенск. Директор ООО «Востокдорконтроль»

— Мне было 7 лет, когда я, мальчишка из рабочего района, оказался в совершенно другом мире. В 1973 году в Доме молодежи шел отбор в ансамбль, нас по пять человек заводили в комнату и просили станцевать под музыку. Мы повторяли движения за красивым статным мужчиной, а потом он отвел меня в сторону, стал «тянуть ногу» и сказал: «Вы приняты». Позже я узнал, кто это. Он был для меня человеком из другого мира, практически из космоса. Доцент, кандидат наук, заведующий кафедрой — а мы повторяли за ним танцевальные па.

От него шла такая мощная, сильная энергия, и я сразу понял, что он отличается от других людей. Красивый, подтянутый, спортивный, с благородной сединой. Примерно в седьмом классе я стал ближе с ним общаться, и именно тогда формировался мой характер. Он всегда общался с нами как со взрослыми, пытался донести до нас ценности, мотивировал. Помню, как мы разучивали танец Понтозоо. Это очень тяжелый физически номер. Не успевали закончить прогон и снова шли на исходную позицию. Он понимал, что нам тяжело, но не муштрой, а разговором пытался нас мотивировать. Педагог доносил до нас именно то, что хотел вложить в нас, и мы понимали его.

Книги по личностному росту, которые я читаю сейчас, во многом перекликаются с тем, что заложили нам в детстве. Например, совет самоуправления, который создал Вячеслав Васильевич, был очень неординарным шагом в то время. И он этому уделял очень большое внимание. Дети пытались управлять, размышлять, высказывать свое мнение. И поэтому Ровесники часто отличались от своих сверстников в школе. Вячеслав Васильевич заражал своим примером, и я, неожиданно для себя, после учебы в Благовещенском сельхозинституте остался преподавать на кафедре. Затем, окончив аспирантуру, в 29 лет стал кандидатом наук, а далее — деканом. Сейчас у меня свой бизнес.

В ансамбле я нашел свою любовь, с которой мы живем уже 38 лет. Наши дети, а сейчас уже и внуки, тоже танцуют, и наша жизнь неразрывно связана с родным коллективом. Мы, наверное, первая пара «Ровесников», которая стала семьей.

«Ансамбль стал для нас всех родным домом»

Лариса Альбеева, выпускница 1988 года, Благовещенск. Начальник управления организационной работы Благовещенской администрации

— В моей памяти всегда всплывает образ Вячеслава Васильевича, когда он выходил на сцену в белом костюме, со своей белоснежной шевелюрой. И мне казалось, этого уже достаточно! Им можно было просто любоваться. Конечно, Вячеслав Васильевич повлиял на выбор моей профессии. Но так получилось, что педагогом я не стала, но сейчас занимаюсь организационной работой и часто вспоминаю профессиональные уроки, которые мне очень помогают. Он говорил нам: «Любое дело надо уметь организовать, спланировать, а если ты не сумел организовать, тогда сделай все сам».

«Ровесники» для всех нас — это большая семья, но для меня еще и мой любимый муж, с которым мы познакомились в ансамбле еще в первом классе. Вместе мы уже более 30 лет. Наши дети тоже ходили в ансамбль. В этом году дочь уже выпускается. И ансамбль стал для нас всех родным домом.

«Его имя всегда произношу с гордостью»

Галина Панкрац, выпускница 1991 года, Благовещенск. Поэтесса, радиоведущая

— Наверное, сейчас уже никого не удивляет, что «Ровесники» — это не только концерты, гастроли, тренажи, репетиции и традиционный генеральный прогон всей программы по вторникам. Как ни странно, но в хореографическом ансамбле танцам всегда была посвящена лишь часть времени.

Помню, что мы всегда были чем‑то заняты и постоянно к чему‑то готовились. Многочисленные клубы — «Почемучки», «Золотой рожок», «Клуб интересных встреч», «Семейное воспитание»… Создание шефских семей, жаркие споры на совете самоуправления, оформление праздников, конкурсы стенгазет, организация и проведение самых разных мероприятий — от небольшого чаепития до осеннего бала и выпускного капустника.

«Ровесники» — это и мой первый выход на сцену с микрофоном. Так решил основатель ансамбля Вячеслав Васильевич Белоглазов и поручил мне вести мероприятия. А мой первый педагог-хореограф Елена Георгиевна Дубоделова предложила мне читать стихи со сцены. И я читала и вела. Читаю и веду до сих пор.

Имя Вячеслава Васильевича я всегда произношу с неподдельной гордостью. Мне повезло быть его ученицей. Мудрый, строгий, справедливый, элегантный и очень красивый — таким я помню Белоглазова.

«В ансамбле был закон «ноль-ноль»

Константин Коротаев, выпускник 1981 года, Южно-Сахалинск. Старший врач-хирург Антарктической полярной станции «Восток»

— Мы не живем прошлым, у нас у всех свое настоящее, своя жизнь, семья, работа, свои интересы. Но прошлое мы никогда не забываем, потому что оно у нас было. Была наша семья, и всё хорошее, что мы имеем — это всё оттуда, из детства. Честность, преданность, чувство юмора есть у всех учеников Вячеслава Васильевича. Один из важных моментов лично для меня — это быть точным. В ансамбле был закон «ноль-ноль». Если написано: начало в семь ноль-ноль, значит нужно прийти заранее и начать именно в семь ноль-ноль. Этого принципа я придерживаюсь до сих пор.

«После гастролей нас отчислили — это была наука на всю жизнь»

Эдуард Тихонов, спецвыпуск 1982 года, Благовещенск. Депутат Благовещенской городской думы, директор автобазы правительства Амурской области

— «Ровесник» для нас всегда был вторым домом, и в такой день мы всегда вспоминаем наших учителей и, конечно, Вячеслава Васильевича. Строгого, но справедливого. Мы все знали, что на первом месте для него дисциплина и огромная любовь к танцам. Наше поколение знает про спецвыпуск. Так получилось, что на гастролях мы, как бывает у многих мальчишек подросткового возраста, решили попробовать спиртного. Шеф узнал об этой вечеринке и с каждым провел серьезный разговор. По возвращении с гастролей нас отчислили из ансамбля — за год до выпуска. Сказать, что мы очень переживали — ничего не сказать. Но шеф принял решение и настоял на своем. Хотя он тоже очень переживал, ведь мы были золотым фондом, все как на подбор высокие, стройные, хорошие танцоры. Мы ходили к нему с повинной, просились назад… Но педагог остался верен своему слову. А нам была наука на всю жизнь. Дисциплина и порядок, невзирая на личности и достижения, — прежде всего. Наверное, этот фактор повлиял на мой жизненный выбор: я и еще четверо выпускников спецвыпуска пошли после школы в военное училище. Но про ансамбль никогда не забываем, это наш дом родной. А Вячеслав Васильевич Белоглазов и Николай Михайлович Виноградов (педагог ансамбля, заслуженный работник культуры РФ, отличник народного просвещения России) были нашими отцами-воспитателями и дали нам путевку в жизнь.

«Именно таким должен быть настоящий мужчина!»

Владимир Архипов, выпускник 1985 года, Париж. Продюсер

— Вячеслав Васильевич был для меня настоящим примером! Мне, мальчишке, всегда казалось, что именно таким должен быть настоящий мужчина! Хотелось учиться у него не только танцу, но и уму, мудрости, манере разговаривать с людьми, галантности в общении с женщинами и девочками, уважению к коллегам и любви к друзьям. Хотелось быть таким же сильным и спортивным, как он! После моих родителей этот человек больше всего повлиял на мое становление как личности в этой жизни.

Я был, есть и буду всегда благодарен ему и всему моему любимому ансамблю «Ровесники» за то, что они подарили мне ТАКОЕ детство и ТАКУЮ жизнь!

«С его уходом мир изменился»

Артем Александров, выпускник 2000 года, Москва. Индивидуальный предприниматель

— Белоглазов был безусловным авторитетом и, в первую очередь, — для моей мамы, которая оканчивала педагогический. Она говорила, что он невероятный, и именно она меня привела в ансамбль. В детстве я был хулиганистым и не признавал авторитетов, и, наверное, пошел бы от противного, но когда Вячеслав Васильевич входил в студию, я замолкал. Он ничего не делал, но я на него смотрел и понимал: «Молчи, Артем». И мне уже не нужно было делать замечаний. Это чувство было на уровне ощущений, большое и уважительное… А еще у нас была в ансамбле традиция здороваться с педагогами танцевальным поклоном. Идет педагог — я здороваюсь, делаю поклон и бегу дальше, а если идет Белоглазов, мне нужно было подойти поближе и заглянуть ему в глаза, обязательно нужно было их увидеть, поймать контакт. Каждый поклон отпечатывался в голове, тогда для меня это было важно. С его уходом мир изменился, хотя я сразу этого не понял.

Старшие ребята были «активными воспитателями»

Детский хореографический ансамбль «Ровесники» создал в 1967 году кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РСФСР Вячеслав Васильевич Белоглазов. Он был художественным руководителем ансамбля с 1967 по 1994 год. Для Белоглазова ансамбль стал лабораторией, где многие годы проходил естественный педагогический эксперимент, отрабатывалась новаторская система взаимного воспитания и обучения, по которой коллектив живет и работает по сегодняшний день. В этой системе педагог становится наблюдателем, регулятором всего процесса воспитания, а старшие ребята — «активными воспитателями и наставниками». В процессе многолетнего естественного эксперимента Белоглазов внедрял и проверял на практике теоретические положения выдающихся советских педагогов Антона Макаренко, Станислава Шацкого, Игоря Иванова, Владимира Караковского, использовался опыт детских центров «Океан» и «Орленок».

Важным элементом системы является совет самоуправления ансамбля. Его возглавляет председатель (учащийся), педагоги курируют и помогают. Сменяемость актива позволяет каждому попробовать себя в роли руководителя и в других видах деятельности. Дети учатся ответственности, организованности, умению планировать и рационально использовать время, имеют возможность проявить свои организаторские способности, раскрыть и развить имеющиеся таланты. Многие выпускники ансамбля стали впоследствии педагогами.

Также внедрена система так называемых шефских семей — это важная основа разработанной и успешно внедренной системы воспитания, не имеющей аналогов в мире. Отличительная черта шефства в том, что оно осуществляется на основе принципа семейных отношений. Дети объединены в микрогруппы-семьи по принципу «старшие — средние — младшие». Через такие семейные объединения старшие Ровесники учатся заботиться о младших, передают малышам традиции.

Особая сфера жизни в ансамбле – это клубная деятельность. Несколько раз в год педагоги совместно с детьми организуют занятия в клубах «Сказки», «Почемучки», «Золотой рожок». В «Клубе интересных встреч» дети знакомятся с артистами, посещающими Амурскую область.

55-летие отмечает в этом году хореографический ансамбль «Ровесники». У него много регалий: заслуженный коллектив народного творчества Министерства культуры Российской Федерации, образцовый художественный коллектив Министерства образования и науки России, лауреат премии Ленинского комсомола, обладатель Золотой медали Фонда Мира, Золотой медали и премии имени М. В. Ломоносова, лауреат всероссийских и международных фестивалей ЮНЕСКО.

Возрастная категория материалов: 18+